В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
Западное мышление по иному решало проблему человека. Человек – это песчинка в огромном мире. В соответствии с таким видением на первый план выдвигаются вопросы о мироздании, о космосе, дающие основание рассуждениям о самом человеке.
В античной философии человек – часть Космоса (микрокосм), подчинённый высшему началу – Судьбе. Образ человека в античности космоцентричен. С позиции космоцентризма, человек – это микрокосм, "малый мир", как говорил Демокрит. Протагор говорил: "Человек – вот мера всех вещей". Через самопознание человек познаёт мироздание, отсюда сократовское: "Познай самого себя". У Анаксимандра мы находим попытку эволюционного объяснения происхождения человека. Греческое мышление было телесным, вещным (А.Ф.Лосев). Основу всего сущего они видели вещественной (вода, земля, воздух, огонь). Даже душа у них понимается как нечто скрытое внутри вещи и приводящее её в движение, отсюда мысль о том, что душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Сократ считал главным признаком человека разум, главной добродетелью знание. Греки говорили, что человеком можно считать того, кто умеет читать и плавать. Для них человек мыслит всем телом, значит, для того, чтобы лучше мыслить, надо уметь плавать, бегать, метать диск и т.д. Известно, что Платон был олимпийским чемпионом. Платоновское определение человека далеко от совершенства: "Человек – это существо о 2 ногах и без перьев". Диоген высмеял Платона, ощипав петуха и громогласно заявив при этом на агоре: "Вот платоновский человек!" Но петух без перьев никогда не станет человеком, как и человек в перьях не выродится в петуха. Аристотелево определение уже улавливает некоторые сущностные моменты: "Человек – это политическое животное" (ссылка на биосоциальную сущность человека).
Христианская концепция теоцентризма. пришедшая на смену античному космоцентризму, определяет человека как тварное существо, созданное по образу и подобию Божьему. Весь мир был создан сразу в окончательном виде. В европейском мышлении эта точка зрения о сотворении мира за 6 дней безраздельно господствовала до появления эволюционной теории Ч. Дарвина, т. е. до середины ХIХ века. Вместо разума античности христианство главным признаком человека считает сердце, главным признаком человечности – любовь. Но не любовь к себе или другому человеку, а любовь к Богу. С позиции теоцентризма сущность человека постигается не посредством абстрактного мышления, а при помощи Божественного Откровения, источником которого является Священное Писание. Человек подчинён Богу, он является такой же тайной, как и сам Бог. Средневековый образ человека теоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. Человек создан по образу и подобию Божьему. Но грех исказил идеальную природу человека. Фома Аквинский говорил, что человек – это существо, промежуточное между ангелами и животными. Августин Аврелий указывает на взаимосвязь человеческой души и Бога. Постигая собственную душу, человек обнаруживает в себе "внутреннего человека", продирающегося сквозь тернии греха к Богу. Вот почему Августин говорит, что для него существуют только 2 важные вещи – Бог и душа. Познать себя и мир человек может только при Божьей милости в Откровении.
В эпоху Возрождения теоцентризм вытесняется антропоцентризмом и природоцентризмом. Человек растёт как личность, всё больше осознавая себя творцом. Он стремится к автономии и к господству над природой., начинает верить в свои творческие способности. (вспомните Пико дела Мирандоллу и его "Речь о достоинстве человека", где он утверждает, что нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом, а в нём более великого, чем его душа и ум). Идеалом того времени становится разносторонне развитый человек, одинаково хорошо разбирающийся в живописи, архитектуре, этике, эстетике, литературе, педагогике.
Наряду с усиленным вниманием к человеку возрождается интерес к природе. В пантеистических воззрениях Н. Кузанского и Д. Бруно Бог становится безликим и уже не является творцом мира. Космос лишается центра, он становится бесконечным. Во второй половине ХХ века сторонники социальной экологии настаивают на переносе внимания с природы, понимаемой слишком широко, на более конкретную её часть – биосферу, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Они при этом требуют отказа от антропоцентризма и замены его биосфероцентризмом.
Философия Нового времени, освобождаясь от церковного видения, обнаруживает автономию человеческого разума в познании собственной сущности. Образ человека в эту эпоху антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя ("Чудо великое – человек"), в свой разум (дедуктивный метод Р.Декарта). Главной сферой деятельности становится познание. А главной проблемой – метод истинного познания, рефлексия. Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума. Любой проект можно построить в голове, а затем реализовать на практике. Итак, в Новое время делался упор на человека как на познающее существо. Декарт рассматривал сущность человека в разуме. Интерес к познавательным способностям затмил самого человека. Наиболее ярко это проявилось в философии Просвещения у Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Ламетри, которые под влиянием внушительных достижений естествознания и механики механистически истолковывали человека, отождествив его душу с сознанием, а тело – с автоматом, машиной. Отношение человека с природой – это отношения господства и подчинения. Учёные – есествоиспытатели, которые "пытают" природу, покоряют её. Христианская идея движения к Царству Божьему замещается идеей технического и социального прогресса, что наиболее последовательно было сформулировано в философии марксизма.И. Кант выделял три природы: неживую, живую и природу человека. Каждая из ни подчинена своим законам. Природа человека не сводима к двум предыдущим и не может быть раскрыта через них. И. Кант формулирует категорический императив, в котором выражается внутренняя этическая природа человека.
Л. Фейербах, выдвинувший категории человек, обратился к природно-биологическому началу, рассматривая человека не как результат культурного развития, а как часть природы, которая является не механизмом, а организмом. Философия Л. Фейербаха получила название "антропологический материализм".
Марксисты рассматривают человека и как биологическое существо и как социальное.
В ХIХ веке Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор, Ф. Ницше поворачивают в сторону индивидуального существования человека. Эту тенденцию подхватывают в ХХ веке экзистенциалисты, интуитивисты, персоналисты. Так, с точки зрения экзистенциалистов, мир – это, прежде всего, "человеческая реальность", и ничего сказать о мире вне человека нельзя.
Таким образом, к началу ХХ века были созданы предпосылки для появления в философии самостоятельной области знания – философской антропологии.
Социальные потрясения 19, а особенно 20 века (революции, мировые войны), обнаружили опасность сведения человека к чистому рацио, прагматизму. За социальные эксперименты было заплачено миллионами жизней. Неслучайно в это время рождаются иррационализм, философия жизни, русская религиозная философия, психоанализ, экзистенциализм. По горькому замечанию Ф.М.Достоевского: "Человек – это существо на двух ногах и неблагодарное".
В современной философии существует взгляд на человека как на биосоциальное существо, наделённое сознанием, речью, способностью трудиться и творить.
Человек ответил на множество вопросов, но до сих пор исчерпывающего ответа на вопрос "Что такое человек?" не найдено. Физиолог Э.Раймон-Дюбуа отнёс вопрос о человеческом сознании к мировым загадкам (появление жизни из неживого, выделение из нечеловеческого мира человека, возникновение сознания).
Как же понимать человека? Известный английский философ Г. Гоббс считал, например, что "человек человеку — волк".
В конечном же счете такая постановка вопроса есть не что иное, как попытка заострить извечную проблему — о добром и злом начале в человеке, о его альтруизме и агрессивности, способности совершенствоваться, преодолевая пороки.
Но слишком тесно переплетены в нем различные, в том числе и прямо противоположные качества, чтобы судить о человеке однозначно. "Странное существо, — говорит о нем Н. Бердяев, — двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабский, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным". Современное состояние человечества, как и многовековая его история непрекращающейся борьбы, перманентных распрей и конфликтов, не дают пока повода для излишнего оптимизма в оценке нравственных преобразований человека, ибо войны и насилие, агрессивность и несправедливость — все еще такие же обычные явления общественной жизни, как и прежде. Обращая внимание на природу этих явлений, известный философ и психоаналитик Э. Фромм (1900-1980), в частности, писал: "Меня часто несправедливо упрекали в недооценке зла, потенциально заложенного в человеке. Хотелось бы подчеркнуть, что я далек от подобного сентиментального оптимизма. Тот, кто обладает длительным опытом практикующего психоаналитика, едва ли может быть склонен к недооценке деструктивных сил в человеке".
Однако, подчеркивал он далее, существует опасность того, что роль деструктивных факторов в человеческой природе может быть неправомерно преувеличена, в то время как "подобная точка зрения, нередко козыряющая своим необыкновенным реализмом, является заблуждением".
В попытке понять человеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает не только внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые в своей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в таких понятиях, как индивид, индивидуальность, личность.
Иными словами, сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.