logo
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

Вопрос №31 Основные характеристики классической науки. Особенности становления и основные принципы классической науки.

Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются предпосылки науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, в средние века (до 16—17в). Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический. Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века. Основные ученые: Начало положено в трудах Коперника (1473-1543)- создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения. Джордано Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной. Декарт (1596-1650) – геометрия - универсальный инструмент познания. Галилей (1564-1642) - открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики. И. Кеплер (1571 - 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Г. дело созда­ния классической механики, она приобрела оконча­тельный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории. Лейбниц (1646-1716) - родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Основные принципы:

Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов: открытие Ш. Кулоном (1736-1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791-1867) понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом (1831-1879) математической теории электромагнитного поля.

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА. ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Этап классической науки охватывает период с XVII до конца XIX века и связан прежде всего с деятельностью таких мыслителей как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон. Начало ее было положено в трудах Н. Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она не сводилась только к перестановке центра Вселенной, но обосновывала движение как естественное свойство земных и небесных объектов. Кроме того, Коперник показал ограничен­ность чувственного познания, неспособного отличить наши пред­ставления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилеем, которому при­надлежит заслуга открытия нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по мнению Галилея, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. В Новое время, таким обра­зом, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теорети­ческого естествознания.Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело созда­ния классической механики. В его учении она приобрела оконча­тельный характер, что положило начало длительному периоду гос­подства механических представлений о мире в науке. «Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатого Коперником. Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классичес­кая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Попытаемся суммировать ее основные принципы. Прежде всего она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового по­рядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие по­ложения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выра­жение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время су­ществует убежденность в социальной нейтральности науки. Счита­ется, что она ориентирована собственными автономными ценнос­тями, связанными с поиском истины. Идеалом науки было построение абсолютно истинной карти­ны природы. Полагалось, что объективность и предметность по­знания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной де­ятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходи­мость их элиминации с помощью специальных процедур. Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск ме­ханических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Это укреп­ляло претензии на обнаружение единственно верного метода, га­рантирующего построение истинной теории. В соответствии с этим строилась картина мира, которая носи­ла механистический характер. Она продуцировала образ линейно­го развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изна­чально определяло настоящее, а то, в свою очередь, — будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной сис­теме координат. Был выработан и категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира.Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVIII в. - первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. Классическим примером первых научно-технических знаний служит сконструированные X. Гюйгенсом механические часы, воплотившие теорию колебаний маятника в созданное техническое решение. Возникшие на стыке естествознания и производства технические науки проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественнонаучного знания. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.