logo search
Лекции по философии

Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.

Рациональны рассудок и разум. Но им недоступно алогичное. Где прямолинейная логика недостаточна, где логика сердца, любви или ненависти, там имеем дело с иррациональным. Иррациональны вера, надежда, эмоции и художественные образы, нередко понимание и интуиция, многое из того, чем дорожишь. Рационально люди проникают в суть вещей, а иррационально в смысл. Иррациональное – это не нерациональное, которое ошибочно и плохо. Нерациональное решение задачи – это некрасивое, бездарное, даже если и верное. Но задача, решенная не рационально, может быть решена рационально. А иррациональное в принципе рационально не решаемо, не объяснимо, а попытки превратить иррациональное в рациональное могут убить предмет. Если мало любящая жена мучает мужа вопросами: «А ты любишь меня? Расскажи как, за что?», то от любви со временем может не остаться ничего. Если любим за что-то, то это не любовь, и на вопрос «как любишь?» ответить можешь лишь невразумительным: «очень сильно, не как вчера, но в чем – не могу выразить словами!».

Рационально выявляем закономерное в общем, а иррационально особенное и уникальное в предмете. Где нужна притирка для длительного взаимодействия при по возможности полном взаимопонимании, рационального знания не достаточно, а где времени и нужды нет знать детальнее, иррациональное знать – помеха. Откровения опасны в чисто деловых отношениях, в них межличностные отношения лишь вредят, поэтому лишь лучше с мужчиной начальником даже женщинам, чем с женщиной в начальниках, за исключением тех женщин, которых называют мужиками в юбках.

Затруднительно рационально объяснить почему веришь или нет, понравилось или нет. Победит ли добро зло – мы не можем знать заранее, но с верою поддерживаем добро, хотя это может быть и укрепит зло. Если художник не верит в красоту, а ученый в истину, то они их не откроют ни себе, ни людям. Но только слушая и рациональный голос разума, и иррациональный голос сердца, мы находим свои идеалы и устремляемся к ним. Выстраданные чувства ревности, зависти долго не слышат рациональных доводов, потому-то зависть и страшнее ненависти, которая обычно вполне рассудочна. Поток иррационального бесцелен, не поддается осмыслению. Почему «душа не лежит»? Если женщина иррациональна, она навсегда интересна своей загадочностью эмоциональных всплесков и непредсказуемостью догадок, 100% женщина – мечта 100% мужчины.

А рациональная женщина понятна, «свой парень», умный друг, партнер, но пожизненно к ней приговорить себя настоящему мужчине трудно, изменит с «настоящей», «инопланетной», с которой не жизнь, а постоянное приключение. Мужчине надо жить приключениями, а женщина чаще живет иррациональной любовью, что бывает и «зла, полюбишь и козла». Рациональная женщина вступает в брак по расчету, утешая себя иррациональной верою, что любви нет или она удел только дурочек.

В истории философской мысли были всплески увлечения как рациональным, так и иррациональным умонастроением. Наиболее продолжительные и яркие полосы преобладания рационального – это философия эллинов и европейского Просвещения. А в Средневековье преобладало иррациональное отношение к жизни, у философии России и Индии всегда женское лицо, а у китайской - чаще всего мужское, рационалистическое.

Где наука ведет в тупик, жизнь все хуже по мере роста мощи знаний, там откат в иррациональное, мистику и религию считающих чрезмерной претензию разума все понять, чудеса все объяснить, планету переделать. Но отказ от рационального научного познания всегда оказывался еще опаснее, и доверие к разуму возвращалось, ибо плыть без руля и ветрил, куда попало просто никуда не приплывать, куда бы ни захотел, как правило занесет как раз туда, куда попасть боялся. Так по закону маятниковых колебаний в целом происходят все события в неживой, живой и социально организованной материи.

Все что-то знают и во что-то верят. Без доверия жить невозможно, мы доверяем родителям и властям, ученым и учителям, что они нас не обманывают. Доверие вызывает преданность людям, делу или идеям, возможность деятельности на основе уверенности в достижимости целей. Без веры нет нравственной силы и душевного покоя и стойкости. Вера есть у каждого человека, а религиозная вера – далеко не у каждого даже из тех, кто считает себя верующим в Бога. Вера – принятие какого-либо положения за истину без подтверждения чувствами или разумом, поэтому в вере всегда есть риск. Не только религиозная вера в Бога и существование сверхъестественных сил, но и научная вера в аксиомы и парадигмы частично, косвенно подтверждаются фактами и выводами, но прямого безусловного подтверждения не имеют.

Слепоте веры противопоставляется свет знания. Знание противоположно вере: «кто знает – не верит» (Гильберт). Вера и знание – враги и друзья, невозможны друг без друга, но и не совместимы друг с другом. Если не веришь, что лекарство поможет, лучше не принимать, даже зная, что может помочь. Веру надо уметь укреплять и очищать. Заставить же верить во что-то себя или другого не возможно и бессмысленно. Только сам человек может и отойти от веры во что-то, разочаровавшись в порядочности, в идее. Заставить знать то, что нельзя, опасно не знать, можно и иногда нужно, если заинтересовывать нет времени или умения. Отойти от знания можно только если что-то случилось с памятью, но заставить себя забыть известное почти невозможно. Вера и знания держатся часто на их подвижниках, наивных чудаках, не способных разувериться, ибо их вера в истину объяснения и понимания непоколебима.

«Знание - это лишь более поздняя форма веры» (О.Шпенглер) Любой человек должен верить в себя, близких, идеалы. Искатель научной истины верит, что приведенных для доказательства фактов достаточно для подтверждения правильности суждения, что внутренних противоречий в его теории найдено не будет. Догматик верит, что ничто существенно не изменилось, а релятивист верит, что изменилось целиком, диалектик верит, что при всех изменениях это по сути еще тот же предмет, а агностик верит, что сущность вещей в принципе не познаваема. Вера каждого исходит из знания как относительно верного отражения предмета в мысли, проверенного в успешных опытах результата предположений или полученного генетически, закрепленного рефлекторно, в традициях.

При всем многообразии форм приобретенного в течение собственной жизни или унаследованного человеческого знания содержание его невозможно без веры как источника, движущей силы и цели знания. Образованный человек может быть более или менее глубоко верующим, а верующий – высокообразованным, но и невеждой, обскурантом, мракобесом. Просвещенная вера дарит убеждения, а слепая и фанатичная – предубеждения, предрассудки, что защищают «с пеной у рта» не желая слышать никаких возражений. Подлинные убеждения человек смело подставляет под критику, чтобы их проверить и укрепить или развить. Опираясь только на веру, не решить проблем, требующих научных знаний, а опираясь только на знания, не решить тех проблем, где никаких знаний не хватит, если не веришь. Вера как убежденность в правоте, истинности – стимул любого творчества.