logo search
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

Вопрос №15 Наука и вненаучные формы познания и знания.

Наука – обычно: сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.

Наука – творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Наука – сфера исследовательской деятельности, направления на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя условия и моменты этого производства. Наука отнюдь не ограничивается естествознанием или точными науками, как считают позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведение философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение; отдельных отраслей научного знания.

Паранаука – (от греч. Para – около, возле, при) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно теоретических учений и течений, существующих за её пределами, но связанных с нею определённой общностью проблематики или методологии.

Понятие паранаука сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлекс о природе науки и её взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.

Во-первых, понятие паранаука выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из её элементов не укладываются в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранаука может получить новая и ещё не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К. Э. Циолковского в начале 20 в. или гелиобиология А. Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствует опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранаука получает и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У. Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях парадигма тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки.

Во-вторых, понятие паранаука фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционной науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптики и пр.) «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их в определённых обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к её деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).

В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» в псевдонауку. В США, к примеру, широко распространено присвоение имени «наука» всякой системе знания, оформленной в школьную или в университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и поэтому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Другой вид псевдонаук представляет собой околонаучную публицистику, спекулирующую на тематике, имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной. Такая «уфология», или «наука об НЛО», содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф» американского психиатра И Вельковского, претендующая на объяснение явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т. п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определённых природных закономерностей.

Самостоятельный тип паранауки представляет собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Это в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и др. мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя всё это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать её оптимальному развёртыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и университеты, присуждают и получают учёные степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.

Именно для последнего типа паранауки характерно выдвижение неоправданных претензий на статус науки в целях обеспечения себе более благоприятных социальных условий. Паранауки нередко связаны с самыми разными оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом, крайним экологизмом, агрессивным феминизмом. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, не чужды стремлению к политической власти или влиянию.

Задача паранауки не только в том, чтобы удовлетворять духовные потребности невежественных людей. Паранаука в её современном виде – естественный спутник и вызов науке в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с др. социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции, учёных по пропаганде науки и техники.

Паранаука – околонаука. Историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления её доказательной и верифицированной базы.

Сравнение: квазинаука – будтонаука, трактовка по В. П. Даниленко; в то время как псевдонаука, или лженаука – преимущественно сознательное оболванивание ближних).

Исторические корни

Паранаука занимает положение между религией и наукой, являясь в историческом контексте естественным этапом познания, опирающегося на более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые и доказанные факты.

От религии паранаука сохраняет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно как правило, лишь редким людям. Эти силы постигаются ими мистическим (чудесным, следовательно – не рациональным) образом. Таким же образом они устанавливают связь между той или иной конфигурацией небесных тел, например, и будущими событиями, между болезнями людей и их лечением посредством магии и т. д. Наука признаёт эти связи в конечном счёте ложными (при этом содержательный компонент из такой «преднауки», если он есть, постепенно переходит в научное знание, становясь его частью). Вот почему эзотерические ветви паранауки постепенно приводят к псевдонауке.

Если ветвь науки закосневает и не признаёт совершившихся изменений в научном познании мира, она превращается в паранауку (так происходит, с гомеопатией).

Приобщение к искусству постижения таинственных сил, на которые она опирается, называют оккультизмом. Большинство эзотерических наук являются оккультными, поскольку овладеть ими способны лишь избранные, посвященные в их таинственный, мистический смысл. От науки же эзотерика берёт материал, с которым она работает.

Пять базовых ветвей паранауки

1 парафилософия (теософия)

2 парафизика (астрология, алхимия, торсионные поля и др)

3 парабиология (хиромантия, физиогномика, метопоскопия, креационизм)

4 парапсихология

5 паракультурология («Живая этика»)

Классификация паранаук по группам

Футурологические – астрология, нумерология и мантика

коммуникативные – теософия, спиритизм, телепатия и оккультная конспирология

когнитивные – физиогномика, метаскопия и графология

прагматические – алхимия, магия, экстрасенсорика и «Живая этика».

Лженаука – область знания, берущая начало в информатике и теории управления, использующая результаты статистики, психологии, метафизики, марксизма. Лженаука выделяет, собирает систематизирует и презентует актуальные (действующие) методы обмана, лжи, манипуляции и пропаганды, то есть является, в общем смысле, прикладной частью теории управления.

