Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
человека и человечества.
Нет человека, чья жизнь была бы беспроблемной. Даже если ему удалось за спиной родителей не знать проблем поиска большего заработка и улучшения жилищных условий, то он создал своим детям множество проблем и, соответственно, у него самого в отношениях с детьми возникнут проблемы. Для всех людей, в отличие от животных, проблемой является уже осознание своей смертности, возможности гибели в любой момент без предупреждения. Единственное неоспоримое никем равенство –это равенство всех перед смертью. По случаю смерти кого-либо рядом животные не размышляют, хотя и могут умереть от тоски после смерти хозяина. Размышления о конечности жизни породили еще у далеких предков наших грезы о жизни после смерти если не для тела, то хотя бы для души. Жизнь нас учит не увлекаться пустыми фантазиями, а не забывать, что бессмертие наше неоспоримое в делах и детях. Какие созданные тобою вещи, идеи и отношения останутся жить десятилетиями после тебя у близких, какую память оставишь о себе в побывавших рядом? Каким другом окажешься в первую очередь своим детям? Пока будут жить помнящие тебя и ты будешь продолжать жить, хоть уже не кушая, но еще кого-то смеша или расстраивая, уча отношению к жизни. Сократ будет жить, пока надо, его цитируя, напоминать: «ешь, чтобы жить, а не живи, чтобы есть».
Проблемами для каждого является необходимость периодического пересмотра вопросов о ресурсах для жизни, где и с кем жить. На всю жизнь надо распределить небесконечные запасы сил жить, от физических и сексуально-гармональных до интеллектуальных и духовно-нравственных. На какого специалиста, какую семью до скольки лет хватит сил? Какой дом в каком месте поставишь, сколько детей на ноги поставишь так, чтобы не попрекали: «зачем завел?» И чем кормишь свое тело, свою душу? Родился ли ты духовно и нравственно, или только животным живешь? Умеешь ли избежать глупой и нелепой смерти, живя так, что смерть тебя не застанет врасплох, хотя не готовился и даже не думал о смерти? Не рискуешь ли бесценным даром жизни зря и не пролетает ли время жизни попусту, на излишние игры и постыдные дела? Спешишь ли делать добро и умеешь ли противостоять злу так, чтобы, не служа и не помогая ему, сберечь свою жизнь и не опозорить?
Проблем жизни человека великое множество и для науки с философией, начиная от понимания аборта и клинической смерти, до изучения возможностей лечить генетические заболевания и продлевать жизнь клонированием, пересадкой стволовых клеток, методами генной инженерии и использования органов только что умерших. У всех научных проблем есть не только нравственно-гуманистический, но и общефилософский аспекты, поскольку сами ученые в своих увлечениях многое не знают или не учитывают, от чего абстрагироваться нельзя, хотя бы помня о потомках, которым мы должны облегчать, а не усложнять жизнь. Философию заботит прежде всего проблема обучения людей видеть и делать свою жизнь активной частью жизни рода, народа, государства, человечества.
Смерть нужна людям по многим причинам и не является только злом в жизни общества, хотя бы потому, что освобождает для молодых место под солнцем от одряхлевших, как уборщица, собирая и вынося хлам. Да и для умершего, нередко, смерть чуть ли не счастье, спасение, если линию жизни так и не выправил после незабываемого грехопадения, или при потере вкуса к жизни, целей и идеалов, когда живой завидует мертвым. Смерть становится несчастьем для любивших покойного и зависимых от него. Если погибнут родители, студенту придется бросать учебу и оказаться лишенным многих видов помощи, его жизнь кардинально изменится, но какие из этого выводы, пока родители еще живы? Если психика здоровая, мы не живем ужасными для нас представлениями, но, нередко живем, относясь к родителям хуже животных, будто родители вечны и бесконечно нам должны, раз завели, будто у них нет своей жизни.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.