10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
Эмпирические знания (прежде всего в виде данных наблюдений) всегда присутствовали в системе научного знания. Однако они как и данные опытов (более позднего источника научных сведений) в течение большого исторического периода, предшествовавшего Новому времени, не имели ключевого значения. Они служили:
подтверждению умозрительных схем – в частности, опытному подтверждению истин Священного писания через наблюдение порядка, созданного божественным творением, а также поддержанию процесса усмотрения этих истин внутренним созерцанием (озарением, как отражением божественного света).
решению прикладных задач, где проводились не систематически, а по мере необходимости решать эти задачи и удовлетворять личные творческие потребности (опыты Архимеда с определением объема тела; «духом исканий» была проникнута эпоха Возрождения).
Впервые важную роль эксперимента в научном познании в методологически осмысленном варианте обосновал средневековый философ Роберт Гроссетест (1175 – 1253). Он занимался оптикой, астрономией, математикой. Согласно Гроссетесту изучение явлений начинается с опыта; на основе данных опыта устанавливается общее положение, имеющее гипотетический характер. Из него дедуктивным путем выводятся следствия, истинность или ложность которых устанавливается на основе новых опытов. Сам он проводил опыты по преломлению света. Кроме того, изучал распространение звука, морские приливы.
Основные принципы опытной работы, которых придерживался Роберт-Гроссетест:
1) принцип единообразия природы, согласно которому причины явлений всегда единообразны в своих действиях – четыре причины Аристотеля он заменяет двухполюсной причинно-следственной связью;
2) «принцип экономии» (заимствованный у Аристотеля), согласно которому лучшее объяснение явлений то, которое исходит из наименьшего количества предпосылок.
Творчество Р. Гроссетеста вряд ли можно квалифицировать как деятельность представителя одного из основоположников опытной науки. Это был, скорее, ее идейный предтеча. Процесс системного становления опытной науки связан: во-первых, с секуляризацией науки, в частности, разделением веры и знания в протестантизме (в этом плане показательны рассуждения Лютера о лунном свете). При этом следует подчеркнуть, что секуляризация была хотя и главным, но не единственным процессом, ведущим к формированию нового мировоззрения, как одного из факторов формирования опытной науки. Интеллектуальная атмосфера науки позднего средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени достаточно последовательно и методично элиминировала не только теологические, но и различного рода органицистские, анимистические и телеологические представления. Во-вторых, с введением в научную работу процедуры измерения, в частности, у Н. Кузанского наблюдается своеобразный культ механического измерения (взвешивания), главное методологическое следствие которого – уравнивание ценности механических средств измерения с математическим доказательством. В-третьих, с продуктивным синтезом работы с идеализированными объектами, с одной стороны, и реально существующими объектами (явлениями, процессами), с другой. Это наиболее фундаментальный процесс, лежащий в основе формирования опытного естествознания, как формы организации познавательной деятельности по изучению природы, качественно отличный от умозрительного схемотворчества античных философов, так и натуральной магии средневековых и ренессансных мыслителей.
Решающий этап формирования опытного естествознания связан с именами Ф. Бэкона, Г. Галилея, И. Ньютона. Если первый был по-преимуществу идеологопытной науки, то в творчестве последних, она получила классические образцы: мысленные и реальные опыты Г. Галилея и И. Ньютона.
Опытное знание в его новом гносеологическом статусе (как исходные сведения о познаваемом объекте, источник и основа теоретических построений и критерий их истинности), наряду с запросами практической сферы и процессами дифференциации знания, обусловленными внутринаучными событиями (внутренней логикой развития знания) было мощным стимулом формирования дисциплинарно-организованной науки.
Основными признаками дисциплинарно–организованной науки являются достаточно четкая фиксация ее предмета, наличие специфического инструментария исследования, т. е. средств и методов и наличие специфических схем объяснения изучаемых объектов (явлений, процессов).
Принимая данные критерии, процесс оформления дисциплинарно организованного знании можно представить как длительный период развития науки, на ранних этапах которого наблюдалось доминирование первых двух критериев.
В Античности наметилось отделение (отпочкование) от философии таких областей познания как математика, физика (механика), биология.
В средние века стало общепринятым представление о дисциплинарной организации науки, включающей семь дисциплин, выделяемых, прежде всего по уровню абстрактности (отдаленности от чувственности): 1) грамматика, риторика, диалектика – тривиум; 2) арифметика, геометрия, астрономия, музыка – квадривиум (Капелла, Боэций, Кассиодор). Типы знания, включаемые в тривиум, были названы свободными искусствами, а принадлежащие к квадривиуму – дисциплинами (Кассиодор).
Эпоха Возрождения не отмечена существенным расширением дисциплинарной структуры науки, но она: во-первых, дала классические образцы дисциплинарно-организованной области знаний в лице астрономии и механики; во-вторых, именно в это время математика была выделена из астрономии в особую дисциплину, что имело огромное методологическое значение.
В Новое время процесс научной специализации углубился (прежде всего, в рамках механики и математики). Появились новые формы организации научной деятельности (академии) и научной коммуникации. Отмечен также интенсивный рост объема научной информации. Однако объяснительные схемы по-прежнему должны были включать не только совокупность причин, факторов, механизмов проявления исследуемой реальности, но и большие метафизические схемы (системы), соотносящие конкретнонаучное знание с целостной картиной мироздания (с тем, что в настоящее время называют философскими вопросами конкретной дисциплины). Так работали Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц.
Решающие события произошли в 18 – 19 вв., когда отмеченная схема объяснения престала быть обязательной, а предмет каждой из формировавшихся научных дисциплин достаточно четко коррелировал с качетвенно определенной сферой реальности, выделяемой по нескольким основным критериям: четкая определенность класса объектов, специфических типов их взаимодействий, специфических свойств и законов изменения, а также пространственно-временных характеристик (масштабов). Этим критериям на то время соответствовали области научных исследований, ныне называемые в историко-научной литературе фундаментальными науками: математика, астрономия, физика, химия, геология, биология, медицина, история, политическая экономия, языкознание и др.
Вместе с тем онтологические параметры изучаемой реальности и сопряженные с ними методы исследования не исчерпывали всех критериев (и одновременно факторов) формирования дисциплинарно-организованной науки. Наряду с ними имели важное значение характер связей с социально-экономическими запросами общества (сферой практики) и внутринаучные условия становления и развития конкретной дисциплины, к которым относят определенные формы организации той части научного сообщества, которая занятии в данной дисциплине, наличие системы подготовки научных кадров соответствующего профиля и соответствующих форм научной коммуникации. В 19 веке наблюдалось резкое усиление интенсивности связей науки с практикой, сопровождаемое, как уже отмечалось, появлением на рынке товаров и услуг, производство и осуществление которых не было возможно без применения научного знания. Качественно изменилась организация научной работы (наряду с академиями возникли лаборатории и научно-исследовательские институты) и подготовки исследователей (их готовили в университетах по все более широкой номенклатуре специальностей, коррелировавшей с дисциплинарной структурой науки), появились новые формы научной коммуникации (съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и др.) и научная периодика, обслуживающие дисциплинарно-организованные исследования.
В это же время процесс дифференциации знания (достаточно интенсивно происходивший ранее лишь в математике) принял фактически общенаучные масштабы, т.е. пошел «вглубь». В каждой из упомянутых выше «фундаментальных наук» начали выделять по тем же критериям, по которым в свое время сформировалась она сама, ряд отдельных, хотя и взаимосвязанных дисциплин (космология, физика «сред», неорганическая, органическая, коллоидная химия, микробиология, цитология, финансы как отдельная экономическая дисциплина и др.). В итоге именно в 19 в. (хотя в историко-научной и науковедческой литературе это было зафиксировано значительно позже) выделилось четыре блока научных дисциплин: математические, естественные, технические и социально-гуманитарные, т.е. сложилась схема организации научного знания и научной деятельности, принятая в настоящее время. Тем не менее современная наука по целому ряду характеристик существенно отличается от науки 19 в., знаменовавшей становление дисциплинарно-организованной науки.
- Я.С. Яскевич
- Оглавление
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации 6-179 Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 6-27
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия 28-44
- Раздел II. Философско-методологический анализ науки 180-321
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность 349-359
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание 360-415
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков 416-435
- Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации Глава 1. Статус и предназначение философии в жизни общества
- 1.1. Философия, мировоззрение, культура. Проблема начала философии. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения
- 1.2. Природа философских проблем и предмет философии: основные направления исторической динамики. Структура философского знания
- 1.3. Мировоззренческие универсалии культуры и философские категории
- 1.4. Культурные традиции Востока и Запада, классической и постклассической философии: типы философского мышления. Философия и национальное самосознание
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Философское осмысление проблемы бытия.
- 2.1.Метафизика: предметное поле, цели и задачи
- 2.1.1. Метафизика как “первая философия” Аристотеля
- 2.1.2. Специфика метафизической рефлексии в средневековой философии.
- 2.1.3. Метафизическая проблематика в новоевропейской философии и ее особенности
- 2.1.4. Позитивистская программа устранения метафизики из философии
- 2.1.5. Метафизика в контексте культуры хх в.
- 2.2. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие9
- 2.3. Бытие и материя. Эволюция философских и научных представлений о материи
- 2.4. Пространственно-временная организация мира
- 2.5. Природа как предмет философского и научного познания. Основные модели отношения человека к природе. Идея коэволюции человека и природа10
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 3. Философия глобального эволюционизма
- 3.1. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
- 3.2. Понимание диалектики в истории философии
- 3.3. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира11
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Проблема человека в философии: междисциплинарные подходы
- 4.1.Человек как предмет философского и научного анализа. Образы человека в истории философии и культуре
- 4.2. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.1. Креационистское учение о присхождение человека.
- Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
- 4.2.2. Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
- 4.2.3. Сознание как предмет философского осмысления
- 4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания12
- 4.2.5. Сознание и искусственный интеллект. Идеальность сознания
- 4.3. Современная философская антропология
- 4.3.1. Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии
- 4.3.2. Философская антропология как течение в философии хх века (м. Шелер, х. Плеснер, а. Гелен)
- 4.3.3. Психоаналитические концепции человека (з. Фрейд, к. Г. Юнг, э. Фромм и др.)
- 4.4. Аксиологические параметры и парадоксы бытия человека в мире
- 4.4.1. Личностный выбор, абсурд и поиск смысла жизни человека
- 4.4.2. Свобода воли и ответственность, предопределение и судьба в жизни человека
- 4.4.3. Вера, надежда, любовь, милосердие как экзистенциальные модусы человеческого бытия
- 4.4.4. Вина, наказание и покаяние
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 5. Специфика социальной реальности
- 5.1. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философии и социально-гуманитарные науки в познании общества.
- 5.2. Общество как система. Типы социальных структур общества и современные концепции социальной стратификации
- 5.3. Основные стратегии и исследовательские программы изучения общества в современной философии
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Основные проблемы социальной динамики
- 6.1.Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система: синергетический и деятельностный подходы.
- 6.2. Природа источников и движущих сил социальной динамики, противоречий, конфликтов, революций, реформ, насилия и ненасилия
- 6.3. Философия истории: классические и неклассические интерпретации
- 6.4. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы в философии истории
- 6.5. Основные концепции направленности и прогресса человеческой истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 7. Развитие общества как цивилизационный процесс
- 7.1. Современные цивилизации: типы, истоки дихотомии Восток-Запад, тупики и противоречия техногенной цивилизации
- 7.2. Локальные цивилизации и проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном глобализирующемся мире
- 7.3. Восточнославянские народы между Востоком и Западом: историческое самоопределение Беларуси
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 8. Философия культуры
- 8.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- 8.2. Традиции и новации в динамике культуры. Трансформация культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства
- 8.3. Белорусская культура, культурная самоидентификация и национальная идея в контексте глобализации
- 8.4. Культура и духовная жизнь общества. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций
- 8.5. Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия, идеология
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел 2. Философско-методологический анализ науки
- Глава 9. Наука как важнейшая форма познания в современном мире
- 9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации
- 9.2. Научное и вненаучное познание
- 9.3. Понятие науки
- 9.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания
- 9.5. Проблемное поле философии науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 10. Наука в ее историческом развитии
- 10.1. Проблема начала науки
- 10.2. Наука в контексте цивилизационного развития
- 10.3. Становление первых научных программ
- 10.4. Зарождение опытных наук и оформление дисциплинарно - организованного знания
- 10.5. Методологические и социокультурные предпосылки становления современной науки
- 10.6. Функции науки в современном обществе
- 10.7. Феномен квазинауки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Структура и динамика научного познания
- 11.1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
- 11.2. Структура знания и специфика методологических проблем на эмпирическом уровне
- 11.3. Генезис, структура и механизмы обоснования научной теории
- 11.4. Метатеоретические основания науки
- 3.5. Стили научного мышления в их исторической эволюции
- 3.6. Научный прогресс и научные революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 12. Методологический инструментарий современной науки
- 12.1. Понятия исследовательского и методологического инструментария науки
- 12.2. Научное исследование в методологическом осмыслении
- 12.2.1. Предметные элементы научного исследования Объект и предмет исследования
- Проблема и вопрос в структуре научного исследования
- Цели, задачи и условия исследования
- Средства и методы исследования
- Общелогические методы (приемы) познания
- Методы эмпирического исследования
- Методы теоретического исследования
- Результат исследования
- 12.2.2. Процессуальные элементы научного исследования Выбор темы и формулировка проблемы
- Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы
- Выбор репрезентативного объекта и методов исследования
- Накопление новой информации и концептуализация знания
- Представление и аргументация результата исследования
- 4.2.3. Формы научного поиска и роста знания Предметный контекст анализа
- Научный факт
- Проблема
- Гипотеза
- 12.3. Инструментальные функции языка науки
- 12.4.Информационные технологии в современном научном познании
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 13. Диалектическая логика как методология научного познания
- 13.1. Методологическое значение основных законов диалектики
- 13.2. Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
- 13.3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как выражение когнитивного потенциала диалектики
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 14. Наука как социальный институт
- 14.1. Эволюция организационных форм науки
- 14.2. Структурная динамика научного сообщества в условиях социальной мобильности
- 14.3. Формы коммуникации в современной науке
- 14.4. Феномен социального запада в науке и государственная научно-техническаяполитика
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 15. Наука в системе социальных ценностей
- 15.1. Ценностный статус науки в современной культуре
- 15.2. Социальные ценности и нормы научного этоса
- 15.3. Творческая свобода, социальная ответственность и социальный контроль в современной науке
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники
- Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания
- 16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании
- 16.2. Классическое естествознание: становление первых научных программ и дисциплинарно организованной науки
- 16.3. Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца 19 – первой половине 20 в.
- 1.4. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии?
- Литература
- Глава 17. Философия техники, технической науки и техническая рациональность
- 17.1. Философия техники: проблемное поле, задачи
- 17.2. Технические науки: взаимодействие с естественнонаучным
- 17.3. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
- Литература
- Модуль б. Философия социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ
- Глава 18. Социальная философия и социально-гуманитарное познание
- 18.1. Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
- 18.2. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии
- 18.3. Философия политики и методология политических наук: проблемное поле, задачи, приоритеты
- 18.3.1. Философия политики и власти. Основания, границы и нравственные идеалы
- 1.3.2. Политические науки в аспекте методологического осмысления
- 18.4. Философия права и методологические проблемы юридических наук
- 18.4.1. Философия права. Государство, гражданское общество, система ценностей: модели взаимодействия
- 18.4.2. Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
- 18.5. Философско-методологические регулятивы современной экономической науки
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 19. Заключение. Философия и наука на рубеже хх и ххi веков
- 19.2. Философия и футурология. Глобальные проблемы и типы Футурологических прогнозов современного общества
- 19.3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка: политические, экономические и информационные измерения
- 19.4. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления
- Вопросы самоконтроля
- Литература
- Глоссарий