logo search
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

Проблема свободы как категории человеческого бытия.

Свобода – это философская категория, обозначающая самоопределение субъекта, выбирающего цели и средства своей деятельности.

Существует 3 основных подхода в понимании свободы:

Фаталистический подход предполагает жёсткий детерминизм необходимости (всё в мире подчинено необходимости, причина вызывает следствие, которое тоже становится причиной для другого явления, процесса). Звёзды, горы, животные, люди – всё подчинено единой необходимой связи вещей. Этот принцип был сформулирован ещё в Новое время. С этой точки зрения свобода – всего лишь фикция. Абсолютной свободы не существует.

Субъективно-анархистский подход (волюнтаристский) говорит: в своём поведении мы не ограничены никакими запретами. Это не соответствует опыту социальной жизни. Такой подход учитывает лишь право сильного на циничное «Что хочу, то ворочу». Этот подход связан с идеалом полноты власти над миром, людьми. Здесь попираются права других людей под лозунг: «Бога нет, значит всё дозволено!»

Третий подход – диалектический рассматривает свободу через призму неразрывной связи свободы и необходимости. Диалектический подход имеет 2 трактовки – спинозианско-гегелевскую и марксистско-сартровскую.

Спинозианско-гегелевская трактовка свободы говорит: «Свобода – это осознанная необходимость». Это понимание – из древности (стоики). У Спинозы миром правит необходимость, понимание которой человеку затемняют аффекты – эмоции, страсти, желания. Тот, кто впадает в аффект несвободен. Надо отбросить аффекты, довериться интеллектуальной интуиции, идти в потоке, а не против него.

Для Гегеля человек изнутри – логика, которая управляет мировыми процессами, историей, духовной жизнью. Путь логики – это путь необходимости. Когда мы осознаём эту необходимость мы становимся свободными.

Марксистско-сартровское понимание свободы поддерживает гегелевскую мысль о том, что уклониться от необходимости невозможно. Однако человек не пассивное существо: «Свобода есть выбор, совершённый в рамках необходимости» (Сартр «Бытие и ничто»).