Вопрос №25 Наука и техника.
Подходы к соотношению науки и техники
1) техника рассматривается как прикладная наука
2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;
3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;
4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;
5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.
1) Линейная модель
Долгое время (особенно в 50 – 60-е гг. нашего столетия) одной из наиболее распространённых была так называемая линейная модель, рассматривающая технику в качестве простого приложения науки или даже – как прикладную науку. Однако эта точка зрения в последние годы подверглась серьёзной критике как слишком упрощённая. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признаётся функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.
О. Майер считает, что границы между наукой и техникой произвольны. В термодинамике, аэродинамике, физике полупроводников, медицине невозможно практику от теории, они сплетены в единый предмет. Многие учёные сделали вклад в технику (Архимед, Галилей, Кеплер, Гюйгенс, Гук, Лейбниц, Эйлер, Гаусс, Кельвин), а многие инженеры стали признанными и знаменитыми авторитетами в науке (Герон Александрийский, Леонардо да Винчи, Стевин, Герике, Уатт, Карно). На уровне социальной организации различие науки и техники также является произвольным. Чаще, однако, наука обладает более высоким социальным статусом, чем техника, и профессиональная организация является эффективным инструментом достижения и сохранения такого статуса. Майер полагает, что практически применимого критерия для различения науки и техники попросту не существует. Считают, что главное различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и специфичны. Однако в действительности наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознаёт свои цели и систему ценностей.
Такая упрощённая линейная модель технологии как прикладной науки, т. е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию – от научного знания к техническому открытию и инновации – большинством специалистов признана сегодня неадекватной.
2) Эволюционная модель
Процессы развития науки и техники часто рассматриваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные. Тогда вопрос их соотношения решается так: а) полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот – бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Последнее называют эволюционной моделью.
Рассмотрим каждую из этих точек зрения
Первая точка зрения подчёркивает, что представление о технике просто как о прикладной науке должно быть отброшено, так как роль науки в технических инновациях имеет относительное, а не абсолютное значение. Согласно этой точке зрения, технический прогресс руководствуется, прежде всего, эмпирическим знанием, полученным в процессе имманентного развития самой техники, а не теоретическим знанием, привнесённым в неё из вне научным исследованием.
Конечно, технику нельзя рассматривать как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Но также односторонне и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых – технических – науках.
В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.
По мнению Стефана Тулмина, для описания взаимодействия трёх автономных эволюционных процессов справедлива та схема, которую он создал для описания процессов развития науки, а именно: создание новых вариантов (фаза мутаций) – создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции) – распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования). Тулмин отрицает, что технику можно рассматривать как прикладную науку. Во-первых, неясно само понятие «приложение». В этом плане законы Кеплера вполне могут рассматриваться как специальное «приложение» теории Ньютона. Во-вторых, между наукой и техникой существуют перекрёстные связи и часто бывает трудно определить, находиться «источник» какой-то научной или технической идеи в области науки или в сфере техники. Соотношение науки и техники в разных культурах различно. В античной культуре «чистые» математика и физика развивались, не заботясь о каких-либо приложениях в технике. В древнекитайском обществе, несмотря на слабое развитие математических и физических теорий, ремесленная техника была весьма плодотворна. Многие тысячелетия ремесло и искусство развивались без связи с наукой, положение изменилось лишь относительно недавно. Но по мнению Тулмина это не означает что изменилась сама сущность техники, а то что новое, более тесное партнёрство техники и науки привело к ускорению решения технических проблем, ранее считавшихся неразрешимыми. Известный философ науки – Дерек де Солла Прайс, пытался разделить развитие науки и техники на основе выделения различий в интенциях и поведении тех, кто занимается научным техническим творчеством. Учёный – это тот, кто хочет публиковать статьи, для техника же опубликованная статья не является конечным продуктом. Прайс определяет технику как исследование, главным продуктом которого является не публикация (как в науке), а – машина, лекарство, продукт или процесс определённого типа и пытается применить модели роста публикаций в науке к объяснению развития техники. Философы науки пытаются перенести модели динамики науки на объяснение развития техники. Однако, такая процедура, во-первых, ещё требует специального обоснования, и, во вторых, необходим содержательный анализ развития технического знания и деятельности, а не поиск подтверждающих примеров для априорной модели, полученной на совершенно ином материале. Конечно, это не означает, что многие результаты, полученные в современной философии науки, не могут быть использованы для объяснения и понимания механизмов развития техники, особенно вопроса о соотношении науки и техники.
3) Техника и технические науки
Согласно третьей, указанной выше, точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.
По мнению германского философа Гернота Бёме, техника ни в коем случае не является применением научных законов, скорее в технике идёт речь о моделировании природы сообразно социальным функциям. Существует исходное единство науки и технологии Нового времени, которое имеет свой источник в эпохе Ренессанса. Тогда механика впервые выступила как наука, как исследование природы в технических условиях (эксперимента) и с помощью технических моделей (например, часов и т. п.).
Это утверждение отчасти верно, поскольку прогресс науки зависел в значительной степени от изобретения соответствующих научных инструментов. Причём многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания, например, телескоп и микроскоп, а также можно утверждать, что без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Без сомнения, прогресс техники сильно ускоряется наукой; верно также и то, что «чистая» наука пользуется техникой, т. е. инструментами, а наука была дальнейшим расширением техники. Но это ещё не означает, что развитие науки определяется развитием техники. К современной науке, скорее, применимо противоположное утверждение.
4) Четвёртая точка зрения оспаривает предыдущую, утверждая, что техника науки, т. е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни.
Этой точки зрения придерживался, например, А. Койре, который оспаривал тезис, что наука Галилея представляет собой не что иное, как продукт деятельности ремесленника или инженера. Он подчёркивал, что Галилей и Декарт никогда не были людьми ремесленных или механических искусств и не создали ничего, кроме мыслительных конструкций. Не Галилей учился у ремесленников на венецианских верфях, напротив, он научил их многому. Он был первым, кто создал первые действительно точные научные инструменты – телескоп и маятник, которые были результатом физической теории. При создании телескопа Галилей не просто усовершенствовал голландскую подзорную трубу, а исходил из оптической теории, стремясь сделать невидимое наблюдаемым, из математического расчёта, стремясь достичь точности в наблюдениях и измерениях. Измерительные инструменты, которыми пользовались его предшественники, были по сравнению с приборами Галилея ещё ремесленными орудиями. Новая наука заменила расплывчатые и качественные понятия аристотелевской физики системой надёжных и строго количественных понятий. Учёный заменил обыкновенный опыт основанным на математике технически совершенным экспериментом. Декартовская и галилеевская наука имела огромное значение для техников и инженеров. На смену миру «приблизительности» и «почти» в создании ремесленниками различных технических сооружений и машин приходит мир новой науки – мир точности и расчёта. С точки зрения Луиса Мэмфорда преобразование научных знаний в практические инструменты, было простым эпизодом в процессе открытия. Из этого выросло новое явление: обдуманное и систематическое изобретение. Эта точка зрения является односторонней. Известно, что ни Максвелл, ни Герц не имели в виду технических приложений развитой ими электромагнитной теории. Герц ставил естественнонаучные эксперименты, подтвердившие теорию Максвелла, а не конструировал радиоприёмную или радиопередающую аппаратуру, изобретённую позже. Потребовались ещё значительные усилия многих учёных и инженеров, прежде чем подобная аппаратура приобрела современный вид. Верно, однако, что эта работа была связана с серьёзными систематическими научно-техническими исследованиями. В то же время технологические инновации вовсе не обязательно являются результатом движения, начинающегося с научного открытия.
5) Наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.
В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождались «технизацией науки». Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивались от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой «автономии» наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становиться главным источником новых видов техники и технологии.
В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.
Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70 – х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся к данному периоду.
Третий период – классический (до середины XIX века) – характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.
Для четвёртого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.
- Вопрос №1 Предмет и основные проблемы истории науки.
- Вопрос №2 Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- Вопрос №3 Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- Вопрос №4 Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- Вопрос №5 Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- Вопрос №6 Основные проблемы философии науки
- Вопрос № 7 Основные этапы в развитии философии науки.
- Вопрос №8 Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- Вопрос №9 Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- Вопрос №10 Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- Вопрос №11 Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- Аспекты бытия науки
- Вопрос №12 Субъект, объект и предмет научного познания.
- Вопрос №13 Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 1.3. Критерии науки
- Вопрос №14 Особенности языка науки.
- Вопрос №15 Наука и вненаучные формы познания и знания.
- Вопрос №16 Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- Вопрос №17 Наука и философия.
- Наука и философия
- Вопрос №18 Наука и искусство.
- Наука и искусство
- Вопрос №19 Наука и религия.
- Вопрос №20 Наука и политика
- 1. Жизнь замечательных людей
- 2. Спасение науки - в ее политизации
- Вопрос №21 Наука и экономика
- Вопрос №22 Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- Вопрос №23 Социальные характеристики научной профессии.
- 1 Культурная составляющая научной профессии
- 2 Воспроизводство научной профессии как социальной системы
- 3. Вознаграждения, санкции и мотивационный контроль
- 4. Сообщество и общество
- Вопрос №24 Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- Вопрос №25 Наука и техника.
- Вопрос №26 Наука и образование.
- Наука и образование
- Вопрос №27 Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- Вопрос №28 Проблематика единства наук.
- Вопрос №29 Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- Вопрос о начале науки. Наука и преднаука
- Вопрос №30 Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос 22. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы н. Р-ти.
- Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности
- Вопрос №31 Основные характеристики классической науки. Особенности становления и основные принципы классической науки.
- Вопрос №32 Особенности неклассической науки
- Особенности становления и основные принципы неклассической науки.
- Вопрос №33 Своеобразие постнеклассической науки
- Особенности становления и основные принципы постнеклассической науки.
- Вопрос №34 Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- Вопрос №35 Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- Вопрос №36 Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- Вопрос №37 Эволюция и революция в развитии науки
- Вопрос №38 Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- Вопрос №39 Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- Вопрос №40 Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- Вопрос №41 Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания и его методы.
- Наблюдение и эксперимент (виды) в научном познании, роль приборов.
- Вопрос №42 Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- Вопрос №43 Роль моделей в научном познании, их классификация.
- Вопрос №44 Методология естественных наук.
- Вопрос №45 Методология логико-математических наук.
- Вопрос №46 Методология технических наук.
- Вопрос №49 Методология гуманитарных наук. Предмет и особенности гуманитарных наук
- 113. Каковы основные идеи х.-г Гада мера
- О соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук?
- 114. Каковы основные особенности современного социального познания?
- 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
- 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
- Литература:
- Вопрос №50 Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- Вопрос № 51 Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 1.Понятие научной картины мира.
- Вопрос №52 Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- Вопрос №53 Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- Вопрос №54 Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос №55 Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- Вопрос №57 Эстетика науки.