14.3. Формы коммуникации в современной науке
Выделяют несколько основных форм научной коммуникации: официальное обсуждение текущих исследований в научных подразделениях, на советах научно-исследовательских учреждений и др.; обсуждение специфики научных проблем, методологии их исследования и полученных результатов на научных форумах (симпозиумах, конференциях, конгрессах и др.); работа по определенной теме в соавторстве и наставничество (отношения «ученик-учитель», реализуемые в процессе профессиональной подготовки и роста исследователей через магистратуру, аспирантуру, докторантуру, соискательство. Специфическим видом научной коммуникации, входящей составной частью практически во все отмеченные формы является дискуссия, выступающая одновременно «легитимной» формой конкуренции в науке.
В самом общем плане дискуссию можно квалифицировать как одну из форм диалога в научном познании, по меньшей мере на том основании, что все формы коммуникации в науке так или иначе базируются на диалоговой форме взаимодействия членов научного сообщества, а также на общем представлении о познании как диалоге (внутреннем диалоге исследователя с самим собой, мысленными и реальными единомышленниками и оппонентами, с исследуемой реальностью) – образе познания достаточно и прочно вошедшем в систему рефлексивного знания.
Как форма научной коммуникации диалог – это обмен сведениями по обсуждаемой теме. Выделяют несколько типов диалога: 1) дидактический – ориентированный на активизацию усвоения информации по теме; 2) поисковый (исследовательский) – направленный на приращение знания по обсуждаемой теме; 3) практически-ориентированный – направленный на поиск решения актуальной задачи в нравственной, политической, социальной, производственной и других сферах жизнедеятельности социума. Во всех случаях диалог связан с постановкой и решением путем совместных усилий ряда вопросов, раскрывающих содержание темы. Поэтому ключевым процессом диалога является постановка вопросов. Соответственно «искусство диалога» (качество, высоко ценимое во все времена) предполагает прежде всего умение ставить оригинальным способом, обеспечивающим продвижение к намеченной цели, вопросы, выражающие сущность обсуждаемой темы.
Более специфическая характеристика дискуссии предполагает указание на ее видовой статус относительно родового понятия «спор». Спор – это форма диалога, направленного на аргументированное отстаивание каждым из его участников собственной точки зрения и убеждение оппонирующей стороны в ее истинности. В качестве синонима спора часто употребляют слово «полемика». Конкретизируя представление о специфике спора, указывают на несовместимость обсуждаемых точек зрения и характер аргументации. «Спор как одна из возможных ситуаций аргументации, - подчеркивает А.А. Ивин, - имеет характерные признаки:
-- на тезис пропонента оппонент отвечает противоположным утверждением, антитезисом («столкновение мнений»);
-- и пропонент и оппонент выдвигают какие-то доводы в поддержку своих позиций4
-- каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны.
Если какой-то из этих признаков отсутствует, нет и спора как особого случая аргументации»44. Для подтверждения (обоснования) выдвигаемых точек зрения не ограничиваются логически выверенными доказательствами или более широко корректными приемами. Нередко используются приемы, некорректные не только логически, но и в правовом, нравственном, социальном, политическом измерениях. Эти характеристики спора не блокируют возможности выделить в споре такую его форму, где «по определению» доминирует установка на совместный поиск истины (а не отстаивание собственных точек зрения «во что бы ни стало») и использование корректных приемов. Таковой формой является дискуссия.
Дискуссия (от лат. рассмотрение, исследование) – это форма диалога (спора), направленного на взаимопонимание его участников и поиск новых путей решения проблем. Дискуссии могут вестись по различным проблемам (нравственно-отеческим, эстетическим, социальным, экономическим, политическим), а в их рамках по отдельным вопросам. Однако наиболее «репрезентативной» областью использования дискуссии как средства и метода решения проблем является сфера научного познания, где наиболее отчетливо представлены целевые характеристики дискуссии и требования к ее проведению. «Дискуссия, - подчеркивает Г.И. Рузавин, - проводится для того, чтобы выявить:
различные точки зрения по возникшей проблеме;
в ходе совместного обсуждения ее участники если и не приходят к единой оценке и тем более общему подходу к решению проблемы, то, по крайней мере, достигают определенного компромисса по самой постановке проблемы, некоторым общим и частным вопросам ее исследования;
благодаря взаимной критике ее участники начинают лучше понимать трудности решения проблемы и в связи с этим могут вернее оценить гипотезы, предлагаемые для ее анализа и исследования»45.
Требования к проведению дискуссии сопряжены с представлением о ее процессуальной структуре, включающей определение темы дискуссии (формулировку проблемы, обсуждаемого вопроса), выдвижение тезисов (точки зрения каждой из участвующих сторон) по теме дискуссии, их аргументацию и анализ итогов.
Тема дискуссии может быть представлена одним вопросом или их совокупностью (проблемой), выражающими тематическую направленность и конкретные цели дискуссии. Например, тематическое содержание и цели известных дискуссий выражали вопросы: «Какова природа света как физического явления: волновая или корпускулярная?», «Чем определяются химические свойства вещества: только ли его составом или составом и строением?», «Является ли ген как носитель наследственности дискретным вещественным образованием?», «Представляют ли собой экономические кризисы периодически осуществляющееся закономерное явление?», «Что является причиной ажиотажного спроса?», «Каковы главные факторы экономического роста в условиях переходной экономики?».
В научном обиходе наиболее интенсивно используется несколько основных типов вопросов, различающихся по способу постановки, т.е. способу обозначения искомого, характеру выражения предпосылочного знания способу возможностей (предполагаемой) связи между искомым и предпосылочным знанием. По этим и некоторым другим, в частности, лингвистическим, критериям выделяют явные и неявные, простые и сложные, открытые и закрытые, общие и конкретизирующие и др. Тем не менее, существует ряд требований в одинаковой мере приложимых к процессу постановки вопросов: они должны быть тематически осмысленными, т.е. относящимися к теме дискуссии, ясными по формулировке, точными по целевой направленности, их предпосылочная составляющая должна представлять собой достоверное знание.
Тезисы, выдвигаемые дискутирующими сторонами, являются возможными (предполагаемыми) ответами на вопросы, раскрывающие тему дискуссии. Требования к ответам (тезисам) в определенной части коррелируют с требованиями к вопросам. Они должны выражаться ясно, точно, однозначно, быть релевантными по отношению к содержанию поставленных вопросов, т.е. быть ответами именно на поставленные, а не другие (близкие по смыслу) вопросы, должны обеспечивать приращение знания за счет уменьшения неопределенности, фиксируемой в вопросе, но не снимать ее полностью (иначе не будет основания для дискуссии) и логически коррелировать друг с другом, т.е. тезис каждого из участников дискуссии должен быть логически связан с тезисами других участников, являясь их отрицанием, ограничением, конкретизацией и т.д. кроме того, на выдвигаемые тезисы накладывается еще одно требование процессуального характера. Каждый из них должен оставаться неизменным на протяжении всего процесса его обсуждения. Изменение его содержания должно квалифицироваться как выдвижение нового тезиса, что в дискуссиях практикуется достаточно широко и квалифицируется как их допустимый прием.
Свод требований, предъявляемых к аргументам, приводимым в дискуссии для обоснования (подтверждения) тезиса, и способу их связи с тезисом (демонстрации) включает истинность аргументов, устанавливаемую независимо от содержания выдвигаемого тезиса; их достаточность для принятия тезиса; соблюдение логических правил, характерных для определенных типов демонстрации.
Оценка итогов дискуссии направляется требованиями ее предметности, т.е. установления соответствия ими несоответствия результатов дискуссии ее первоначально заявленным целям, вытекающим из содержания вопросов, раскрывающих содержание дискутируемой темы; продуктивности, т.е. установления факта приращения предметного знания по теме дискуссии или отсутствия этого; коммуникативности как ассимиляции ее участниками разработанных в ходе дискуссии подходов и решений; эвристичности – позитивной значимости результатов дискуссии для дальнейших исследований.
Осознанная ориентация на выполнение отмеченных и ряда других требований квалифицируется как культура ведения дискуссии, уровень которой достаточно очевидным образом сопряжен с полезностью дискуссии, ценностью ее результатов. Дискуссии, характерные высоким уровнем культурны их видения – очень важное и действенное средство снятия конфликтных ситуаций в научном сообществе, возникающих не только на сугубо когнитивной основе, поскольку в их русле подлинно научных каждому из участников предоставляется возможность отстаивать свои позиции в честной конкурентной борьбе.
Известно, что дискуссии могут вестись в устной и письменной форме (на страницах непериодических и периодических научных изданий, т.е. в научных публикациях).
Наличие и эффективное функционирование системы научных публикаций – одно из ключевых условий всей системы научных коммуникаций, так в ней отражаются конечные результаты всех типов коммуникативного взаимодействия. Сведения, которыми пополнил свои представления аспирант в ходе научных контактов с руководителем или другими участниками научных форумов, могут так и остаться содержанием его «творческой лаборатории» (не получить статус научного знания), если они не будут включены в содержание одной из его публикаций. В каждой научной дисциплине функционирует четко отлаженная система публикаций, ключевыми элементами которой являются: 1) научная статья – главный источник информации о конкретных исследованиях на переднем крае науки, методах их проведения и авторах (ученых) осуществляющих такого рода исследования; 2) обзоры публикаций – главный источник информации об основных направлениях исследовательской работы на переднем крае науки и используемых при этом ключевых подходах; 3) монографии – основной источник информации по наиболее крупным проблемам в системном представлении их содержательных и методологических, теоретических и прикладных аспектов; 4) учебная литература, в которой системно отражается положение дня в конкретной дисциплине с акцентом на подготовку специалистов по определенным специальностям и специализациям. Наличие самой системы жанров и авторства – очень важные условия консолидации научного сообщества и его позитивной качественной эволюции.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий