logo
Uchebnoe_posobie

2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9

Почему существует мир, как он устроен и каким законам подчиняется, зачем в нем существует человек, каким был бы мир без меня и будет после меня? Все эти (и подобные им) вопросы составляют содержание фундаментальной проблемы философии — проблемы существования. Ее анализом и решением издавна занимается особый раздел философского знания — онтология (от греч. “он” — сущее и “логос”— учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации.

Онтологическая проблематика всегда составляла важнейший компонент философской мысли, начиная с античности и кончая нашими днями (хотя сам термин “онтология” довольно позднего происхождения: он был предложен в 1613 г. немецким философом Р. Гоклениусом, а

всерьез его ввел в философию в первой половине XVIIIв. Х. Вольф, который трактовал онтологию как науку о бытии как таковом и считал ее "первой философией").

Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий: субстанция, материя, движение, пространство, времяи т.д. Центральными из них выступают понятиябытияинебытия.Понятие бытия и фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (илисущее) по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, общественное или индивидуальное, необходимое или случайное и т. д. Говоря же более строго, категория бытия обозначает в философии не каждое конкретное сущее и даже не всю их сумму, а их всеобщее свойство (атрибут) — быть в наличии, присутствовать, существовать. Таким образом, философская категория “бытие” отражает “существование как таковое” безотносительно к его конкретному носителю.

Осмысливая бытие во всем его многообразии, выделяют такие сферы бытия, как природа, общество, сознание и такие основные взаимосвязанные и вместе с тем различающиесяформы бытия:бытие вещей (тел), процессов, состояний природы, т.е.бытие природы как целого, и бытие вещей и процессов,произведенных человеком;бытие человека– как специфические человеческое бытие и бытие человека в мире вещей;бытиедуховного (идеального) – индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;бытие социального, делящееся на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в истории) и бытие общества.

Вместе с тем человек осознал когда-то, что в окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть и “эффект отсутствия”: в реальной действительности нет в готовом виде многих предметов, которые ему хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят “в никуда”. Так постепенно в человеческой культуре возникает мысль о небытии, которая позже оформляется в соответствующее философское понятие. Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью — например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений, о которых мы даже ничего не знаем именно потому, что они составляют сферу небытия.