1.Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодаря Генриху Герцу. Этот немецкий физик заговорил о физической картине мира как о понятии, описывающем совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира. Макс Планк уточнил определение. Он дал следующее определение: физическая картина мира – это «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Планк считал, что содержание этого «образа» непрерывно углубляется по мере развития физического знания. Так впервые появилось понятие специальной картины мира. Можно говорить о таких физических картинах мира, которые последовательно сменяли одна другую, начиная с ХVII века, как механическая, электромагнитная, релятивистская картины мира. Вслед за физической стали говорить о химической картине мира, биологической картине и т. д. Картина мира, которая складывается их всех существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира.
Наряду с естественнонаучной, существует и философская картина мира. Она представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающих на определенном историческом этапе представление о мире в целом. В качестве философских картин, которые формировались относительно самостоятельно в недрах античного мировоззрения и в Новое время в тесной связи с развивающимся естествознанием, можно назвать метафизическую и диалектическую картины. Диалектическая картина описывает окружающий мир природы и общества развивающимся, полным противоречий, сменяющих друг друга форм; метафизическая –устойчивым, неизменным, стабильным.
Философская и естественнонаучная картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на достижения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями. Синтез этих картин мира, т. е. знаний о природе и философских, мировоззренческих установок, составляет научную картину мира.
Научные картины мира носят исторический характер, в связи с чем они меняются. Однако, несмотря на это, существует структура научной картины мира, воспроизводящаяся в любом содержании. В ней имеет место центральное теоретическое ядро, которое принимается за неопровержимое, устойчивое, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Когда речь идет о физической реальности, то к сверх устойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.
Научная картина мира во многом определяет, задает нормы исследования и в этом смысле имеет парадигмальный характер. Она, будучи основанием конкретно-исторического представления о мире, обусловливает стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. На стадии преднауки в эпоху античности существовала натурфилософская картина мира. Для нее была характерны идеи первоначала как царства «стихий» или «корней» всех вещей (земля, вода, огонь, воздух), космоса, в который вписывался человек как микрокосм, геоцентрическая космология и другие.
Эволюция современной научной картины мира берет начало в ХVII веке и представлена в последовательной смене классической, неклассической и постнеклассической стадий. Классическая научная картина мира опиралась на достижения многих ученых, ключевыми именами среди которых были Коперник, Галилей, Ньютон, Максвелл. Основными объяснительными положениями классической картины мира является признание материального единства мира, однозначной причинно-следственной зависимости: прошлое однозначно определяет настоящее, а последнее – будущее. Классическая картина мира описывает объекты как существующие изолированно друг от друга и строго фиксированы в системе координат. Развитие мира понимается как количественное изменение, увеличение или уменьшение.
Неклассическая картина мира пришла на смену классической. Она формировалась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкость и газы нельзя представить как чисто механические системы. Окончательный переход к неклассической картине мира был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже ХIХ – ХХ веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывающая роль случая, формируются представления о статистической закономерности, относительной истине, исследуются сложные системные объекты, способные к саморегуляции, и т.д.
Постнеклассическая научная картина мира формируется в последней трети ХХ века. Эта картина мира строится на представлениях неопределенности, смысл которых состоит в том, что направленность развития нельзя однозначно предвидеть. К переходу к постнеклассической картине мира способствовала новая наука о самоорганизующихся системах синергетика. Согласно синергетической концепции, в точке бифуркации открываются разные возможности путей развития: может сформироваться новый уровень организации, но возможно и движение к хаосу. Во всех описанных ранее научных картинах мира гуманитарное знание никак не присутствовало. Думается, что постнеклассическая картина мира не сможет сформироваться без гуманитарной составляющей. В этом состоит, на наш взгляд, одна из качественных особенностей этой картины мира. В целом же постнеклассическая картина мира ориентирована на описание самоорганизующихся и саморазвивающихся систем.
Концепция
Целостная теоретическая система, для неё характерна целостность, это целостная система знания, это когерентная согласованная система. Целостная система знаний описывающая и объясняющая некоторый фрагмент действительности или некоторую предметную область. В основе концепции лежат фундаментальные идеи или принципы. Концепция представляет собой систему категорий, понятий, законов, идей. Концепция это важнейшая форма знания, характерная для социогуманитарного познания, а также для философии. По рангу концепция сопоставима с научной теорией. Теория – для естественных и математических наук. Концепция в социальных и гуманитарных дисциплинах.
- Вопрос №1 Предмет и основные проблемы истории науки.
- Вопрос №2 Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- Вопрос №3 Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- Вопрос №4 Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- Вопрос №5 Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- Вопрос №6 Основные проблемы философии науки
- Вопрос № 7 Основные этапы в развитии философии науки.
- Вопрос №8 Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- Вопрос №9 Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- Вопрос №10 Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- Вопрос №11 Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- Аспекты бытия науки
- Вопрос №12 Субъект, объект и предмет научного познания.
- Вопрос №13 Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 1.3. Критерии науки
- Вопрос №14 Особенности языка науки.
- Вопрос №15 Наука и вненаучные формы познания и знания.
- Вопрос №16 Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- Вопрос №17 Наука и философия.
- Наука и философия
- Вопрос №18 Наука и искусство.
- Наука и искусство
- Вопрос №19 Наука и религия.
- Вопрос №20 Наука и политика
- 1. Жизнь замечательных людей
- 2. Спасение науки - в ее политизации
- Вопрос №21 Наука и экономика
- Вопрос №22 Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- Вопрос №23 Социальные характеристики научной профессии.
- 1 Культурная составляющая научной профессии
- 2 Воспроизводство научной профессии как социальной системы
- 3. Вознаграждения, санкции и мотивационный контроль
- 4. Сообщество и общество
- Вопрос №24 Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- Вопрос №25 Наука и техника.
- Вопрос №26 Наука и образование.
- Наука и образование
- Вопрос №27 Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- Вопрос №28 Проблематика единства наук.
- Вопрос №29 Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- Вопрос о начале науки. Наука и преднаука
- Вопрос №30 Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос 22. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы н. Р-ти.
- Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности
- Вопрос №31 Основные характеристики классической науки. Особенности становления и основные принципы классической науки.
- Вопрос №32 Особенности неклассической науки
- Особенности становления и основные принципы неклассической науки.
- Вопрос №33 Своеобразие постнеклассической науки
- Особенности становления и основные принципы постнеклассической науки.
- Вопрос №34 Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- Вопрос №35 Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- Вопрос №36 Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- Вопрос №37 Эволюция и революция в развитии науки
- Вопрос №38 Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- Вопрос №39 Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- Вопрос №40 Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- Вопрос №41 Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания и его методы.
- Наблюдение и эксперимент (виды) в научном познании, роль приборов.
- Вопрос №42 Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- Вопрос №43 Роль моделей в научном познании, их классификация.
- Вопрос №44 Методология естественных наук.
- Вопрос №45 Методология логико-математических наук.
- Вопрос №46 Методология технических наук.
- Вопрос №49 Методология гуманитарных наук. Предмет и особенности гуманитарных наук
- 113. Каковы основные идеи х.-г Гада мера
- О соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук?
- 114. Каковы основные особенности современного социального познания?
- 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
- 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
- Литература:
- Вопрос №50 Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- Вопрос № 51 Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 1.Понятие научной картины мира.
- Вопрос №52 Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- Вопрос №53 Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- Вопрос №54 Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос №55 Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- Вопрос №57 Эстетика науки.