11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
Смысл понятия «уровень научного исследования» самом общем плане ассоциируется с представлением о градации предметной и процессуальной сложности и когнитивной продуктивности исследований.Это достаточно очевидные факты, наблюдаемые при сопоставлении исследований, проводимых в рамках одной и той же дисциплины в исторически разные периоды ее становления. Как правило, выделяют период эмпирических исследований, где явно доминирует использование методов наблюдения, описания, измерения и «свободного» эксперимента, и последующий период теоретизации дисциплины, завершающийся разработкой новых (теоретических) методов исследования и форм представления (выражения, фиксации) добытого знания, – основных атрибутов периода теоретизированной науки. Аналогичные различия можно наблюдать, сопоставляя специфику исследований в различных дисциплинах, каждая из которых находится на определенном этапе своего становления, не совпадающем с рубежом развития, достигнутым в другой дисциплине. В этих случаях различают, с одной стороны, описательные или эмпирические науки; с другой – теоретические или теоретизированные дисциплины. Например, до середины ХХ в. биология причислялась преимущественно к описательным наукам, в то время как многие разделы физики уже несколько десятилетий и даже столетий относились к теоретизированным дисциплинам.
Тем не менее, несмотря на, казалось бы, самоочевидное различие эмпирических (описательных) и теоретизированных наук, периодически возникали и достаточно интенсивно воспроизводились скептические точки зрения по поводу по поводу упомянутых дихотомий. Выдвигаемые при этом аргументы сводились в основном к следующему.
Во-первых, в тенденции и эмпирические, и теоретические исследования ориентированы на выявление законов исследуемой реальности, выражающих характер взаимосвязей ее систем и элементов, их функциональные особенности и направленность эволюции.
Во-вторых, степень общности выявленных при этом законов далеко не всегда существенно различается. Эмпирические зависимости и законы нередко не уступают теоретическим по степени общности, охватывая весь класс изучаемых явлений.
В-третьих, и в эмпирических и в теоретических исследованиях используется математический аппарат, т.е. применение математических методов и форм выражения знания нельзя считать исключительно признаком теоретических исследований.
В-четвертых, в теоретическом познании используются сложные системы абстрактных конструктов (идеальных моделей), репрезентирующих исследуемые объекты – их состав, а также внутренние отношения между образующими их элементами и отношения с другими объектами. Эта особенность теоретических исследований признается наиболее существенной. Однако в методологических исследованиях последних десятилетий показано, что и на уровне эмпирического познания конструируются модели изучаемой реальности.
В-пятых, подвергаются сомнению существенные различия языков эмпирического и теоретического исследования. Отмечается, что язык эмпирических исследований, несмотря на реликтовые явления, отражающие его связь с языком повседневного общения, в своей основе качественно не отличается от языка теоретических исследований.
В рафинированном и наиболее обоснованном варианте скептическая точка зрения на проблему эмпирического и теоретического уровня исследования была зафиксирована при попытках доказать избыточность для науки ненадежных в плане их истинности (порой очень громоздких) теоретических схем и в целом от необходимости вести исследование на теоретическом уровне. Общеизвестны усилия такого рода в операционализме, где предлагалось определять теоретические термины посредством операциональных определений, т.е. прежде всего эмпирических процедур. Такой подход был понятен и близок умонастроениям физиков 20 — 30-х годов. Однако со временем стало очевидным, что он отражает закономерности генезиса лишь одного из видов научных понятий, а именно операциональных. Обнаружились практические и принципиальные затруднения при попытках его последовательного проведения как в самой физике, так и в других дисциплинах.
Менее известны, но более оригинальны и успешны попытки элиминации теоретических терминов из структуры теории и в целом из научного языка путем использования математической логики, и в частности тех ее разделов, где осуществлялся анализ научных теорий. В 50 — 60-е годы английским математиком и логиком Ф.П. Рамсеем проблема элиминации теоретических терминов из языка науки была поставлена в следующем виде: каким образом можно сохранить все эмпирическое содержание теории, не используя при этом теоретические термины39. В предложенном им решении предусматривалась замена всех теоретических терминов, которые встречались в первоначальной теории, переменными Вместо термина Т1 переменная Х1, вместо Т2 — Х2 … вместо Тn — Хn. В результате вместо конкретных утверждений получаем лишь их формы или пропозициональные функции (функции-высказывания). Так как с формальной стороны теория является совокупностью конкретных высказываний, встает необходимость превратить функции-высказывания в содержательно-конкретные высказывания. Это достигается путем придания каждой функции квантора существования, указывающего на существование предметов, обладающих соответствующими свойствами. В силу этого каждая из переменных Х1, Х2, …, Хn соотносится с соответствующим квантором существования (EХ1), (EХ2), …, (EХn). В конечном итоге вместо прежней теории Т, содержащей в своей структуре теоретические термины Т1, Т2, …, Тn получаетcя предложение: (EХ1), (EХ2), …, (EХn) • Т (Х1, Х2, …, Хn), функционально эквивалентное прежней теории в том отношении, что позволяет дедуктивно систематизировать все ее законы и утверждения эмпирического характера, не прибегая к использованию теоретических понятий.
Более сложный вариант элиминации теоретических терминов из языка науки (а не только теории — отсюда и большая сложность) был предложен американским логиком В. Крэйгом. Здесь подлежали элиминации не только теоретические термины, но и так называемые вспомогательные (описывающие свойства и отношения реальности в их соотнесенности с эмпирическими терминами и утверждениями). И снова был получен вполне определенный позитивный результат «Исследования Крейга, — отмечает Г. И. Рузавин, — показывают, что для всякой аксиоматической теории, содержащей как теоретические, так и эмпирические термины, можно найти другую аксиоматическую систему ТС, которая будет содержать только эмпирические термины. Такую теорию ТС называют транскрибированной по Крейгу. Она функционально эквивалентна прежней теории в том смысле, что устанавливает те же самые дедуктивные связи между утверждениями, содержащими только эмпирические термины. Таким образом, Крейг доказывает, что теоретические термины в принципе необязательны при установлении дедуктивных связей между результатами эмпирического исследования»40. Однако и сами авторы рассмотренных вариантов элиминации теоретических терминов и их аналитики не соблазнились перспективами расширительного применения полученных результатов, хотя и по сей день такая программа притягательна для представителей тех наук (эмпирическая психология, конкретная социология, некоторые направления в биологии), где накопленный массив эмпирических данных явно преобладает над систематизирующими возможностями имеющихся там теоретических построений.
В чем здесь причина? Пожалуй, в том, что более предпочтительным виделся все же путь конструирования теоретических абстракций, которые позволяют легче и быстрее концентрировать информацию, значительно упрощают ее хранение и преобразование. Но вместе с этим воспроизводится «полный набор» классических проблем гносеологии и методологии науки, связанных с обоснованием теоретических конструктов, выбором из числа конкурирующих теорий какой-то одной, конкуренцией программ, объединяющих определенную совокупность теорий и др.
Принадлежность исследований к определенному (теоретическому или эмпирическому) уровню определяют по достаточно четко фиксированному набору критериев: общей направленности познавательных действий, характеру предмета исследования, типу используемых средств и методов, а также по формам фиксации полученного результата.
На эмпирическом уровнеисследование ориентировано на познание (описание) явлений (установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, определение интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д.). Соответственно предмет исследований на этом уровне составляют характеристики наблюдаемых явлений и их корреляции (соотношения, зависимости). На эмпирическом уровне используются средства реального наблюдения, измерения и экспериментирования (реактивы, пробные объекты, приборы наблюдения, экспериментальные установки и др.), которые должны обеспечивать материальное взаимодействие исследователя с познаваемыми природными или социальными объектами. Соответственно типу используемых средств к методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Знание эмпирического уровня выражается в диаграммах, графических зависимостях, статистических описаниях, числовых таблицах и др. Главной формой является научный (эмпирический) факт. Он должен быть адаптирован как к специфике наблюдаемых объектов и явлений, так и к особенностям их теоретического объяснения.
На теоретическом уровне исследование направлено на выявление сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования – объяснение явлений. Предмет исследования в данном случае представлен в виде системы моделей (абстрактных конструктов), репрезентирующих, т.е. представляющих, замещающих реальные объекты, где интересующие исследователя процессы проявляются как бы и в чистом виде. Такова, например, планетарная модель атома, структурные формулы в органической химии, модель гена, получавшая название «двойная спираль» и др. Поэтому они же являются и основным средством теоретических исследований. Теоретическое исследование в значительной части своего содержания представляет собой манипулирование данными конструктами: наделение их новыми свойствами с учетом изменившихся условий существования исследуемого объекта. С этим видом творческой деятельности в русле исследований теоретического уровня в той или иной степени связаны методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, формализация и др. Результаты научных исследований на теоретическом уровне фиксируются в форме понятий, законов, принципов, категорий, а в идеале в форме развитой теории.
Указывают также ряд других как более специфических, так и общих критериев. В числе последних – функциональный критерий, согласно которому эмпирическое исследование должно обеспечивать связь концептуально-понятийного аппарата науки с реальностью, данной в непосредственном наблюдении и эксперименте, а теоретическое исследование – создавать и совершенствовать концептуально-понятийный аппарат науки, способный без обращения к эмпирии («на собственной основе») генерировать новое знание.
Достаточно специфическим критерием является способ проверки (установления достоверности) знания. На уровне эмпирического исследования – это преимущественно прямое сопоставление эмпирических фактов, закономерностей, типологий и т.д. с наблюдаемой реальностью. На теоретическом уровне, во-первых, работают внеэмпирические критерии (принципы соответствия, простоты, непротиворечивости, полноты и др.); во-вторых, эмпирическая проверка теоретического знания осуществляется по иной схеме по сравнению с эмпирической проверкой эмпирического знания. Во втором случае достаточно прямого сопоставления его любого отдельно взятого элемента с данными наблюдения и эксперимента. В первом случае осуществление такой процедуры ничего не решает – достоверность отдельно взятых теоретических законов и тем более целостных систем теоретического знания не опровергается отдельно взятыми опытными данными.
Указывают также на различие в типах онтологии, лежащей в основе эмпирического и теоретического знания. Онтология эмпирического знания – это сама исследуемая реальность, как определенная совокупность объектов, процессов, явлений. Онтология теоретического знания – это содержание идеальных моделей (абстрактных конструктов), репрезентирующих реальные объекты, процессы, явления. Это явно специфический признак, коррелирующий с пониманием самой природы теоретического познания.
Специфическим в этом же смысле является основной методологический критерий, согласно которому главным признаком теоретического исследования является деятельность субъекта по созданию и совершенствованию концептуальных форм (прежде всего системы идеальных моделей, репрезентирующих исследуемую реальность), а главным признаком эмпирического исследования – деятельность по их применению.
Вопреки скептической точке зрения по поводу целесообразности выделения уровней научного исследования их критерии свидетельствуют о том, что в понятии «уровень исследования» заключена методологически полезная информация. Она позволяет, во-первых, более определенно сориентироваться в целях, средствах, методах и когнитивных возможностях исследования в условиях, сложившихся в данной познавательной ситуации в конкретной дисциплине или области исследований. Во-вторых, дает возможность определить место и роль данного исследования в ряду других исследований по конкретной проблеме (и более широко по предмету конкретной научной дисциплины), сведения о которых (исследованиях) известны познающему субъекту. И в-третьих, она создает основу для квалификации конкретной дисциплины или области исследований в целом: как описательный (ил преимущественно описательный) или теоретизированной с установлением степени теоретизации.
Тем не менее остается вопрос о содержательном характере уровня исследования, о его соотнесенности с группами предметных и процессуальных элементов научного исследования. Достаточно очевидно, что уровень как структурная единица научного исследования не просто соотносится с его предметными и процессуальными элементами, но включает их в свой состав. Причем элементы обоих типов одновременно. Последнее обстоятельство дает основание, во-первых, квалифицировать уровень исследования как элемент более высокого типа (ранга) по отношению к предметным и процессуальным элементам научного исследования. Во-вторых, констатировать, что в нем более полно (и более сопряженно) выражаются взаимосвязи предметных (составных) и процессуальных элементов, содержания чувственных и рациональных форм научного знания, поскольку задается более широкий контекст анализа. Дать детальное представление о механизмах их взаимосвязи предстоит в последующих фрагментах. Здесь же в качестве предварительного условия определения гносеологического статуса уровня исследования необходимо отметить существенные отличия между, с одной стороны, оппозицией «чувственное – рациональное» и «эмпирическое – теоретическое» с другой.
Рассмотренные выше формы чувственного познания имеют много общего с содержанием эмпирического исследования. И в первом, и во втором случае в основе лежит непосредственный контакт человека с познаваемым объектом и его воспроизведение в форме субъективного образа. Формы рационального познания, как и исследования на теоретическом уровне, непременно опосредованы по отношению к объекту элементами чувственного познания и обеспечивают прежде всего воспроизведение общего в объекте путем построения интерсубъективного содержания знания. Вместе с тем известно, что в содержании чувственных данных определенная доля мыслительного материала, выражающего общее в познавательном объекте, присутствует постоянно даже на уровне ощущений и возрастает по мере усложнения форм чувственного познания (резко увеличивается в восприятиях и представлениях, а в воображении приобретает новое качество). Равно в формах рационального познания (идея, гипотеза, теория) могут содержаться элементы чувственного знания в виде «вторичных образов».
Такого рода взаимопроникновения многократно усиливаются в эмпирических и теоретических исследованиях. Кроме того в эмпирических исследованиях в качестве познавательных средств используются сложные материальные системы, аккумулирующие большой массив теоретического знания, использованного при их разработке, а в теоретических исследованиях – чувственно-наглядные образы-метафоры, создаваемые исследователями прежде всего за счет индивидуальных способностей к воображению и образованию чувственных аналогий. Это дает основания заключить, что специфику исследований на эмпирическом и теоретическом уровнях не следует искать в аналогиях с чувственным и рациональным познанием, и в частности, в доминировании чувственных форм на эмпирическом уровне, а рациональных форм на теоретическом. Предпочтительнее ориентироваться на такие характеристики уровня исследования как интегративность и принадлежность к более высокому типу по сравнению с предметными и процессуальными элементами научного исследования.
В итоге дефиницию понятия «уровень научного исследования» можно представить в следующем виде: уровень научного исследования – это форма его организации, обеспечивающая когнитивную сопряженность целевых установок, средств и методов конкретного исследования, определяя его место и роль в общем процессе познания предметной области.
Трактовка специфики уровня исследования в рамках предложенной дефиниции, на первый взгляд, не исключает возможности возрождения скептической точки зрения, хотя и на несколько иной основе. Что такое уровень исследования: гносеологическая реалия или надуманная (искусственно созданная) форма методологической рефлексии, не имеющая реального предмета? Предшествующий материал по проблеме уровня научного исследования свидетельствует о том, что данному понятию соответствует определенное множество познавательных ситуаций и исследовательских процессов, т.е. оно не является пустым. В чем отличие их содержания на эмпирическом и теоретическом уровне? – вопрос, ответ на который должен не только подтвердить логическую квалификацию анализируемого понятия, но и дать более детальное представление о технологиях научных исследований, возникающих там проблемах и возможных путях их решения.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий