logo
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

Наблюдение и эксперимент (виды) в научном познании, роль приборов.

Наблюдение – в отличие от созерцания предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к отчету. Опирается не только на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.

Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных.

Зафиксированные результаты наблюдения представляют эмпирические высказывания.

Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту.

В отличие от наблюдения при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета и лишь затем наблюдение за ним. Эксперимент связывает э. и т. уровни познания с помощью метода описания (графики, формулы и т.д.)

Типы экспериментальных задач: 1. Исследовательский Э. (поиск некоторых зависимостей между некоторым свойствами объекта) 2. Проверочный Э. (в случае необходимости подтверждения или опровержения некоторых положений теории)

Виды эксперимента: 1. Проверочный. 2. Метод проб и ошибок. 3. Физический. 4. Химический. 5. Строительный. 6. Производственный и т.д.

Прибор – познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения полезной информации.

Классы приборов:

  1. Качественные – определение качественную сторону объекта (расширяют диапазон познавательских возможностей органов чувств). Виды: 1. Усилители – для измерения и усиления сигнала объекта, без его искажения (микроскопы, телескопы). 2. Анализаторы – воздействие на объект для получения дополнительной информации (спектроскопы, хроматографическая бумага) 3. Преобразователи – преобразование сигнала от объекта в удобную для восприятия форму (исследования магнитных полей, ульразвука, ИК излучения)

3.1 Индикаторы - определения присутствия или отсутствия искомого явления в исследуемой среде.

  1. Приборы регистраторы – используются, когда изучаемое явление неотделимо от прибора, прибор входит в само определение явления. Способны хранить информацию для дальнейшей ее обработки (фоторегистрация на чувствительной эмульсии).

  2. Измерительные информационные системы – для одновременно измерения установившегося значения одной величины, а также когда объект находится на недоступном расстоянии (на глубине океана, на др. планете)

Недостатки приборов: 1. Получаемая информация носит условный характер (тех. исправность и достоверность физ. гипотез, которые лежат в основе прибора); 2. Некоторые пр. являются возмутителями исследуемой среды и избежать этого действия невозможно.