Имеются факты существования многих научно не объяснённых и загадочных явлений в силу несформированности средств методов их познания (а, следовательно, и невключённости их в сферу научного познания в качестве полноценных объектов), с одной стороны.

В то же время потребность быстрого, немедленного объяснения этих загадочных явлений, подпитываемая, как правило, обыденным сознанием, с другой стороны, породили к концу XX в.изменение представлений о природе и функциях науки. Появляются тенденции нивелировки специфики рационалистического отношения к миру, попытки неоправданно сблизить и даже слить науку с мифом, религией, обыденным сознанием, что повлекло за собой всплеск иррационалистических течений в познании.

Данные тенденции проявляются во многих чертах общественной жизни: астрологические прогнозы не только появляются в СМИ невысокого уровня, но и публикуются в весьма солидных газетах и журналах.

При этом сами представители многих околонаучных знаний представляют себя учёными-исследователями новой волны, новой нетрадиционной науки, выходящей за рамки классической учёности.

Это не может не настораживать здравые силы общества, и в первую очередь научную общественность: 186 видных учёных выступили с заявлением, осуждающим и предостораживающим общественность в опасности подобных тенденций. Имеет место попытка противопоставить околонаучным суждениям научную позицию по тем или иным вопросам.

Однако не всё так просто в этом вопросе: дело в том, что в мире действительно существуют сложные, непонятные, окутанные тайной важные стороны жизни. Они ещё не разгаданы наукой и порождают разного рода попытки «скорого» их объяснения: биологические и психические возможности человека (энергетика человека, интеллектуальные, эмоциональные, интуитивные возможности, ментальные особенности психики и др.), физические и оптические явления в атмосфере, загадки растительного и животного мира и многое другое.

Нерешение наукой данных вопросов делает учёных в каком-то смысле ответственными за существование околонаучных объяснений данных непонятных явлений. Но наука не может немедленно и окончательно решить все эти вопросы, она «не волшебный ключик, которым в одно мгновение можно открыть все тайны и загадки природы». В то же время «наука обязана сделать всё, что в её силах, для проверки и рациональной интерпретации паранормальных (в широком смысле непонятных) явлений и таким образом внести свой вклад в образованность и информированность широких кругов общественности».

Для характеристики ненаучных знаний, исследующих непонятные, тайные явления, применяется разная терминология. Так существует термин «изотерические знания», существует понятие «квазинаучное знание» (от латинского guasi – нечто, как бы) – как бы научное знание, наконец существует категория «паранаука», «паранаучное знание» (от греческого para – возле, мимо, вне) – околонаучное знание.

Сегодня эксперты выделяют следующие виды квазинаучного творчества: первый тип связан с отказом от важнейших требований и принципов науки: нерасходимостью с существующими фундаментальными законами (в частности, с законом сохранения и превращения энергии), требованием эмпирической проверяемости гипотез и выводов. В результате не превращаются поиски в направлении создания вечного двигателя, обосновывается возможность сверхсветовых перемещений, возвращение назад во времени, появляются очередные «опровержения» специальной теории относительности, заявляется существование снежного человека, лохнесского чудовища и др.

Второй тип квазинаучного творчества связан с допущением естественного существования потусторонних, мистических сил (мирового космического разума, таинственного воздействия разного вида энергий и др.). В связи с этим высказываются утверждения о существовании взаимодействия нашей человеческой цивилизации с внеземными цивилизациями, таинственных явлений психики и т. д.

Религиозному сознанию, в частном случае, как представителю этих сил, приписываются такие продуктивные в научном смысле идеи, как возможность космических превращений веществ, идеи о строении мира, акте творения мира и т. д. «То есть наука фактически связывается в религиозную онтологию и вновь становиться служанкой богословия»: возникают идеи о какой-то особой «исламской науке» и др.

Наконец, существует мнение относить к паранаучным знаниям всё, что касается непонятных, но реально существующих природных и социальных феноменов. В связи с этим ярким представителем паранауки является астрология. Она построена на существовании вполне реального и доказанного наукой факта влияния небесных светил на происходящие на Земле события.

Однако астрология деформирует данную идею в направлении обоснования не физического, а какого-то другого воздействия космоса на судьбы людей. В рамках этой разновидности паранауки разрабатываются всевозможные объяснительные схемы, связывающие местоположение небесных светил и поведения людей по принципу «звёзды не лгут».

Другой разновидностью паранауки является уфология. Здесь имеют место попытки объяснения природных, атмосферных аномалий (появление движущихся объектов разной формы и конфигурации, ведущих себя вопреки известным физическим законам) вариантами возможных встреч земной цивилизации с другими, внеземными проявлениями жизни и разума. «По мнению уфологов, процент природных явлений, не поддающихся естественной интерпритации, составляет около 25 %, а по мнению учёных, всего 2-3%».

Эмпирической основой построения таких сценариев встреч, как правило, являются результаты случайных наблюдений при отсутствии специальных приборов и оборудования. Поэтому отчёты о них, даже сопровождаемые фото и видеоматериалами, требуют специальной интерпретации специалистов»

Подобная несистематика, невозможность перепроверки полученных данных порождают гипотезы очень высокой степени невероятности, т. е. фактически научную фантастику, что делает невозможным создание теорий любого класса.

По существу, уфологические гипотезы остаются не подтверждёнными ни опровергнутыми. Аномальные атмосферные, природные явления, являющиеся поставщиком информации для уфологии, были и есть основой для такой науки, как физика атмосферы. Но здесь, в отличие от уфологии, имеет место попытка объяснить их с точки зрения объективных, физических законов, имеющих место в природе: гипотезы, касающиеся природы шаровых молний, оптических процессов в атмосфере и др.

Само по себе существование околонаучного знания, нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентаций на первый взгляд вроде бы не вызывает тревоги, поскольку это тоже попытка познания мира. Однако претензии на исключительность, навязчивость (создают свою периодику, лоббируют интересы в средствах массовой информации и др.), системность, активная негативная позиция по отношению к истинно научному знанию и в то же время тяга к научной терминологии, распространённость делает это движение человеческой мысли опасным, вызывающим тревогу.

«Стало повальным увлечение поисками НЛО и страстное ожидание пришельцев из внеземных цивилизаций, из иных миров. Это увеличение приобретает подчас черты массового психоза – чуть ли не ежемесячно в средствах массовой информации появляются сообщения о проявивших себя инопланетянах и умыкании ими землян прямо в центрах многомиллионных городов».

Запретить околонаучное знание невозможно (да и не нужно), но его принципам и результатам можно и нужно везде противопоставлять истинно научную рациональность. Существует также необходимость серьёзного, обстоятельного изучения существующих форм квази и паранаучного знания и результатов их поисков с целью недопущения главенствующего положения иррационального в культуре.

Особенно сильна тенденция порождения околонаучного знания в том, что касается судеб и перспектив развития человеческой цивилизации. Какие варианты решения этой проблемы существуют в лоне научной рациональности?

Здесь, по мнению исследователей, надвигается процесс интеллектуального передела – «четвёртого великого передела»: первый передел территорий (Первая мировая война), второй – передел капитала (Вторая мировая война), третий – передел технологий (процесс происходящий сегодня, включающий информационную, психологическую революции, существование ракетно-ядерного, биологического, химического и других видов оружия). «Страны, одержавшие верх в интеллектуальном переделе, получают огромные экономические и политические преимущества, смогут беспрепятственно навязывать свою волю другим государствам».

Ещё одним примером результатов научной прогностики является концепция акад. Н. Н. Моисеева о необходимости третьего поворота в истории человечества – «необходимости отыскания новой, более ёмкой экологической ниши…, перестройки самого процесса антропогенеза… взаимоотношения с природой и людей между собой». Первый поворот в истории по мнению Моисеева, - это введение системы табу в палеолите, которая ограничила действие биосоциальных законов и переключила развитие человека с канала биологической эволюции на канал общественного развития. Второй поворотрасширение экологической ниши в неолите, когда человек пришёл к производящему хозяйству.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельность, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные законы, а также методы исследования. Н. представляет единство 3 составляющих 1-совокупность определенного рода знаний; 2-определенный способ получения знаний; 3-социальный институт. Порядок в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас она получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку применение ее для практики становится одним из мощнейших моментов ее развития. Возрастающая роль Н. в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Поэтому остро ставится проблема особенностей Н. познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыд. знанием...). Эта проблема будучи философской по своему характеру, в тоже время имеет большую практическую ценность. Осмысление специфики Н. является необходимой предпосылкой внедрения Н. методов в управление культурными процессами. парадигма - теория. Существует множество теорий существования вселенной. Сейчас наиболее распространена теория существования расширяющейся вселенной. Эта точка зрения преобладает в связи с материалистическим взглядом на мир.

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт. Основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования, это идеалы и нормы 1- доказательности и обоснования знания, 2- объяснения и описания, 3- построения и организация знания. Содержание идеалов и норм имеет несколько взаимосвязанных уровней: 1 уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это - инвариант(неизменный), который отличает науку от других форм познания. На каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи. Система таких установок (представлений о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знаний и т.д.) выражает стиль мышления этой эпохи и образует 2 уровень в содержании идеалов и норм исследования. Например, идеалы и нормы описания, принятые в науке средневековья, радикально отличны от тех, которые характеризовали науку нового времени. В 3-ем уровне установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии и т.п.).

Взаимоотношение науки и паранауки

В наше время активно развиваются различные когнитивные практики, наряду с научным познанием, познание мира, человека и взаимоотношений осуществляется и во многих других формах познания и знания осуществляющихся в искусстве и т. д.

Обыденное познание и знание, а также в форме паранауки. Паранаука – это вид когнитивной практики не удовлетворяющей некоторым существенным требованиям на данной стадии её развития. Паранаука – буквально означает находящиеся рядом или около науки. Паранауки имеют сходный с наукой вид. Паранаука может применять некоторые из методов науки, она может социально выглядеть похожей на науку. Некоторым существенным нормам и идеалам паранаука не удовлетворяет.

Виды паранаук

1 Опережающий – в данный момент в качестве паранаучных могут быть охарактеризованы некоторые направления или исследования, которые в том или ином отношении опережают официальную науку или доминирующую в данный момент научную парадигму. Пример А. Л. Чижевский направление исследований как гелиобиология, гелиосоциология. Гелиос – солнце. Речь идет о воздействии проявлений солнечной активности на биосфере земли. В тот период 20 – 30 годы 20 – ого столетия достаточно слабой была база гелиобиологии, нераскрыты, механизмы, проявлений, вспышек, факелов и т. д. Чижевскому приходилось оперировать философскими аргументами. Поэтому официальное научное сообщество не приняло его взглядов. Позднее была накоплена мощная коррелятивная база, были раскрыты механизмы воздействия солнечной активности на указанные процессы. В 60 – 70 –е годы гелиобиология начала перемещаться в раздел официциальных научных дисциплин. Биоритнология.

2Отстающие когнитивные практики

В их основу кладут устаревшие концепции и теории. Современная космология – квантово-релятивистская космология. В её основе лежат квантовые или релятивистские представления (квантовая теория и теория относительности), однако время от времени появляются космологические разработки основанные на классической механике и других классических теорий. Паранауки, квазинауки отличаются расстоянием от науки. Более удалённые когнитивные практики от науки можно обозначать как до науки, лженауки. Пример – астрология. В астрологии есть черты сближающие её с наукой. Есть элемент научности выражающийся в опоре на на эмпирический материал, состоящий в том что можно собрать много материала о людях родившихся в одни и те же даты и потом выявить закономерность. Вторая компонента научности – использование данных о расположении небесных светил. Астрология работает на субъекта, учитывает его интересы, подыгрывает ему. Множество видов паранауки в определённой степени удалены от официальной науки. Во вненаучное познание можно включить девиантную науку. Девиация – отклоняющееся поведение. Девиантная наука – исследования противопоставляющие себя имеющейся парадигме. Она нацелена на совершение переворота в той или иной науке. Пример девиантной науки – труды академика Фоменко. Пример лженауки – феномен лысенковщины.

Отличие квазинауки и лженауки. Квазинаука – нечто похожее на науку, может быть наукой. Лженаука – подделка под науку, явно подчёркивает отличие науки от ненауки.