6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
Представление об обществе и природе как упорядоченной, целостной, гармоничной системе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. идеи об обществе как едином, целостном организме, сложноорганизованной системе как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.).
В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями; различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономические, политические, правовые и т.д.
С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:
Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.
Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне – и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.
Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не «в одиночку», а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система – это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А изменившееся общество начинает формировать людей «под себя», т.е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.
Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и «дирижером» выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.
Неизбежная и острая конкуренция интересов и устремлений субъектов человеческого общества определяет селективную деятельность по выбору тех или иных средств и аргументов для обоснования отстаиваемой идеи, концепции, способной привлечь внимание других людей, послужить мотивом их социальной активности. В связи с этим в обществе очень часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика.
Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус "единственно правильной и научной", общество становится «закрытым», т.е. таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, построение компьютерных моделей мира, обоснование возможных вариантов развития социальной системы в самых ее различных областях – вполне рациональный и необходимый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.
При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.
Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных ответов. «Что произойдет, если..., какой ценой будет установлен порядок, какие последствия вызовет такое слабое воздействие на систему, как..., какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если...» Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной «манипуляции» и жесткого контроля над социальными системами. Если бы мы почаще ставили подобные вопросы, прежде чем принять решение вмешаться в тот или иной процесс, происходящий в обществе, тогда, быть может, в нашей истории было бы меньше трагических страниц, безвременно загубленных жизней, нереализованных целей.
Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить специфику общества и социальной реальности, раскрыть вопрос о видах и сферах общественной жизни, является понятие деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. В данном определении деятельность рассматривается как целостная активность человека во всей полноте ее разнообразных проявлений – и практически-созидательных, имеющих целью преобразование одних объектов в другие, и духовно-творческих, реализующихся в области искусства, науки, религии и др., и социально-политических, направленных на организацию общественной жизни. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов.
Подчеркивая специфическое проявление активного существования человека, отличающего его от других существ, в литературе человека иногда определяют как homo agens (человек деятельный) или homo creator (человек творящий) по аналогии с известной латинской дефиницией homo sapiens (человек разумный). Деятельность предполагает сознательную, целенаправленную и регулируемую форму существования человека, неотъемлемую от него, определяющую коренное отличие человека от окружающего мира. Деятельность в обществе предстает как целостная система, имеющая сложноорганизованную структуру с различными элементами (компонентами). В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие: субъект с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средство, результат (продукт) деятельности.
В зависимости от видов деятельности, социокультурных и исторических особенностей различные компоненты деятельности приобретают специфические содержательные характеристики, требуя от субъекта той или иной деятельности соответствующей профессиональной подготовки, сочетания традиционного и новационного в программах деятельности, нравственной и ценностной ориентированности по отношению к выбору цели, средств ее достижения и полученных результатов.
Дадим краткую характеристику отдельных компонентов деятельности. Начнем с субъекта деятельности. Субъект(от латинского subjecttus – находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и активное начало преобразования действительности и ее познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, созданным человеком миром культуры, формами языка, нормами нравственных и эстетических оценок и т.д.
Объект(от латинского objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. В результате человеческой деятельности и познания из мира объектов выделяется некоторая целостность, которую принято называть предметом деятельности. В менее строгом смысле понятие предмета часто отождествляется с понятием объекта или вещи. В процессе предметно-практической, сознательно преобразующей и познавательной деятельности предмет с помощью привлекаемых средств преобразуется в соответствующий продукт (результат) деятельности, т.е. то, что созидается в результате деятельности. Причем, каждый вид деятельности предполагает использование специфических для него средств деятельности, т.е. того, с помощью чего осуществляется деятельность. Материально-производственная деятельность предполагает использование разнообразного технологического оборудования, оснащенного современной техникой. Научно-познавательная деятельность не может осуществляться без соответствующей аппаратуры для проведения экспериментов и обработки эмпирических данных. В качестве используемых средств в социально-политической деятельности могут выступать различные политические организации, партии, предлагающие свои концепции и проекты для достижения определенных политических целей. Сама политика выступает как средство реализации управленческой деятельности.
Деятельностное отношение к миру, его преобразование опосредовано постановкой определенной цели (целеполаганием), т.е. созданием идеальных моделей, проектов, осознанных образов предвосхищаемого результата деятельности. Человек есть по своей сути homo creator (человек творящий), с присущим ему «продуктивным воображением» (И. Кант), фантазией, способным создавать идеальные модели результатов (продуктов) своей деятельности. Цель, проект (лат. Projectus – выступающий вперед) – прототип, прообраз предполагаемого результата, это своего рода «фрагмент из будущего», творимый человеком, возникающий из глубины нашего внутреннего мира (Ф. Шлегель).
Результат (продукт) деятельности– это опредмеченная в процессе деятельности цель, это то, что человек получает, благодаря своей созидательной активности. Каждый вид деятельности создает специфический для нее продукт. Так, продуктами материально-практической деятельности являются самые различные, сотворенные руками людей материальные ценности – архитектурные сооружения, технические устройства, и т.п. Продуктами научно-познавательной деятельности выступают объективные, системно-организованные знания о мире. В качестве продуктов духовной деятельности могут быть представлены оригинальные идеи, художественные произведения, картины и т.д. Продуктами социально-политической деятельности являются новые политические концепции, властные полномочия и т.п.
Важнейшую роль в процессе деятельности играют ее мотивы(мотив – от лат. Movere – приводить в движение, толкать) – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотив определяет выбор направленности деятельности на материальный или идеальный предмет, ради которого она осуществляется. Мотивом материальной деятельности может выступить удовлетворение первичных потребностей человека в еде, одежде.
Существуют многообразные классификации форм деятельности. Деятельность является особенностью человеческого бытия, отличающего его от животного мира. Если поведение свойственно и человеку, и животным, характеризуя приспособление к миру, адаптацию к уже сложившейся природной и социальной среде, то деятельность присуща только человеку, благодаря активности которого изменяются общество и природа как целостные организмы. Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам (продуктам), выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Материальная (практическая) деятельностьсвязана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Наряду с материально-производственной и трудовой деятельностью, направленной на преобразование природы, практическая деятельность включает в себя и другой вектор –социально-преобразовательную деятельность, целью которой является преобразование общества. Здесь важную роль играет политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей.Духовная деятельностьсвязана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
Реализация различных видов деятельности осуществляется благодаря коммуникативной деятельности, как особому виду деятельности, образующемуся межсубъектными отношениями. В данном случае речь идет о деятельности в процессе общения. Человек, таким образом, не только homo loguens (человек говорящий), homo creator(человек творящий), homo sapiens (человек разумный), homo agens (человек деятельный), но и единственно живое существо, владеющее речью, выражающее с ее помощью содержание своего внутреннего мира и обеспечивающее коммуникативную деятельность в социуме.
Отношения в обществе не могут реализовываться вне коммуникативной деятельности, вне коммуникации. В обыденном словоупотреблении, а иногда и в философско-научной литературе понятие «коммуникация» используется иногда как синоним понятия «общение». Вместе с тем необходимо указать на существенные различия между ними. В строгом смысле слова коммуникация (с лат. communicatio – сообщение, передача) – чисто информационный процесс, передача субъектом некоей информации какому-то объекту ее принимающему, безразлично – то ли определенному лицу, то ли соответствующему механизму. Задача получателя информации или приемника (адресата, коммуниканта, реципиента) заключается всего лишь в том, чтобы принять содержание данного положения, возможно более точно извлечь информацию из текста, в котором она закодирована, и усвоить ее.
Общение же, в отличие от коммуникации, предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми. Общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной коммуникативной деятельности. Коммуникация же асимметрична, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, что передается обозначением первого как субъекта, а второго как объекта. Эти различия выражаются в ряде философских учений XX века, такими местоименными словосочетаниями как «Я и Ты», «Он и Я» или понятиями «монолог» и «диалог». Структура сообщения в рамках коммуникации монологична, структура же общения – диалогична. Процесс общения предполагает не только диалог в буквальном смысле слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров. Целью диалога является соотношение различных точек зрения, что предполагает обмен мнениями, принципиальное равенство и вместе с тем уникальность каждого партнера, ориентацию каждого из участников диалога на понимание, ожидание ответа, взаимную дополнительность и взаимообогащение позиций участников диалога.
Установка на новую диалогическую основу мышления нашла отражение в высказывании «мыслю, следовательно, говорю» (Розенцвейг) в противоположность классической формуле «мыслю, следовательно, существую», являющейся для Декарта несомненным началом, моделью истины, монологом индивидуального, «мыслящего» сознания.
В своей концепции коммуникативного действия Ю. Хабермас (род. 1929) рассматривает коммуникацию в качестве основы социального процесса и считает, что подлинная общественная интеграция обеспечивается благодаря коммуникативному пониманию. Хабермас выделяет два типа поведения: стратегическое и коммуникативное. Стратегическое, т.е. инструментально ориентированное поведение, нацелено не на достижение взаимопонимания, а на достижение определенного интереса и в силу этого приводит, в конце концов, к сознательному или бессознательному обману партнера. Для личности, общества, культуры это имеет роковые последствия, ибо человек оказывается в состоянии отчуждения, непонимания, утраты смысла, потери ориентации и связи с традицией. Коммуникативное же поведение ориентировано на понимание, предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Когда поведение ориентировано на коммуникацию, считает Хабермас, складываются устойчивые личностные структуры, способные к самоосуществлению и развертыванию. В основе современного общества должны лежать коммуникативные практики и коммуникативная рационализация, а не отношения производства. В свободный от принуждения диалог всех со всеми, который является примером идеи истинного согласия, с точки зрения Хабермаса, могла бы развиться коммуникация лишь в освобожденном обществе, реализовавшем разумность своих членов.
В становлении и развитии человека и общества основополагающую роль играет трудовая деятельность.
Современные технологические процессы предполагают интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания трудовой деятельности, которая на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим, более интересным.
Как разновидность социальной деятельности, политическая деятельностьвыражает тот фундаментальный факт, что человек относится к объективно складывающимся политическим отношениям не пассивно-приспособительно, а активно-преобразующе. Она представляет собой объективно обусловленную систему осознанных, целенаправленных действий по достижению определенных политических целей, решению конкретных задач.
Структура политической деятельности складывается из совокупности объективных и субъективных условий и факторов; наличия субъекта действий и объекта, отношений между ними; мотива и способа воздействия субъекта на объект; цели и программы; производства самого действия; результата действия и контроля за процессом деятельности, а также его результатом. Представляя собой особого рода науку и искусство, политическая деятельность выступает способом участия тех или иных субъектов в выработке и осуществлении политики, выражении политических интересов. Исходя в своих действиях из экономических и социальных интересов, политический деятель оказывает на них обратное влияние, могущее стабилизировать или дестабилизировать общественную жизнь, создавать условия нормального или деструктивного ее протекания. Во многом это зависит от способов деятельности, т.е. методов и приемов ее осуществления.
Управленческая, в рамках политической, деятельность начинается с постановки целей. Цель управления является ведущим элементом в управленческой деятельности, в принятии и реализации решений. Под целью в общественной практике, в том числе и в политическом управлении, обычно понимают некоторую идеальную, заранее заданную модель. Субъект политического управления всегда начинает свои управленческие действия с определения масштабов деятельности, которую необходимо выполнить, чтобы достичь цели. Затем дифференцирует ее на составляющие в зависимости от последовательности и сроков выполнения. Такой порядок позволяет субъекту управления правильно сочетать конечные цели развития с текущими задачами. Поэтому их сочетание становится одним из важнейших принципов управленческой деятельности. Суть его заключается в том, что, решая текущие задачи, субъект управления видит в них средство достижения конечной цели.
Немаловажной проблемой управленческой деятельности является обеспечение должного соответствия между выдвигаемыми целями и средствами, используемыми для их достижения. Необходимость задействования всех средств для достижения определенных целей вовсе не означает допущения неразборчивости в средствах. Между целью и средствами существует диалектическая взаимосвязь: цель в определенном смысле представляет собой результат использования средств, что означает, что нельзя стремиться с помощью плохих средств достигнуть благородных целей.
Важнейшим видом деятельности является и игровая деятельностьчеловека. Имея это в виду, один из крупных культурологов XX века голландец Й. Хейзинга назвал человека homo ludens – человек играющий, понимая под игрой (идущее от И. Канта и Ф. Шиллера представление) свободную деятельность, имеющую цель в себе самой, а не в каких-либо внешних для нее стимулах, – «человек прекрасен, когда он играет». Игра в философском смысле этого понятия является идеальной формой общения людей, так как ее участники равны друг другу по мере и способам применения их активности, направляют ее на достижение общей цели и находят удовлетворение в самой этой совместной деятельности как процессе единения разных субъектов, а не в какой-либо внешней цели.
Разнообразные виды человеческой деятельности реализуются в различных сферах общественной жизни, образуя сложную иерархическую систему взаимосвязей и взаимозависимостей, характеризующих общество как единую, целостную систему. Такими сферами являются: экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, экономическая, научная.
В каждом из видов деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем, ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, обусловливая тем самым системный характер всех сфер общественной жизни. Нельзя представить в современных условиях, например, экономическую деятельность вне ее тесной связи с политической сферой, политическую деятельность вне ее взаимодействия с наукой и нравственностью.
На схеме взаимосвязь различных видов деятельности можно выразить следующим образом (рис.1). Здесь показано, что для всех видов деятельности системообразующими и пронизывающими все виды деятельности, специфицирующими человеческую активность, является коммуникативная деятельность и творческая продуктивная деятельность человека, благодаря которой осуществляется не только преобразование природы и общества, но и создаются художественные произведения, научные концепции и программы, определяется управление социальными процессами, обосновываются индивидуальные проекты будущего развития общества.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис 1.
Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в форме его деятельности.
В процессе деятельности формируются многообразные общественные отношения людей как необходимые формы их взаимодействия и взаимосвязи, устанавливающиеся между группами, а также внутри них. Содержание и уровень отношений в обществе весьма различны, поскольку человек в реальной социальной жизни является субъектом многочисленных отношений – от уровня социальных общностей, когда человек выступает как субъект национальных, групповых, семейных общественных отношений, до межличностных отношений (на уровне взаимодействия между людьми в группе) и внутриличностных отношений (например, эмоциональное отношение человека к себе и кому-либо).
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий