6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
Термин «философия истории» впервые введен в философский оборот в XVIII в. Вольтером. Использовал его такжеИ.Г. Гердерв работе «Идеи о философии истории человечества» (1791). В 1822-1823 гг.Г.В.Ф. Гегельвпервые прочитал лекции по философии истории, представив всеобщую историю человечества от первобытных времен до современной цивилизации. В соответствии с этим философским подходом история была поднята на более высокую ступень, где она в отличие от чисто эмпирической, т.е.устанавливающейфакты, стала философской историей,понимающейих, познающей причины того, что эти факты произошли именно так, как они произошли (Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.1980, с.110). В гегелевском понимании понятие «философия истории» и «философская всемирная философия» используются как равнозначные.
Обобщая сформированные в социальной философии подходы к феномену философии истории, можно зафиксировать, что философия истории– область философского знания, предметом которой является,с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории,с другой стороны,рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и др.) социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфику исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории. Отмеченные ракурсы философии истории фиксируют, как мы видим, два ее измерения –исследование исторического бытия в целом или всемирной истории во всем ее многообразии, философский анализ исторического познания, его форм, методов, границ и особенностей.
Классические версии философии истории, которые принято называть онтологическойилисубстанциональноймоделью философии истории (метафизикой истории) были разработаны Дж. Вико, Гердером, Гегелем, Марксом, Шпенглером, Тойнби, Бердяевым, Ясперсом и др.Проблемное поле онтологической модели философии историивключает в себя следующие моменты:
∙ природа, специфика, причины и факторы движения истории;
∙ закономерности и случайности в истории;
∙ направленность и смысл истории;
∙ движущие силы исторического процесса;
∙ прогностические модели исторического развития;
∙ тематизация содержания и ритма истории;
∙ характер отношения прошлого, настоящего и будущего;
∙ проблема выбора путей исторического развития и т.д.
Проблемное поле критической (аналитической) философии историиохватывает такие вопросы, как:
∙ природа и специфика исторического познания;
∙ особенности исторического описания (нарратива);
∙ понимание и объяснение в истории;
∙ историческое и донаучное знание;
∙ социокультурные и ценностные регулятивы исторического знания;
∙ рациональное и иррациональное в историческом знании;
∙ структура и методы исторического знания;
∙ формирование и статус исторических фактов;
∙ детерминизм, случайность и свобода воли в историческом познании и т.д.
Становление аналитической философии истории было детерминировано развитием в конце XIX в. дисциплинарно организованной науки, опредмечиванием наук о природе и «наук о духе», когда эти науки приобретали статус самостоятельных дисциплин. Традиция критической философии истории формировалась благодаря усилиям Дильтея, Виндельбанда,Риккерта, Кроче, Коллингвуда, обративших внимание на специфику и природу исторического познания, логику его развития. Существенный вклад в разработку аналитической философии истории внесли в 40-50е годы XX столетия такие представители критико-аналитической философии, как Гемпель, Дрей, М.Уайт и др. Критико-аналитическая философия истории особый импульс развития получает в XX в., когда появляется большинство работ по эпистемологии (гносеологии) и методологии исторического познания. Неслучайно критическую философию истории называютгносеологическимнаправлением (логикой исторического познания) в понимании предмета философии, в противоположностьонтологическому, акцентирующему внимание на проблеме исторического бытия.
В русской философской традиции предпринимались попытки синтеза исторической онтологии и логико-гносеологического подхода к философии истории. Так, Н.И. Кареевв своих работах «Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории теоретического прогресса» (тт. 1-3, 1883-1890), «Историология. Теория исторического процесса» (1915) и др. философию истории рассматривал как синтетическую дисциплину, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Философия истории для него естьсуд над историей, в соответствии с чем на историю и на социум важно смотретьглазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты. Таким образом, в философии истории Кареева осуществляетсясинтез социального и исторического знания. «Именно преображение всемирно-исторического процесса с некоторой общей точки зрения и есть основная задача философии истории» (Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох. 1993, с.14).
Аналогичную позицию в отношении синтеза онтологического направления (теория исторического процесса) и гносеологического (теория исторического познания) в философии истории занимал и русский философ и богослов Л.П.Карсавин.Философия истории, с его точки зрения, выполняет такие задачи, как: исследование первоначал исторического бытия; рассмотрение этих начал в единстве бытия и знания; познание и изображение конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса.
В настоящее время классическая философия истории, движимая идеей прогресса, переживает переосмысление традиционной проблематики и вырабатывает новые ракурсы исследования13. Ряд исследователей описывал крах классической философии истории как конец философии истории как таковой. Концепции "заката Европы", "конца истории" (Фрэнсиса Фукуямы), пост-истории и в самом деле заставляли задаться вопросом: имеет ли право на существование философия истории? Однако на самом деле мы имеем дело с подспудной актуализацией философии истории и превращением ее в важное направление европейской философской традиции.
Новый виток актуализации философии истории, однако, происходит со смещением фокуса основной проблематики. Если для классической философии истории одной из самых обсуждаемых проблем была проблема статуса истории как науки и примыкающая к ней тематика онтологических вопросов исторического процесса, то для современной философии истории основными стали вопросы вариативности исторического знания и связанная с ними проблематика повествовательного характера исторического дискурса.
Предпосылки же актуализации данной проблематики оформились уже в первой половине XX века в рамках методологии исторической науки, отталкивавшейся, прежде всего, от теории познания немецкого неокантианства. Так, Макс Вебер(1864—1920), основываясь на различенииценностииоценки, произведенномГенрихом Риккертом (1863—1936), первым обратил внимание на роль многообразия субъективных ценностей и роль "ценностных предпосылок" в научном исследовании. В бесконечном многообразии, хаосе событий и действий значимой для исследователя является лишь часть реальности. Существенное от несущественного он отделяет лишь в свете собственных культурных ценностей.
В своей широко известной работе "Открытое общество и его враги" Карл Раймунд Поппер(1902 - 1994) (1945 г.) конкретизировал эту идею применительно к историческому знанию. Он четко сформулировал взгляд на исторические теории как на "интерпретации", выражающие точку зрения историка. "…Мы могли бы написать историю человеческого прогресса по пути к свободе (содержащую, например, рассказ о борьбе с рабством), а также историю человеческого регресса и угнетения (включающую, возможно, такие вещи, как угнетение цветных рас белой расой)", — писал К. Поппер14.
В посмертно изданной работе "Идее истории" (1946 г.) Робин Джордж Коллингвуд(1889—1943) не только отстаивал право историка на "отбор, дополнение и критику"15материалов источника, но и высказал значимую для последующего философско-исторического дискурса идею о роливоображенияв историческом повествовании. Лишь воображение историка, "заполняя лакуны в рассказах источников, придает историческому повествованию непрерывность"16.
Однако подлинная актуализация проблемы повествовательного характера исторического дискурса произошла в середине шестидесятых годов благодаря исследованиям философа аналитической традиции Артура Данто.
В работе "Аналитическая философия истории" (1965) Данто обосновал роль повествовательного элемента в работе историка. Историографический феномен — не простая регистрация материала, не его полный и симультанный учет в некой “идеальной хронике”, но описание, имеющее структуру повествования. Эта структура задается тем, что история всегда пишется "задним числом". "Идеальный хронист" не может знать будущего. Его знает только историк.Повествовательные предложенияисторика всегда связаны с его временной позицией. Более того, в нем подразумеваются три временных позиции: 1) позиция описываемого события, 2) позиция события, относительно которого оно описывается, 3) позиция нарратора17. К примеру, "В 1713 году родился автор "Племянника Рамо". В этой фразе рождение ребенка переописывается в свете другого события — публикации знаменитого произведения.
В своей программной работе 1973 г. "Метаистория: Историческое воображение в Европе ХIХ в." американский исследователь Хейден Уайт(р. 1928) развил и дополнил идеи Данто соображениями, почерпнутыми из литературоведческих исследований.Проблему соотношения исторического рассказаиобъективного ряда событийон решил какпроблему форм выражения.
История — для Уайта это уже общее место — является сведением всех фактов, известных о данном периоде, только к тем, которые важны для историка. Историки и хотели бы говорить "правду, только правду и ничего, кроме правды", однако невозможно повествовать, не прибегая к фигуративной речи.
Идея нарративного характера исторического дискурса обрела свой завершенный вид в концепции французского герменевта Поля Рикёра (р. 1913). В работе "Время и рассказ" (1985) Рикёр описал нарративный дискурс в целом как раздвоившийся на историографию и художественную литературу. Характер самой истории он определил как исключительно повествовательный, что не означает сознательного нарративизма историков. Напротив, историография (особенно французская) стремится порвать с когнитивными операциями нарративного понимания. Но любая история, даже наиболее удаленная от повествовательной формы, сохраняет свою связь с нарративным пониманием, будучи производной от него18, так как ей всегда присуще конструирование исторического времени.
Таким образом, рассмотрение проблемного поля современной философии истории с включением в нее проблемы нарративного характера исторического дискурса является актуальным направлением современной западной философии истории. Рассматривая исторические теории как интерпретации, выражающие точку зрения историка на объективный ряд событий, исследователи настаивают на том, что история доступна человеку только в заданном культурной традицией форме рассказа о ней.
Тем самым классические и современные интерпретации философии истории взаимодополняют друг друга, способствуя дальнейшему постижению смысла ее величества Истории.
Особый ракурс исследования связан с формированием такого направления философии истории и историческом познании, как психоистория.( Примечание: В данном параграфе мы опираемся на работы белорусских исследователей: Современная мировая историческая наука. М., 1996; Методология истории. Мн., 1996; Шутова О.М. Психоистория: школа и методы. Мн., 1997; Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы. Мн., 2002 и др.)
Начало психоисторической школе положила американская психоистория 1960 гг. История представляется здесь как поле проявления человеческого взаимодействия, индивидуальных и групповых; поведение действующих лиц в истории оценивается с точки зренияпсихологической мотивации их поступков. Авторы психоистории близки к представителям таких направлений, как французская школа «Анналов», историческая антропология с ее разделами, ответвлениями, в т.ч., «Гендерная история», «Новая культурная история» и пр.
С целью уточнению понятий, обратимся к подходу В.М. Раньян, зафиксированному в его работе (W.M.Runyan.Psychology and Historical interpretation. N.Y., Oxford, 1988).
I | II | III | IV | V |
История | История с психологическим содержанием | Психоистория | Историческая психология | Психология |
Психоистория - направлена на использование психологических теорий в исторических интерпретациях;
Историческая психология- направлена на изучение трансисторических общностей или психологических структур, их элементов и взаимоотношений в истории;
История с психологическим содержанием– направлена на выяснение степени влияния психологических феноменов (человеческих мотиваций, верований, эмоций и действий), на историческое развитие.
Зафиксируем некоторые этапы «психологизации» исторического исследования. Психоистория является закономерным явлением, обусловленным всем движением исторической мысли. ЕщеПлатонобосновывал свою теорию управления и государственности с удивительной психологической точностью. «Жизнеописания»Плутарха и даже библейские истории – первые попытки психологического изучения лидеров.Н. Макиавелли, который делал акцент на роли случая и морали как важнейших мотивов исторического процесса, считал, что знание прошлого и способность представлять будущее дают государю возможность проводить политику, которая может оказаться аморальной, но оправданной с точки зрения пользы для государства.Дж. Викопредположил, что человечество проходит в своей истории определенные циклы. Божественный промысел, предполагающий индивидуальный эгоизм и заботу об интересах всего человечества, он рассматривает как движущие силы истории.И.Кантсчитал, что люди по своей природе нуждаются в законах, что человеческая натура неизбежно предполагает вождя. ПоГегелю,«великие люди» совершают поступки, руководствуясь подсознательными мотивами и являясь частью «мирового духа».Гердер, напротив, утверждал, что человеческая личность стабильна и предсказуема, закономерно соотносится с природной средой. В этом же ключе, рассматривали человеческую историю позитивисты, определяя ее как«социальную физику».
Существенную роль в становлении психоистории имели идеи З.Фрейда. С выходом его«Леонардо да Винчи и память его детства»(1910) традиционно связывают возникновение психоистории.
Огромное влияние на ее развитие оказали такие мыслители, как В. Дильтей, М.Блок, Л. Февр, Ф. Ариеси др.В. Дильтейрассматривал историю как последовательную смену психологических мировоззрений, скорее эмоциональных, чем рациональных, воплощенных, главным образом, в сочинениях литературных, религиозных и философских гениев.
Основатели французской школы «Анналов» М.Блок и Л. Феврпредостерегали исследователей против искушения применять современный категории к представлениям прошлых лет. Они ориентировали историков на изучение того, как мыслили и чувствовали люди в минувшие века.
Психоистория заявила о себе как «наука об исторических мотивациях– ни больше, ни меньше». Первым применил термин «психоистория»Эрик Г. Эриксон. Начало психоистории как историографического направления часто связывают с 1958 г., с публикацией его работы«Молодой Лютер: психоанализ и история». Этой же теме посвящены такие работы Э. Эриксона как «Правда Ганди» (1969); «История жизни и исторический момент» (1975). Он использует психоанализ для понимания роли отдельных людей и событий в истории, а детский опыт считает решающим в развитии индивидуума.
Можно выделить три главные сферы исследовательских интересов психоисториков:
История детства (ChildhoodHistory)
Психобиографии (Psychobiography)
Психоистория групп(GroupPsychohistory)
Что интересует исследователей в рамках истории детства, психогенетической теории детства? Основатели этого направления ставили перед собой цель создания науки об эволюцииотношений между родителями и детьми как основной движущей силы истории. Широко известными стали работы Э. Эриксона и особенно его теория опсихосоциальной идентичности– главной цели становления личности. Известна его формула:психосоциальная идентичность = биопсихологические задатки + ранний детский опыт + широкие социально-исторические и идеологические веяния.
Рассматривая историю детства на Западе, Л.де Мос выделил шесть моделей воспитания, сменяющих одна другую на протяжении веков:
«детоубийственный»способ (от античности доIVв н.э.), характерный наличием чистого насилия над детьми, выживанием сильнейших;
«отстраненный»способ (IV-XIII), когда начали признавать наличие души у детей;
«двойственный»способ (XIV-XVII), который характеризуется, с одной стороны, распространением культа Марии и смягчением образа матери в искусстве, с другой – сохранением популярного «воспитания палкой»;
«навязывающий»способ (XVIII), свидетельствующий о большом сдвиге в отношениях родителей и детей в сторону их духовного сближения, однако, осуществляющийся посредством жесткого контроля поведения детей, их мыслей и чувств со стороны родителей;
«общественный»способ (XIX – сер. XX в.), когда приходит понимание воспитания как внушения и навязывание родительской воли постепенно сменяется процессом обучения детей, их подготовкой к успешной интеграции в общество;
«помогающий»способ (начиная с сер.XXв.), предполагающий осознание обществом того, что сами дети лучше знают, в чем они нуждаются на каждой жизненной стадии; участие родителей в жизни своих детей путем проявления внимания, заботы и оказания помощи самоидентификации.
Движение от одной модели воспитания к другой психоисторики связывают с развитием человеческого общества. Любой регресс в процессе воспитания детей влечет за собой и регресс в социальной области.
Исторический процесс предстает перед глазами психоисториков на фоне эволюции детства. Причем немаловажное значение придается травмам. «История есть воспроизведение, «проигрывание», ранних травм, потому что все мы имеем их в той или иной степени, что и определяет наше сходство» (Л.де Мос). Распространение ядерного оружия, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, катастрофы на атомных станциях и опасность, исходящая от них – имеют широкие травматические последствия на психику человека. Чем меньше травм, тем демократичнее общество.
Устанавливается также корреляция между способами воспитания, преобладающими психоклассами и политическими движениями. Жесткие способы воспитания, закаливания, крещения в ледяной воде и др. «кошмары» предопределили, согласно Л. Де Мос,не только сложность «проблемы отцов и детей», но и систему общественных отношений в России в целом. Технологияпеленания детей(«бинтования») явилась одной из предпосылокформированиянесвободной личности, «зашоренности» мышления и авторитарного правления в обществе. Политические кошмары царизма и сталинизма были производными от традиционного воспитания. Черты русского характера – страх перед независимостью и ответственностью, частая смена настроений, необходимость внешнего контроля является, с точки зрения Л.де Мос, результатом длительного пеленания, эмоциональной заброшенности, холодного отношения родителей и физических наказаний, которые были широко распространены в России с давних пор.
Следующее направление психоистории – это психоистория группы как сфера психоисторических исследований. Психоистория группы(GroupPsychohistory) пользуется на Западе большой популярностью. Используя средства массовой информации как зеркало, отражающее фантазии группы, психоисторики нередко высказывают оправданные предположения о развитии событий в будущем. Так, Д. Атлас в книге «Что случится в Германии?» высказал предположение о скором падении Берлинской стены и превращении Германии в единую мощную страну в Европе, за что получил прозвище «цыгана с гадательным кристаллом» (AtlasJ.WasinDeutschlandpassierenwird…dasundewusstederDeutschen-Dussedort, 1991.- (Что случится в Германии… Бессознательное немцев).
Теоретической основой психоистории групп служит концепция толкования групповых фантазий (GroupFantasies), отражающихся в визуальных образах, изображениях, карикатурах, появляющихся в средствах массовой информации, на обложках журналов, заголовках статей в газетах и т.д. Визуальные отображения фантазий, циркулирующих среди членов данной группы, нации, коллектива, выражают карикатуристы, художники, оформители обложек.
Дж. Атлас подчеркивал, что важно «не создавать эти образы, а просто интерпретировать их». По сути дела психоистория, изучая эмоциональную жизнь наций, является более всего эмпирической дисциплиной.
Концептуальные основы психобиографии формировались в контексте особого интереса к психологии. Начало ХХ в. было ознаменовано стремительным ростом психологии как самостоятельной дисциплины, а вместе с этим и расширением поля ее интересов. С момента выхода работыЗ.Фрейда«Леонардо да Винчи и память его детства»(1909) психоаналитиков влекло к изучению исторических характеров. В послевоенное время появился журнал«Psychoanalysis and the Social Sciences»(1947), где публиковались материалы, посвященные проблемам взаимодействия психоанализа и истории, психоаналитической интерпретации исторических личностей. Новый этап был связан с выходом книгиЭ. Эриксона «Молодой Лютер»(1958).
Большой популярностью пользуются работы, посвященные изучению личностей тоталитарного типа. Одной из известных работ психоисториков является «Гитлер и нацистская Германия», созданный коллективом автором (Э. Фромм, У. Ширер, Р. Уэйтти и др.). Авторы пытаются решить вопрос о том, почему стало возможным «легализированное варварство». Гитлер никогда не выглядел как «героический лидер», скорее он был похож на «официанта из второстепенногоViennesecafe».
Психоисторики находят объяснение этому феномену в поддержке Гитлера не только невежественными, но и образованнейшими людьми своего времени. С одной стороны, он был мастером политического оппортунизма, обладавшим значительными адаптационными способностями, циником, руководствовавшимся личными амбициями и жаждой власти, застарелым невротиком, обладающим фобиями, напрямую связанными с его успехами и неудачами.
С другой стороны, Гитлер обладал чертами, общими для того поколения немцев, которые были унижены поражением в первой мировой войне и подорваны инфляцией. Из этого психоисторики делают вывод о «привлекательности» идей Гитлера и нацизма в Германии в период их прихода к власти и на ее первых порах. Нацизм в Германии победил благодаря обещанию дать индивидуумам то, чего им не доставало: чувство власти, понимание смысла существования, драматизм совместных действий (BordyZ.TheProductofSocial-PsychologicalMalaise/HitlerandNaziGermany.N.Y. 1987. p. 56). Химан Муслин показал, что Гитлер так и не смог преодолеть стадии роста («кризисы идентичности» по Э. Эриксону). Поэтому он всю жизнь пытался компенсировать незаконченность своей личностной самоидентификации посредством привлечения внимания, нуждаясь в восхищении и создании своего величия. Эта его страсть совпала с потребностями масс Германии иметь мессию, харизматического лидера.
Немало книг посвящено изучению детства Гитлера, его взаимоотношений с матерью, жестокости отца, его внутренним проблемам, связанным с многочисленными комплексами, которые он имел. С этой идеей роли травматического детского опыта Гитлера в становлении его личности не согласен Э. Швиаб. Он считает, что Гитлер был параноидальным психопатом, чье «падение в безумие» было обусловлено его навязчивой ненавистью к евреям.
Книга Роберта Уэйта «Психопатический бог: Адольф Гитлер»(1993) стала хрестоматийной. Факты, открытые им, свидетельствуют о психических проблемах Гитлера, их источниках и последствиях.
Выявление подсознательной мотивации поведения, показывающее болезненные черты правителей авторитарного типа (Пилсудский, Франко, Салазар) и тоталитарного типа (Сталин, Гитлер, Мао), являются традиционными в рамках психобиографии.
Психоистория, сочетая в себе сильную эмоциональную окрашенность, постоянную апелляцию к человеческим чувствам и психологическим мотивациям со скрупулезными концепциями об анализе групповых фантазий, эволюции детства, значительно расширяет проблемное поле исторической науки, философии истории. Междисциплинарные возможности философии истории при этом повышают тем самым ее гуманитарный статус, дополнительные интерпретации исторических событий и явлений и прогностические тенденции развития будущего.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий