3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
Стиль научного мышления — это система наиболее общих познавательных установок, направляющих познавательный процесс в соответствии с определенным способом репрезентации исследуемой реальности.
Стиль научного мышления является сложно-структурированным образованием, включающим в себя четыре основных компонента:
1) эпистемологическую сферу как совокупность наиболее общих представлений о рациональной познавательной деятельности и ценности ее результатов; 2) стилевую установку, задающую определенный способ репрезентации исследуемых объектов; 3) набор методологических характеристик, конкретизирующих стилевую установку; 4) исследовательскую программу, соединяющую установки стиля мышления с содержанием конкретно-научных исследований.
Определяющее значение имеет стилевая установка, детерминированная спецификой познавательных целей и целей человеческой деятельности в целом на данном этапе развития социума. Под ее воздействием объект познания предстает как самодовлеющая сущность или знак макрокосма, жесткодетерминированная или вероятностная, относительно стабильная или развивающаяся система, функциональное образование или саморазвивающийся объект и т.д., т.е. в виде объекта, обладающего определенной системной организацией и занимающего определенное место среди других объектов. Тем самым предлагается определенное решение главного вопроса — о специфике системной организации исследуемого объекта, которая, как было показано выше, детерминирует особенности операционально-нормативного содержания разрабатываемого метода.
Соответственно характеру стилевых установок, детерминированных преимущественно действием внегносеологических ценностных ориентаций можно говорить об экологизации, гуманизации, космизации современного стиля научного мышления. Превалирование внутригносеологических и внутринаучных ценностных ориентаций обусловливает такие его черты как системность, модельность, дискретность, формализация, статистичность, математизация, компьютеризация; интегративность и др. В данном случае важно подчеркнуть, что каждая из этих характеристик, выражающих содержание стилевой установки, может быть отождествлена с определенной тенденцией в развитии методов науки, поскольку она сопряжена с одним из вариантов структурирования исследуемого объекта — процедуры, являющейся фундаментальной при разработке конкретных методов исследования.
Историческая эволюция стилей научного мышления может быть отмечена такой последовательностью:
механический (жестко-детерминированный),
диалектический,
вероятностно-статистический,
синергетический (нелинейный).
В свое время много говорилось о перспективах перехода от жесткодетерминированного стиля научного мышления с его установкой на рассмотрение изучаемого объекта как системы, состоящей из совокупности элементов, связанных между собой однозначной причинной зависимостью, к вероятностному, в соответствии с которым мыслилась всеобщая переориентация на вероятностные методы, реализующие установку на структурирование исследуемого объекта в виде сложноиерархизированной динамической системы, сочетающей в себе вероятностные и одно-однозначные связи между его элементами. В настоящее время уже достаточно очевидно, что данная тенденция, рассматриваемая в качестве главной в эволюции стиля научного мышления и развитии методов исследования и периодически набиравшая силу, не стала доминирующей.
Возникновение новой стилевой тенденции в развитии научного мышления связывается с разработкой нелинейных методов исследования, изучением природы нелинейности в объектах социальной, живой и неживой природы и в конечном счете формированием нелинейного стиля мышления.
Понятие нелинейности претерпело значительную содержательную эволюцию, исходным пунктом которой была, видимо, ее трактовка как синонима неоднородности какого-либо процесса (например, в соответствии с характером распространения волн в физическом познании различают линейные, поверхностные и пространственные или одно-, двух- и трехмерные волны). Дальнейшая эволюция этого понятия оказалась связанной с положениями, указывающими на зависимость свойств нелинейных систем от происходящих в них необратимых процессов (их состояний), зависимость результата каждого из воздействий на данную систему от присутствия другого воздействия (этот результат был бы иным при отсутствии другого воздействия), способность системы претерпевать сильные (глобальные) изменения, вызываемые слабым (локальным) воздействием. При этом сложность системы должна, превышать определенный порог, а сама система должна быть незамкнутой и неравновесной.
К настоящему времени выработана развернутая концепция, описывающая основные параметры нелинейных систем. Она включает понятие открытости системы, ее способности к флуктуациям, создающим так называемые точки бифуркации, фиксирующие состояние системы, когда невозможно предсказать направление ее дальнейшей эволюции — к хаотическому состоянию или к новому более высокому уровню упорядоченности, называемому дисспативной структурой. Эта структура; для поддержания которой требуется больше энергии, чем для той, на смену которой она приходит, — результат процесса самоорганизации, реализующего возможность возникновения порядка из хаоса в сильно неравновесных системах, обладающих чрезвычайной чувствительностью к внешним воздействиям. Именно в этих условиях срабатывает эффект сильного изменения под воздействием слабого сигнала на входе, указанием на который очень часто характеризуют нелинейность той или иной системы в целом.
Что может стимулировать принятие стилевой установки, связанной с реализацией отмеченных методологических следствий и требований, согласно которым исследуемый объект должен быть описан посредством перечисленных, выше понятий, характеризующих нелинейную систему?
В эпистемологической сфере можно найти определенные предпосылки, видимо, на всех уровнях, поскольку круг явлений, которые подчиняются нелинейным закономерностям, даже для специально не подготовленного наблюдателя будет выглядеть весьма широким. В их числе последствия процессов взаимодействия общества и природы (загрязнение окружающей среды, истощение энергетических и сырьевых ресурсов, нехватка продуктов питания), неконтролируемый рост численности населения и др. Даже обыденный опыт дает наглядный материал: превышение уровня определенной градации в деловых (финансовых) расчетах дает прогрессирующий процент взноса, пени, налога и т.п.
Сохраняют свое эвристически-стимулирующее значение философские концепции. К анализу их содержания обращаются многие авторы, разрабатывающие методологические проблемы исследования нелинейных объектов. В частности, И. Пригожин и И. Стенгерс довольно много внимания уделили философским системам Аристотеля, Лейбница, Гегеля, Бергсона, Уайтхеда, Хайдеггера1. При этом не может остаться незамеченным факт устойчивого употребления при анализе исследуемых проблем термина «диалектика» и в определенном объеме «диалектической» терминологии как системного понятийно-терминологического образования. Дело, разумеется, не в самой-по-себе практике словоупотребления. В ее основе близость принципам нелинейного стиля мышления основных требований диалектического подхода, совпадения в понятийном аппарате, соединяющая их фундаментальная идея развития.
Основной же поток воздействий зарождается в сфере методологического сознания, аккумулирующего данные наук, где в той или иной мере интенсивно изучаются нелинейные системы и разрабатываются нелинейные методы, т.е. нарабатываются конкретные образцы структурирования исследуемых объектов в соответствии с описанными выше атрибутами нелинейных систем.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий