12.3. Инструментальные функции языка науки
В сфере научного познания язык выполняет все основные функции знаковых систем, одной из типов которых он является: 1) экспрессивную (выражения, представления знаний); 2) коммуникативную (обмена знаниями, их передачи, трансформации); 3) кумулятивную (сохранения и накопления знаний). Это функции, общие всем знаковым системам, существующим и действующим в общественном сознании и культуре в целом, где выражаются, транслируются, накапливаются не только знания, но и информация об эмоциях, чувствах, стремлениях, интересах, мотивах и других ментально-психологических явлениях, всецело не сводимых к знаниям.
Наряду с ними в сфере научного познания, знаковые системы выполняют эвристическую функцию. В философско-методологической литературе ее называют также инструментальной (орудийной, операциональной), несколько расширяя содержание этой функции за счет включения в него определенных аспектов экспрессивной (репрезентативной, семантической) и коммуникативной функций. Это является методологически и рефлексивно оправданным действием, поскольку семантические и коммуникативные свойства знаковой системы определяют ее эвристические возможности. Отчетливо выражена такого рода связь в содержании методологических проблем на эмпирическом уровне научного исследования, где необходимо создать понятийно-терминологический аппарат, способный ассимилировать всю совокупность объектов (явлений, процессов), относимых к данной предметной области (предмету исследования) и обеспечить возможность созданными языковыми средствами выражать новую информацию предметного характера. В этих ситуациях на уровне эмпирического исследования научный язык является одновременно средством выражения накопленного знания и инструментом освоения (включения в существующую систему знаний новой информации).
Как специфический случай инструментальной функции языка на уровне эмпирического исследования является познавательная ситуация, связанная с определением объясняющего фактора, которому надлежит дать адекватную языковую (семантическую) квалификация: причинную, целевую, системологическую и др., достигнув при этом важного познавательного результата – выявления эмпирической закономерности.
В первом случае предстоит грамотно (адекватно) использовать существующие языковые средства для выражения накопленного знания, а также вводить новые термины для выражения информации об исследуемой реальности, полученной в ходе научной работы. Последнее особенно важная и достаточно трудная операция, особенно в тех случаях когда предмет исследования находится на стыке традиционных представлений о предмете дисциплинарно организованного знания (физики и химии, химии и биологии, экономики и политики, экономики и образован6ия и т.д.) и возможности существующего понятийно-терминологического аппарата каждой из смежных дисциплин оказываются недостаточными.
Во втором случае существующих языковых средств для выражения выявленной эмпирической зависимости также может отказаться недостаточно, если она имеет принципиально иной характер, по сравнению с известными. Соответственно предстоит найти адекватные языковые средства для выражения ее сущности. Такая задача периодически возникала и решалась в науке, в результате чего появлялись новые типы научного объяснения: причинное, целевое, структурное, функциональное, синергетическое и др.
Во многом сходным образом осуществляются инструментальные функции языка на уровне теоретического исследования при использовании объяснительных схем, присущих феноменологическим теориям.
Совершенно иная ситуация, а соответственно и способы реализации инструментальной функции языка на уровне теоретического исследования при построении нефеноменологических теорий, а также развитых теорий в неклассической и постнеклассической науке. Здесь в полной мере проявляется относительная самостоятельность языка, как знаковой системы, по отношению к предметной реальности. При этом ключевое значение имеют невербальные знаковые системы. Они создаются по правилам метода формализации, регулирующим исходный набор знаков (алфавит), действия со знаками алфавита, количество и характера аксиом (постулатов), а также процедуры вывода из аксиом теорем и всего содержания формальной системы. Соответственно требованиям метода формализации созданная знаковая знаковая (формальная) система должна быть проинтерпретирована на другой (содержательной) системе путем установления однозначного соответствия между их элементами. Для успешного осуществления этой процедуры содержательная система должна быть представлена в логически стройном виде, выражена достаточно полно и непротиворечиво, в том числе и вербальными средствами.
Выполнение языком науки инструментальной функции на теоретическом уровне исследования имеет еще одну важную особенность. Оно связано с представлением о метаязыке. Метаязык – это система знаков (язык), средствами которого осуществляется исследование другого языка. Чаще всего другой язык является объектным, т.е. система его знаков выражает свойства и отношения объектов (явлений, процессов) природной, социальной и духовной реальности, в то время как метаязык выражает свойства (полноту набора знаков, их отношений, отношения данного языка к другим языкам) объектного языка, выполняя таким способом инструментальную и рефлексивную функции.
Важно также отметить, что нередко в метаязыке происходит взаимодействие (своего рода синтез) языковых и понятийных средств научного поиска за счет того, что элементы метаязыка коррелируют с элементами знаний метатеоретического уровня (философскими основаниями науки, научной картиной исследуемой реальности и идеалами и нормами научного исследования). Наиболее отчетливо и непосредственно эта связь наблюдается между метаязыком и научной картиной исследуемой реальности, задающей (подобно структуре языка, выраженной в метаязыке) ее структуру или форму системной организации (схему исследуемого объекта). Эта связь давно отмечена лингвистами в своего рода афоризме «Сколько языков, столько картин реальности»; на уровне научно-теоретической рефлексии она выражена в гипотезе Секира Уорфа об онтологической относительности языковых систем. Инструментальное (эвристическое) значение она приобретает в случае ее сознательного использования для поиска построения новой картины исследуемой реальности в русле дисциплинарных исследований. Использование языка, отличного от традиционного, влечет за собой использование иных онтологических представлений о фундаментальных объектах, из которых состоит исследуемая реальность, целостной системе объектов, составляющих исследуемую реальность, способах их взаимодействия и причинно-следственной связи, ее пространственно-временных параметрах.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий