11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
Характер знаний, добываемых на эмпирическом уровне исследований, определяется прежде всего спецификой используемых средств и методов. Они дают возможность получить такие знания, какие способны обеспечить их гносеологический потенциал. Средства эмпирического исследования – это, прежде всего материальные объекты, включаемые в направленное взаимодействие с исследуемым объектом. Поэтому основной массив эмпирических знаний, накапливаемых на первых этапах эмпирических исследований, – это информация о свойствах и отношениях познаваемого объекта, характер которой определяется спецификой данного взаимодействия в рамках «приборной ситуации». Одновременно на характер эмпирического знания оказывают воздействие когнитивные установки и ориентации исследователя, определяющие условия базового направленного взаимодействия. Поэтому эмпирическое знание представляет собой сложный сплав информации об исследуемом объекте «в его собственных характеристиках» и определенного набора предпосылок рационального (мыслительного) характера, а вся совокупность эмпирического знания, накопленного в конкретной дисциплине или области исследования, структурируется на основе принципа возрастания в формах эмпирического знания (его структурных единицах) доли мыслительного материала.
Основной канал поступления информации на эмпирическом уровне исследования – наблюдения. Они могут иметь случайный и целенаправленный характер. Однако случайные наблюдения в научном познании являются кратковременными и составляют лишь импульс (повод) для перехода к систематическим, целенаправленным наблюдениям. Их результат Данные наблюдений отражают само наличие (существование) исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с характером общей направленности научного исследования, его целей, проблем и задач. Например, данные наблюдений с использованием оптических средств и средств радиоскопии несут информацию о существовании новых, ранее неизвестных космических объектов, их общем количестве и взаимном расположении в рамках определенных систем, интенсивности их электромагнитного излучения и других свойствах. Данные наблюдений составляют большой массив информации о состоянии атмосферы, гидросферы и геологических процессах на Земле, о численности видов живых организмов и ее динамике. С накоплением данных наблюдения связано любое гуманитарное исследование. Они необходимы или как его исходная ступень или как аргумент для подтверждения определенной схемы объяснения общественных процессов и культурно-духовных явлений. Таким образом, данные наблюдения не представляют собой что-то нейтральное по отношению к более высоким уровням структуры научного знания. Этот элемент связан с другими элементами, прежде всего характером решаемых проблем и задач, а также используемых средств и методов.
Такого рода связи усиливаются во втором элементе – эмпирических фактах. Эмпирические факты–это основная форма эмпирического знания, выраженного в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента.Эмпирическими фактами являются знания о многочисленных наблюдениях природных явлений (климатических аномалиях, землетрясениях, солнечных затмениях и др.), свойствах природных тел (повышать или понижать температуру, увеличивать или уменьшать объем, менять агрегатное состояние и т.д. при определенном воздействии на них извне), общественных процессах (войнах, экологических кризисах, реформах, революциях, репрессиях и др.). В идеале содержание эмпирических фактов должно быть свободно от элементов субъективности, встречающихся в данных наблюдений – случайных помех, ошибок при обработке информации и др.Наряду с этим эмпирические факты отличаются от данных наблюденийтакже,во-первых, устойчивостью (инвариантностью) содержания, и, во-вторых, наличием интерпретации – истолкования на основе имеющегося знания.В этом контексте говорят о «теоретической нагруженности» фактов. Например, данные наблюдений о “разбегании” Галактик с возрастающей скоростью могут быть истолкованы по-разному. Сторонники модели “расширяющейся Вселенной” интерпретируют их как прямое подтверждение представления об образовании Вселенной в результате “большого взрыва”. Их оппоненты объясняют эти данные оптическими эффектами в результате “старения” фотонов при прохождении ими больших расстояний, возмущающим действием вне-Металагактических объектов и др. Традиционно неоднозначную интерпретацию получают данные наблюдений о явлениях социальной жизни – взрывах политической активности, миграционных процессах, депрессивных явлениях в области духовной культуры.
Характеризуя данный элемент структуры научного знания, следует отметить также многозначность термина “научный факт”, с которым иногда отождествляют термин “эмпирический факт”. Первый термин имеет три основных значения: 1) некоторое событие, явление, фрагмент исследуемой реальности; 2) особого рода эмпирическое знание (эмпирические высказывания) об исследуемой реальности; 3) существующие в системе научного знания его фрагменты (понятия, законы, теории как факты науки). Наиболее распространенным является второй смысл, совпадающий со смыслом термина “эмпирический факт”.
