Проблема
Содержание данной формы научного поиска и развития знания отчетливо показывает доминирование целерациональных ориентаций. Совокупность (последовательность) составляющих ее вопросов непосредственно связано с содержанием целей и задач исследования*, которые фиксируют намерение исследования ответить на них полностью или на часть из них. Количество, характер и последовательность вопросов определятся, во-первых, содержательной спецификой ассертеоретической (утвердительной) составляющей проблемы, которая, выражая достигнутый уровень изученности объекта, создает возможность постановки конечной совокупности вопросов определенного содержательного характера; во-вторых, особенностями («глубиной») осмысления проблемы исследователем, который может переформулировать проблему, обозначив в ее ассерторической части новые теоретические или прикладные аспекты и соответственно создав таким образом основания для новой совокупности вопросов.Действия такого рода очень часто связаны с выходом исследований на более глубокий уровень реальности. Как переворот в теории познания квалифицируют новую постановку И. Кантом основного вопроса гносеологии. Его прежняя формулировка («В какой мере наши знания соответствуют познаваемой реальности?») была видоизменена таким образом («Какими способностями должен обладать субъект познания, чтобы полученные им знания соответствовали познаваемой реальности?»), который ориентировал гносеологические исследования новых (фундаментальных) аспектов познавательных процессов. На определенном историческом этапе развития химии были поставлены ранее нетрадиционные вопросы о наличии в реактивной среде наряду с реагентами других элементов и соединений, не входящих в состав конечных продуктов реакции, но являющихся необходимым условием ее протекания, что в скором времени привело к развитию теории каталитических процессов. Новые в рамках эволюционных представлений вопросы об определяющем действии внутриорганизменных факторов наследственности дали начало становлению генетики.
Реальная практика научных исследований показывает, что основу проблемогенеза, составляет специфика исходной познавательной ситуации. Она обычно характеризуется как проблемная и иной не может быть «по определению», так как должна заключать в себе трудность, препятствующую процессу приращения знания. В противном случае познавательная активность человека лишится движущего стимула и иссякнет, что является даже не абстрактно, а формально мыслимой возможностью. В реальных процессах исследования познавательные трудности (проблемы) связанны с накоплением научных фактов, для чего нередко не хватает необходимого исследовательского инструментария; с непротиворечивым и достаточно полным объяснением фактов в форме закона, модели, теории и др.; с попытками распространения полученного знания на другие области реальности и обобщения теорий; с деятельностью по применению полученных знаний на практике; с процессами интеграции полученных знаний в интеллектуальный фон конкретной исторической эпохи.
Характером трудностей, препятствующих процессу приращения знания, определяется содержание и типология исследуемых проблем. В содержании проблем выделяют «два среза или с л о я:
– предметный слой, отражающий то, что нужно познать, смоделировать, практически преобразовать и их изменяемые состояния, модификации;
– рефлексивный слой, содержащий вопросы «как?», «каким образом?» по трем основным составляющим в структуре р е ф л е к с и и:
– как подготовить, организовать, мобилизировать и пр. себя – субъекта деятельности, субъекта решения проблемы?
– каким образом действовать, где и как искать решение проблемы?
– как оценивать текущие и итоговый результаты и как на них реагировать, какие дополнительные, коррегирующие действия выполнить?»1.
Для системного осмысления разнохарактерного содержания, ассимилируемого понятием «проблема», были выработаны интегративные понятия, способствующие также осмыслению его динамики при функционировании проблемы в качестве формы научного поиска и роста знания. Это понятия, отражающие «информационную среду обитания проблемы». Первоначально были предложены понятия «пространство задачи», «пространство проблемы», но в настоящее время наиболее прочно закрепилось «фрейм проблемы» (от англ. frame– рама,) как понятие, выражающее структуру данных для представления ситуации1. «Фрейм проблемы, – поясняет А.П. Хилькевич – представляет собой… относительно ограниченную область, или пространство, где осуществляется поиск ее решения»2. Эта область структурируется посредством определенной совокупности понятий и представлений, объединенных смысловыми связями с ключевым понятием, в данном случае понятием проблемы. Фрейм – образование достаточно сложное (включающее систему субфреймов) и динамичное. Последняя особенность особенно существенна для фрейма проблемы – его субфреймы связаны с содержанием проблемы связями разной модальности – как необходимыми, как ивозможными, на чем основана творческая деятельности исследователя по осмыслению содержания, формы, постановки, и трансформации проблемы, оценке ее решений, т.е. та работа, в русле которой проблема рассматривается как форма научного поиска и развития знания.
На основе понятия фрейма проблемы и представления о его структуре выработаны обобщенные схемы научного поиска на этапах проблемогенеза и поиска решения проблемы.
В предметогенезе и трансформациях (переформулировках) проблемы главными процессуальными элементами являются познавательные действия, связанные с локализацией (выделением и представлением) неизвестного как того, что предстоит изучить, определить, объяснить в ходе решения проблемы. Это направленные на выявление признаков неизвестного действия с элементами накопленного знания и непосредственно исследуемым объектом, структурой проблемной ситуации, совокупностью признаков исследуемого объекта, структурируемых по принципам последовательности и «параллельности», с элементами модели исследуемого объекта и модели проблемной ситуации. Поиск решения проблемы может быть представлен как творческая работа в контексте фрейма проблемы и за его пределами, включающая направленный поиск в определенном субфрейме, выборочный поиск в «наиболее вероятных субфреймах», широкий поиск по всему полю фрейма, поиск в дополнительно присоединяемых субфреймах, поиск за пределами фрейма методами проб и ошибок, случайного обнаружения и организуемой случайности1.
Диапазон аспектов, в которых может быть осуществлена работа по переформулировке проблемы определяется также исходной формой постановки проблемы, с которой связано представление о возможных средствах ее решения. По данному критерию всю совокупность проблем В.Ф. Берков делит на четыре основные класса как обладающие средствами: а) достаточными и необходимыми для их решения, б) достаточными, но не необходимыми, в) недостаточными, но необходимыми, г) не достаточными и не необходимыми, соотнося при этом случаи а) и б) с задачами, а случаи в) и г) –– с проблемами. Случай г) –– это чаще всего так называемые «плохо сформулированные проблемы», где наряду с избыточной предметной информацией имеет место полная неопределенность (отсутствие информации) относительно возможных средств решения проблемы. В этом контексте обычно возникают псевдопроблемы, способные вести к приращению знания лишь в виде побочных результатов. Случай в) –– это хорошо формулированная проблема, обозначающая наличие альтернатив в поиске недостающих средств ее решения. Это наиболее типичные для науки проблемы, требующие для своего решения методологически продуманной работы по ограничению и уточнению условий исследования и выдвижения гипотез, основанных на ее результатах1.
В сходной типологии проблем предложенной А.А. Ивиным, случаи а) и б) – это «риторические» проблемы или «проблемы-головоломки». «Сформулирован явный вопрос, – поясняет их специфику автор, – и известно, что будет считаться его приемлемым решением. Все сводится к отысканию(подч. мною – В.Л.) метода, с помощью которого из начальных условий может быть получен уже известный в общих чертах ответ»2.
Основные признаки такого рода проблем в науке: четкая заданность исходных условий (теоретических положений) и образцов анализа неизвестного, ограниченность круга и определенность основных линий поиска, т.е. метода их решения, принципиальная разрешимость, своеобразное «разделение научного труда», кода чаще всего проблемы ставит один исследователь, а решает другой. Случай в) коррелирует с так называемыми «классическими» проблемами науки. «Это, – согласно А.А. Ивину, – подлинно творческие проблемы, требующие не только определения общих контуров решения, но и открытия (подч. мною – В.Л.) того метода, с помощью которого это решение может быть достигнуто»3. В данном случае заданных исходных условий (теоретических положений) недостаточно, метод решения проблемы невозможно выбрать из совокупности имеющихся методов, его предстоит построить, найдя новые основания для рационализации его предписаний. И новые теоретические положения, и основания разрабатываемого метода отыскиваются путем выдвижения гипотез.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий