logo
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

О соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук?

Х.-Г. Гадамер (1900—2002)— немецкий философ, один из осно­воположников философской герменевтики, сущность которой он вы­разил следующим образом: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать ктсьто один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им — вот в чем душа герменевтики»*. В качестве наиболее важных выделим следующие основные философ-ско-методологические идеи Гадамера.

1. Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, он пытался примирить философию с наукой.

Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода, не является ни единственным, ни универсальным. Культурно-историческая тра­диция знает различные способы человеческого отношения к миру. Научно-теоретическое освоение мира — лишь одна из возможных по­зиций человеческого бытия, а истина познаетсяде только и не столько с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.

2. Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их пред­мет — нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания. Хотя в со­циальном познании можно и нужно применять методы естествен­ных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное — учитывать особенности предмета гумани­тарного знания (в частности, включенность туда «самого познаю­щего») .

Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если изме­рять их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. «На­против, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его

однократной и исторической конкретности»* — а именно, понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т. д. Вот поче­му фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышле­ния немецкий философ считает «историчность»: определенность мес­том, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.

3. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по ос­мыслению некоторого текста, но это своеобразная философия по­нимания опыта мира. Последний не сводится только к опыту на­уки, но включает в себя также опыт истории, опыт искусства, опыт философии. Три названных вненаучных формы опыта — это три главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире — за рамками науки и ее методов.

4. Истина, согласно Гадамеру, не есть характеристика только позна­ния, но прежде всего — характеристика самого бытия. Она не мо­жет быть целиком «схвачена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Истина «свершает­ся», и преимущественный способ ее «свершения» — искусство. За­дача герменевтических исследований состоит в том, чтобы рас­крыть опыт постижения истины, превышающий область, контро­лируемую научной методикой.

5. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разра­ботка ключевой для герменевтики категории понимания. Понима­ние для него — способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание — это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира, оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла («сути дела») и невозможно без пред понимания. Тем самым предметом понимания является не только смысл, вложенный в текст авто­ром, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст.

Гадамер утверждает, что, во-первых, понимание всегда является истолковывающим, а истолкование — понимающим. Во-вторых, по­нимание возможно лишь в качестве «применения» — соотнесения со­держания текста с культурным мыслительным опытом современнос­ти. Интерпретация текста, таким образом, состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново.

Тем самым понимание может выходить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.

6. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую ди­алектику.

Вместе с тем Гадамер указывает, что хотя герменевтика признает «диалектическое превосходство рефлексивной философии», но видит границы последней — при всех ее несомненных достижениях.

«Придерживаясь» Гегеля, опираясь на его диалектические идеи, Гадамер стремится «сделать шаг дальше гегелевского понимания» тех проблем, которые он находит важными для разработки еврей концеп­ции. Наиболее ценным у Гегеля он считает то, что в рамках мысли­тельной последовательности вещи сами собой переходят в свою про­тивоположность и «опыт перехода в противоположное» — это и есть подлинный опыт диалектики.

7. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогическо­го характера философской герменевтики как логики вопроса и от­вета. Диалог (беседу) Гадамер считает — вслед за Сократом и Пла­тоном — основным способом достижения истины в гуманитарных науках. Всякое знание, по его мнению, проходит через вопрос, причем вопрос труднее ответа (хотя часто кажется наоборот). По­этому диалог, т. е. вопрошание и ответствование, есть тот способ, которым осуществляется диалектика. Решение вопроса есть путь к знанию, и конечный результат здесь зависит от того, правильно или неправильно поставлен сам вопрос.

Искусство вопрошания — это сложное диалектическое искусство искания истины, искусство мышления, искусство ведения беседы (раз­говора), которое требует прежде всего, чтобы собеседники слышали друг друга, следовали за мыслью своего оппонента, не забывая, одна­ко, «сути дела», о котором идет спор, а тем более не пытаясь вообще замять вопрос.

Таким образом, диалог, т. е. логика вопроса и ответа, и есть логи­ка «наук о духе», к которой мы, по мнению Гадамера, несмотря на опыт Платона, подготовлены очень слабо. Подчеркивая тесную связь между вопрошанием и пониманием, немецкий мыслитель утвержда­ет: «Кто хочет мыслить, должен спрашивать», т. е. должен ставить проблемы и правильно разрешать их.

8. Согласно Гадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка». Последний рассматривает­ся как особая реальность, внутри которой человек себя застает. Таким образом, процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме. Язык есть та среда, в ко­торой происходит процесс взаимного договаривания собеседников и обретается взаимопонимание по поводу самого дела. Такое взаимопо­нимание и достигается «на путеводной нити языка», и языковая струк­тура нашего опыта мира способна охватить самые многообразные жиз­ненные отношения.