Эмпирические зависимости (обобщения, законы) – это форма знания, выражающая корреляции между объектами, их элементами и свойствами, установленными в результате серии наблюдений и экспериментов. Здесь ставятся в зависимость определенные параметры исследуемого объекта от его других параметров или характеристик взаимодействующих с ним объектов. Хрестоматийные примеры эмпирических зависимостей – изменение давления газа на стенки заполненного им сосуда при повышении или понижении его температуры; изменение численности биологической популяции как реакция на изменения в среде обитания и на нарушения в цепях питания; экономический рост в условиях стабильной мотивации людей к профессиональному труду, рост вкладов в периоды социально-политической стабильности, дефицит товаров при ажиотажном спросе.
Формой эмпирического знания, родственной эмпирическим зависимостям и генетически предшествующей ей, являются эмпирические корреляции, фиксирующие определенные (как правило, некаузальное) отношение (сопряженность) двух множеств объектов (явлений, процессов). Дальнейшая конкретизация характера выделенного в корреляции отношения превращает ее в подин из типов эмпирической зависимости (генетической, пространственно-временной, причинной, функциональной).
Эмпирические зависимости далеко не тождественны так называемым самоочевидным выводам и обобщениям.Последние очень часто принимаются под воздействием эмоций, здравого смысла или повседневного опыта и нередко грубо искажают реальное положение дел.Хотя они и оказывают определенное давление на исследователя, все же главные методологические проблемы лежат в иной плоскости и выделяются соответственно стадиями эмпирического исследования.
На первой стадии наиболее остро проявляется проблема достоверности данных наблюдений и экспериментов, накопление которых составляет ее основное содержание с целью создать эмпирический базис для дальнейшей работы. Ее решение лежит, прежде всего, на пути создания адекватных средств эмпирического исследования, представляющего собой конструктивный процесс. Он остается конструктивным в своей сущности в том случае, если средство эмпирического исследования, например, натуральная модель, или аналогии, не создается заново, а берется «как готовое» в его природном виде. В этом случае конструктивность действий «разработчика» проявляется в анализе коррелятивных задач исследования внутренних и внешних отношений элементов объекта, который выбирается в качестве средства. При этом принимается во внимание: 1) содержательная специфика элементов; 2) многообразие типов их отношений (внутренних и внешних); 3) возможность направленного взаимодействия (реального и мысленного) выделенных элементов между собой и с другими объектами (прежде всего с объектом познания, а также с другими средствами исследования); 4) возможность контролировать ход такого взаимодействия и получать достаточно полное представление о его результатах. Эти же требования лежат и в основе процесса по созданию средств научного исследования, не имеющих сколь-либо четко выраженных аналогов в среде природных объектов.
Основные гносеологические требования, которые ориентируют конструктивный процесс по созданию средства научного исследования следующие:
создаваемое средство должно обладать способностью взаимодействовать с исследуемым объектом и произвести в нем планируемое изменение предмета познания или показать неосуществимость планируемого взаимодействия;
все элементы разрабатываемого средства (подготовительные, обеспечивающие возможность планируемого изменения предмета познания, и преобразующие, непосредственно производящие это изменение) должны быть фиксированы в предшествующих познавательных циклах;
подготовительные элементы средства познания не должны деформировать процесс базового взаимодействия, направленного на планируемое изменение предмета познания (не должны «вносить шум» в данный процесс).
Отмеченные наиболее общие требования дополняются конкретизирующими, связанными со спецификой познавательных ситуаций, познавательных проблем и задач. Однако в любом случае желаемым итогом является создание средств эмпирического исследования, повышающих степень достоверности его данных за счет повышения точности измерений и расширения диапазона воспринимаемых явлений.
Проблема достоверности данных наблюдений и экспериментов в рамках целостного представления о структуре эмпирического исследования интерпретируется как проблема достоверности эмпирических фактов, поскольку эти данные выражаются в форме фактофиксирующих предложений, истинность которых ими же и подтверждается. Это методологическая проблема, прежде всего, относящаяся к стадии создания эмпирического базиса исследуемой конкретной проблемы или более широко – эмпирического базиса дисциплинарной системы знания, как совокупности данных наблюдений и экспериментов, подлежащих определенной интерпретации. Наряду с этим она имеет еще одно измерение, а именно, контекст эмпирического обоснования теории, в котором эмпирические факты служат критерием достоверности теории или ее выбора при наличии конкурирующих теорий.
Основные методологические проблемы второй стадии эмпирического исследования – стадии первичной обработки базисных эмпирических данных – лежат в сфере их языкового выражения, в том числе и средствами математики. Язык, выражающий систему эмпирического знания, должен быть адаптирован в специфике наблюдаемых явлений и объектов экспериментирования, так и к особенностям языка их теоретического объяснения. По мнению специалистов, исследующих проблемы языка эмпирических исследований, в частности Л. Лаудана, он должен быть независим от языка объясняющей теории. Этим обеспечивается критериальная функция научных фактов по отношению к объясняющим их теориям. Теории могут сменять одна другую, а эмпирические факты оставаться в своем собственном содержании стабильными, и поэтому быть не только «вещью упрямой», но и доказательной. Однако языковое оформление фактов связывает их с определенной совокупностью других фактов и теоретических знаний, что предопределяет их трактовку и значимость. Особенно наглядно это проявляется в ходе квалификации принципиально новых фактов, для выражения которых не хватает языковых и концептуальных средств. Их идентификация в рамках имеющихся систем знания и научной лексики нередко выглядит как условное и даже насильственное действие. Например, новые идеологические, экономические и социальные движения, достаточно массовые, влиятельные и перспективные, идеологами существующей системы, чаще всего, оцениваются как маргинальные явления.
Такого рода произвол, как правило, облеченный в научную форму, не редкость не только в общественных науках. Изумительные по своей тенденциозности толкования природных явлений поставляет квази-наука (уфология, телекинез, парапсихология и др.). Поэтому в рамках методологических исследований уделено особое внимание анализу факторов, предопределяющих направленность наблюдений и экспериментов и характер первичной обработки эмпирической информации. В их роли выступают два типа предпосылочного (по отношению к данным наблюдения и эксперимента) знания:
концептуальное ядро эмпирического исследования, задающее систему его понятийного ориентирования и контроля;
эмпирические индикаторы, задающие эмпирические условия использования информации, заложенной в понятиях концептуального ядра.
Концептуальное ядро в зависимости от конкретной познавательной ситуации может включать довольно разнообразный набор понятий и представлений – от повседневно-обыденных понятий и представлений до абстрактных конструктов и понятий науки, не являющихся однако элементами существующих теорий. Эмпирические индикаторы – это в основном операционально определенные понятия концептуального ядра.
Средства первичной математической обработки эмпирических фактов специфичны для каждой дисциплины и области исследований. Однако существует общая методологическая проблема. Это проблема идентификации эмпирических данных на основе их объединения в группы качественно однородных элементов. Ориентации в ее решении задает специфика исследуемой проблемы, выдвигаемых целей и задач. Многое определяется личными творческими качествами исследователя, его способностью увидеть общее в исследуемых явлениях там, где его не замечали другие, а также существующими дисциплинарными и математическими традициями. Фундаментальность данной методологической проблемы во многом определяется негативным способом – ценой допущенных ошибок вследствие неоправданного представления в качестве однородных элементов разнокачественных явлений и процессов исследуемой реальности, зафиксированных как эмпирические факты. В частности, используемый в таких случаях математический аппарат не только не будет выполнять предусматриваемые эвристические функции, но и создавать определенные препятствия, уводить в сторону от решения выдвинутых в исследовании задач.
На третьей из основных стадий эмпирического исследования в качестве главной цели выдвигается установление эмпирических зависимостей и законов, обобщений, типологий, классификаций и т.д. Она достигается путем установления (логическими средствами и различными способами концептуализации знания) связями между данными наблюдений и экспериментов и созданием систем знания, содержание которых несводимо полностью к содержанию эмпирического базиса. Именно то, что в этих системах может быть зафиксировано сверх его содержания и позволяет выделить третью стадию в качестве самостоятельной. Такие системы создаются прежде всего путем введения в эмпирический базис (как совокупность фактофиксирующих предложений) специального объясняющего фактора, который фиксируется (закрепляется) в специальной терминологии, как правило, расширяя научный лексикон. По своему онтологическому статусу объясняющий фактор является выражением генетической, причинной, функциональной, пространственной и других связей элементов исследуемой реальности.
Такого рода объяснение на первых порах может выглядеть гипотетическим, а именно, построенным по принципу выдвижения гипотез ad hoc (гипотез «для данного случая»). Независимо от его дальнейшей судьбы своим существованием оно дает начало третьей стадии эмпирического исследования, однако при этом предстоит найти решение важной методологической проблемы – проблемы обоснованности объясняющего фактора. Она легко решается лишь в сравнительно узком кругу познавательных ситуаций, а именно, тех, где достаточным основание для принятия определенного фактора в качестве объясняющего является содержание эмпирического базиса (данные наблюдений и экспериментов достаточно определенно указывают на наличие генетических, причинных и других связей между фиксированными элементами исследуемого объекта или объектом и средой). Однако в подавляющем большинстве ситуаций (особенно в обществоведческих дисциплинах) характер этих связей не лежит на поверхности. Поэтому выдвижению объясняющего фактора предшествует процедура его обоснования в данном качестве. Это наиболее напряженная фаза осмысления эмпирического материала, где актуализируется прежде всего накопленное предметное знание, характеризующее исследуемый объект. Но в принципе эвристическую роль может сыграть любой элемент творческого потенциала исследователя (его интуиция, принятая или научная картина мира, мировоззренческие представления и др.).
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий