logo search
Лекции по философии

Тема 27.Онтология. Единство мира.

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Бытие как таковое, имеющее всеобщие законы изучает онтология. Уже автор термина «бытие» Парменид в тезисе о тождестве бытия и мышления утверждал познаваемость мира человеческим мышлением. Вопрос о единстве мира, всего бытия или изначальной множественности, значит и невозможности ее верно познать и изменить на лучший мир, неизменности его основ наиболее остро встал перед философией Нового времени, в эпоху подготовки буржуазных демократических революций. Перед каждым человеком при решении разных проблем встает гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» и надо понимать, что для тебя сейчас значит здесь быть или не быть (студентом и супругом, надежным товарищем и сотрудником, западным или восточным человеком, но 21 века и т.д.)? Каким где кому быть можно и каким нельзя? У каждого множество взаимодействующих между собой видов природного бытия, социального и духовного, политического, правового и нравственного, космического и личностного. Получше знать структуру и тайны собственного бытия – это побольше понимать в своей судьбе и что от тебя самому тебе и другим можно или не нужно ждать.

Названный в онтологии основным вопросом философии, вопрос об отношении души к телу, духа к природе, сознания к материи, идеального к материальному, общественного сознания к общественному и природному бытию, мышления к бытию вообще позволял давать взаимоисключающие ответы. В философии сложились школы верящих в единство мира монистов и утверждающих множественность коррелирующих, но независимых изначально форм бытия плюралистов. Среди монистов конкурируют два противоположных мнения: материалисты и идеалисты. Заслуга первых в смелой попытке везде (в природном и социальном) видеть объективное, независимое от человека и человечества, изменяемое только в форме, но по законам самого материала, а заслуга вторых в умении видеть и отстаивать важность идеалов, субъективных моментов, мотивов поведения, духа и души. «Мир не просто существует, он еще и наполнен тайной»(О.Шпенглер). Кто прав среди монистов и правы ли монисты против плюралистов – вопрос открытый доныне, поскольку бесспорного доказательства позиции нет.

Монисты создали субстратное, функциональное и атрибутивное доказательства единства мира, но безупречного и окончательного пока нет. Достоверно даже не знаем: мир един или миров много совершенно непохожих и, следовательно, непознаваемых для нас? Простейшей формой плюрализма был дуализм (Декарт, Кант). Заслуга дуалистов в критике и тем самым помощи преодолеть вульгарности современных им форм материализма и идеализма, а слабостью дуалистов остается то, что в конкретных вопросах они становятся сами на точку зрения материалистов или идеалистов, не умея до конца последовательно остаться дуалистами. Заслуга плюралистов в целом в подчеркивании недоказанности монистической гипотезы и ненужности все многообразие вещей и процессов в мире заранее дихотомически расписывать в две колонки. Плюралисты видят самостоятельность разных явлений природы, социальной и духовной жизни, воли(А.Шопенгауэр) подсознания(З.Фрейд), пр. Но плюралисты игнорируют изучение их взаимосвязей и мир у них по сути осколки, ничем не связанные между собой, в будущем контакты не нужны и невозможны никакие, кроме трений. Само понятие бытия-вообще введено для устранения путаницы реально существующего или возможного в определенных условиях с существующим только в сознании в виде групповых научных и религиозных или даже всеобщих заблуждений и невозможных для реализации нигде и никогда, пустых фантазий. Не столько для понимания бытия Вселенной или Бога, сколько для понимания все новых форм бытия человека (например, виртуального, подлинного и неподлинного) важно это понятие: «бытие».

Но чем больше знает наука, тем острее встает проблема использования науками тех или других концепций бытия. С одной стороны, развитие наук только может доказать или опровергнуть правильность той или другой концепции бытия, а с другой стороны, если наука в целом исходит пока из материалистической монистической концепции бытия, а она ошибочна, то многие знания неверны и наука заведет в тупик или к пропасти. Выбирая концептуально неверный подход, мы будем жить иллюзиями и зря тратить время и средства, что пока непозволительная роскошь для балансирующей на краю гибели цивилизации. Только время и факты разрешат спор между концепциями бытия и, скорее всего, помогут сформулировать новые, пока неведомые, но вобравшие все ценное от прежних, как наша жизнь, вбирающая многое из прошлого, но неведомая и более самоорганизующаяся, чем планируемая и творимая сознательно нами.

Смерть как смена формы бытия допускает ли бессмертие живого разумного или все заново где-то возникнет и до определенного состояния и момента будет развиваться и тоже погибнет? Смерть есть инобытие или небытие? Парменид доказывал, что небытия нет и все лишь разные формы бытия. Нигде нет ничто, все проходит не бесследно, не исчезает в никуда, а всегда куда-то. Так Парменид помог преодолеть неуверенность, фобии и мании от безопорности современников, у которых с появлением частной собственности и крахом кровнородственной и соседской общины появилась растерянность, дезориентация в смысложизненных установках, шок сиротства в недавно понятном мире. Парменид дал стимул наукам открыть законы симметрии и сохранения. Понятие бытие выдерживает испытание временем даже теперь, когда появилось виртуальное бытие, а отмеченное еще Платоном и развитое экзистенциалистами неподлинное бытие стало массовым.

Категория «бытие» - разумная абстракция общей связи всего реально существующего в отличие от того, что нигде и никогда реально существовать не может, кроме пустой игры воображения. Следовательно, не все нужно хотеть. И еще следует из понятия бытия, что бессмертие для человека возможно. Пусть пока не для каждого отдельного человека, а для человечества есть реальные возможности не погибнуть ни вместе с планетой, ни вместе с Солнцем, ни даже вместе с Метагалактикой. Надо только нам сегодня не уничтожить шанс бессмертия человечества в будущем. Для этого нашему бытию не хватает идеальности мышления. У каждого человека потенциально есть способность, присущая только людям: творить идеальные модели новых форм бытия и по ним воплощать идеалы в материальные вещи, удовлетворяющие любые наши потребности. Распредмечивание идеальным бытием материи и опредмечивание идеального вновь в материальное, но уже иное бытие – чудесная способность человека, открывающая ему путь в бессмертие.