logo
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

1.Понятие научной картины мира.

Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодаря Генриху Герцу. Этот немецкий физик заговорил о физической картине мира как о понятии, описывающем совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира. Макс Планк уточнил определение. Он дал следующее определение: физическая картина мира – это «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Планк считал, что содержание этого «образа» непрерывно углубляется по мере развития физического знания. Так впервые появилось понятие специальной картины мира. Можно говорить о таких физических картинах мира, которые последовательно сменяли одна другую, начиная с ХVII века, как механическая, электромагнитная, релятивистская картины мира. Вслед за физической стали говорить о химической картине мира, биологической картине и т. д. Картина мира, которая складывается их всех существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира.

Наряду с естественнонаучной, существует и философская картина мира. Она представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающих на определенном историческом этапе представление о мире в целом. В качестве философских картин, которые формировались относительно самостоятельно в недрах античного мировоззрения и в Новое время в тесной связи с развивающимся естествознанием, можно назвать метафизическую и диалектическую картины. Диалектическая картина описывает окружающий мир природы и общества развивающимся, полным противоречий, сменяющих друг друга форм; метафизическая –устойчивым, неизменным, стабильным.

Философская и естественнонаучная картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на достижения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями. Синтез этих картин мира, т. е. знаний о природе и философских, мировоззренческих установок, составляет научную картину мира.

Научные картины мира носят исторический характер, в связи с чем они меняются. Однако, несмотря на это, существует структура научной картины мира, воспроизводящаяся в любом содержании. В ней имеет место центральное теоретическое ядро, которое принимается за неопровержимое, устойчивое, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Когда речь идет о физической реальности, то к сверх устойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Научная картина мира во многом определяет, задает нормы исследования и в этом смысле имеет парадигмальный характер. Она, будучи основанием конкретно-исторического представления о мире, обусловливает стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. На стадии преднауки в эпоху античности существовала натурфилософская картина мира. Для нее была характерны идеи первоначала как царства «стихий» или «корней» всех вещей (земля, вода, огонь, воздух), космоса, в который вписывался человек как микрокосм, геоцентрическая космология и другие.

Эволюция современной научной картины мира берет начало в ХVII веке и представлена в последовательной смене классической, неклассической и постнеклассической стадий. Классическая научная картина мира опиралась на достижения многих ученых, ключевыми именами среди которых были Коперник, Галилей, Ньютон, Максвелл. Основными объяснительными положениями классической картины мира является признание материального единства мира, однозначной причинно-следственной зависимости: прошлое однозначно определяет настоящее, а последнее – будущее. Классическая картина мира описывает объекты как существующие изолированно друг от друга и строго фиксированы в системе координат. Развитие мира понимается как количественное изменение, увеличение или уменьшение.

Неклассическая картина мира пришла на смену классической. Она формировалась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкость и газы нельзя представить как чисто механические системы. Окончательный переход к неклассической картине мира был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже ХIХ – ХХ веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывающая роль случая, формируются представления о статистической закономерности, относительной истине, исследуются сложные системные объекты, способные к саморегуляции, и т.д.

Постнеклассическая научная картина мира формируется в последней трети ХХ века. Эта картина мира строится на представлениях неопределенности, смысл которых состоит в том, что направленность развития нельзя однозначно предвидеть. К переходу к постнеклассической картине мира способствовала новая наука о самоорганизующихся системах синергетика. Согласно синергетической концепции, в точке бифуркации открываются разные возможности путей развития: может сформироваться новый уровень организации, но возможно и движение к хаосу. Во всех описанных ранее научных картинах мира гуманитарное знание никак не присутствовало. Думается, что постнеклассическая картина мира не сможет сформироваться без гуманитарной составляющей. В этом состоит, на наш взгляд, одна из качественных особенностей этой картины мира. В целом же постнеклассическая картина мира ориентирована на описание самоорганизующихся и саморазвивающихся систем.

Концепция

Целостная теоретическая система, для неё характерна целостность, это целостная система знания, это когерентная согласованная система. Целостная система знаний описывающая и объясняющая некоторый фрагмент действительности или некоторую предметную область. В основе концепции лежат фундаментальные идеи или принципы. Концепция представляет собой систему категорий, понятий, законов, идей. Концепция это важнейшая форма знания, характерная для социогуманитарного познания, а также для философии. По рангу концепция сопоставима с научной теорией. Теория – для естественных и математических наук. Концепция в социальных и гуманитарных дисциплинах.