logo search
Лекции по философии

Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.

С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии, но многие виды и жанры искусства создали философы. И чем больше художник философствует, то есть затрагивает вечные проблемы, тем дольше будет интересен даже не будучи гением. А чем лучше знаком философ с шедеврами искусства, тем богаче его концепция, скорее опередит конкурентов и лучше воздействует, ибо привлечет и эмоционально-чувственную сферу восприятия. К тому же художники одарены даром предвидения, удачно пророчествуют чаще философов уже потому, что имеют более низкие пороги чувствительности и меньше привязаны к реальности. Это и позволяет знакомому с гениальными произведениями искусства философу опередить соперников в стремлении объяснить новое и предвидеть будущее. Искусство у философов развивает хороший вкус, глубину чувств и позитивный эмоциональный фон деятельности, без чего затруднено искание истины.

Как искусство, философия стремится развить субъективность, личность человека, самим философам, как художникам, нельзя подражать долго своим учителям, быть правоверным учеником, а надо создать небывалое понимание вечного, превзойти учителя. Но художнику нужна правда жизни, а философу, как ученому, истина дороже. Художник имеет право на вымысел, а философ нет. Хотя искусство, подобно философии, имеет личностный характер, но, в отличие от философии, опыт транслируется в образах, а не теориях. Где только можно, философ с не чуждого ему языка художественных образов переходит на понятийно-доказательный, разрабатываемый совместно с наукой, а не искусством. В мироотношении человека и народа образное полушарие мозга человека и национальные черты характера играют огромную роль. Искусство отражает особенности развития жизнедеятельности человека и народа, к которому он принадлежит. А философия помогает деятелям искусства ставить новые задачи перед народом и его выдающимися личностями, решать проблемы вовремя. Искусство тиражирует и ярко, гротескно и понятно показывает народу мысль философа этого народа, делает эту мысль услышанной, воспринятой, понятой, меняющей жизнь.

Искусство – одно из важнейших средств общения человека с людьми, природой и культурой. Оно снимает волнение и развлекает, устраняет внутреннее напряжение и усталость, восстанавливает психическое равновесие, компенсирует монотонность повседневной жизни, формирует строй чувств и мыслей, затрагивает все уголки духовного мира человека, гармонизирует целостность личности, раздвигает рамки пережитого и помогает обыгрывать разные ситуации до того, как в них можем попасть, «сокращая нам опыты быстротекущей жизни»(А.С.Пушкин), создает установки и ценностные ориентиры, очищает нравственно без дидактических нравоучений. Искусство гипнотически воздействует на подсознание, завораживая, очаровывая, что позволяет манипулировать человеком, особенно наивным и неразвитым. Искусство оказывает внушающее воздействие (суггестацию), вызывая немотивированную агрессию или страхи, трепет или бодрость, плач или проклятия,.. Знакомство с шедеврами искусства развивает познавательные и творческие способности, социальную активность и духовную крепость, культуру общения. А приобщение к суррогатам искусства, скабрезным анекдотам и сальным шуточкам, комиксам и ужастикам масскульта, коммерческому искусству губит нравственность, карежит внутренний мир личности, превращает человека в зомби, манкурта. В дошкольном возрасте знакомство с классикой добрых сказок, стихов и музыкальных произведений на всю жизнь создает эмоционально-эстетический фон как заслон ошибочным установкам и как навык и стремление к подлинно красивой жизни. Искусство, культивирующее тупость, пассивность или жестокость не только портит вкус, но дезориентирует человека, уводит в сторону пропасти с пути духовного прогресса. Это не значит, что надо запретить боевики, триллеры, показ преступлений и постельных сцен, что не надо искусству отражать ужасные стороны жизни. Это значит лишь, что привычка вырабатывать адреналин таким способом губит как слабый наркотик, лучше уж легкие жанры, развлекательные, увлекающие только фабулой (сюжетной схемой) малокультурных людей с невзыскательным вкусом.

Эвристика – совокупность приемов исследования и демонстрации объекта, состоящих в особой постановке вопросов для понимания предмета и изменения его. Искусством наводящих косвенных вопросов отличались многие философы и художники. У художников, особенно писателей и поэтов, то преимущество перед философами, что они могут создать иллюзию у зрителя, будто вопросы сами возникли в их голове, никто им их не ставил и не навязывал. В этом случае человек лучше понимает, запоминает, решает даже очень сложные задачи, в отличие от человека, которого подталкивают и лишают выбора рецептами и советами необъективного художника или предвзятого философа-моралиста. Эвристика раскрывает способности к открытиям через озадачивающие картинки, вызывающие прозрение примерами, намеками, желанием отгадать загадку самому. Со времени философии буддизма эвристическая техника незаметного побуждения непрестанно совершенствуется.