logo
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

Вопрос №14 Особенности языка науки.

Усвоение проблемы языка в познавательной деятельности даёт возможность осознать фундаментальную роль языка в становлении и развитии знаний, адекватном отражении реальности, в овладении способом теоретического мышления, в формировании культуры интеллектуальной деятельности.

В зависимости от того, насколько адекватно данное понятие определяет предмет, явление процесс, раскрывает смысл, содержание проблемы, характеризует существенные основополагающие свойства, природу явления, и тем самым даёт ключ к объяснению сути проблемы, настолько результативной будет работа мысли по её усвоению.

Сущность и назначение языка раскрывают приведённые понятия:

- язык – информационно – знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли.

- язык – это игра, когда люди заняты игрой, они забывают о её отличии от реальности, игра их как бы очаровывает. Точно также очаровывающее воздействие оказывает и язык (Д. Витгенштейн)

- Язык – далёк от того, чтобы быть просто «выражением мысли», он на самом деле определяет характер реальности (Хайакова)

- Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

- Язык – это то, в чём обобщается и передаётся отдельным людям опыт общественно исторической практики человечества; это следовательно, также средство общения, условия присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем норма его существования в их сознании (А. Н. Леонтьев)

Пониманию смысла и назначения языка в значительной степени поможет обращение к проблеме происхождения языка. Исторически развитие звукового языка шло и не могло не идти одновременно с развитием коллективного процесса труда, оказывая огромное влияние на организацию общественных отношений и на формирование внутреннего мира человека. Люди с самого начала коллективного трудового действия должны были как-то сигнализировать друг другу о своих действиях, о том, что сделано и что необходимо сделать… Постепенно складывалось целая система знаков, регулирующая практические действия и взаимоотношения людей. В самой системе знаков стали складываться правила их объединения и сочетания, которые никто не выдумывал, не привносил в данную систему. Одни звуки – сигналы сочетали с другими, следуя «приказам» объективной практической ситуации. Структура человеческих отношений в процессе действия получала как бы «второе» выражение в структуре взаимосвязей языковых знаков. И если сам предмет обладал значением только в системе «языка реальной жизни», то и знак обычного языка обладает теперь значением в системе этого языка. Языки суть порождения человеческой духовной силы. Везде где есть язык, действует изначальная языковая сила человеческого духа. Гумбольдт ставит эту духовную силу как внутреннее языковое сознание. Язык также древен, как и сознание. Язык есть практическое существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и подобно сознанию, язык возникает лишь по потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. (Маркс К, и Ф. Энгельс)

Производство языка, как сознания, и мышления, первоначально непосредственно вплетено в производственную деятельность, в материальное общение людей. Это и есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались как носители «объективированного», сознательного отражения действительности.

Означая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в этом объективно общественном его отношении, т. е. как общественный предмет.

Т.е. язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как форма человеческого познания и мышления так же не отделённого ещё от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Именно поэтому вместе с происходящим впоследствии отделением языка и речи от непосредственно практической деятельности происходит также и абстракция словесных значений от реального предмета, которая делает возможным существование их только как факта сознания, т. е. только в качестве мысли, только идеально. Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий. (Леонтьев А. Н.).

Симметрия, пропорция, структура – далеко не произвольные явления; а сформировавшиеся системно-упорядоченные отношения. Из этих отношений и на их основе складываются закономерности, которые лежат в основе формирования единой структуры мира как принципа этой организации. В этом процессе нет произвола, а есть связь, взаимообусловленность, взаимопереход, естественно складывающаяся организация зависимостей, что составляет сущность организации мира как системы. Вот эта сущность составляет смысл символов, формул, понятий, движение мысли не по субъективному желанию или соглашению, а по объективным процессам материального мира. Проблема содержания и формы языка, смысла и значений является важной проблемой для понимания сущности и значения языка в познавательной деятельности.

Велика роль единицы языка

Под единицей языка мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому. Единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении. Слово всегда относится не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает… Значение слова прежде всего представляет собой обобщение. Но обобщение есть чрезвычайный словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Мысль не состоит из отдельных слов. Мысль содержится в уме как целое, а отнюдь не возникает постепенно отдельными единицами.

Специфика, как языковых единиц, так и языков в целом, заключается в том, что они являются средствами информативной репрезентации (выражения) той или иной предметной области.

Единицей словесного общения являются высказывание, а единицей высказывания – слово. Оно имеет материальную форму и идеальное отражение – значение. Форма слова является видом знака. Всё познанное человеком как-то означено. И у людей сложилась настоятельная потребность знать названия вещей.

Надо знать и непременно учитывать, что за каждой единицей языка стоит вся система языка, и она является действительно языковой единицей, поскольку входит в эту систему.

Различие между научным и обыденным знанием существует; имеется оно и в языке.

Язык современной науки становится всё более искусственным, формализованным, а обыденное знание остаётся на уровне естественного языка. Но при этом надо чётко осознать, в чём действительно есть различие между двумя видами знания, а где его нет.

Научное и обыденное знание едины в смысле их направленности на объект, научное знание, какую бы форму оно не принимало, как бы его язык не был формализован, своим содержанием также имеет объективную реальность, её явления, процессы, свойства и закономерности, как и обыденное, с той лишь разницей, что первое глубже охватывает эту реальность, чем второе.

Вместе с тем оно многим отличается от обыденного знания – своей полнотой, конкретностью и т. п. Что касается языка научного знания, то он также направлен на то, чтобы проблемы отражения объективной реальности в знании решались эффективно, чтобы оно было более точным и глубоким.

Явление языка в повседневной жизни представляет его статический продукт и как составную часть социальной и исторической реальности. Ведь в ситуации непосредственного общения мы имеем дело с общим рядом значений. Мы можем по-разному интерпретировать их, т. е. придавать одним и тем же значениям одни и те же смыслы. Эти смыслы должны быть в значительной степени схожи для того, чтобы коммуникация сама по себе могла осуществиться. При этом общим являются и лингвистические формы (знаки или компоненты знаков), элементами тематического поля которых являются звуковые формы.

Вывод

У каждой науки имеются свой особый язык, своя система понятий. Довольно значительны вариативность и в стилистике, и в степени строгости рассуждений. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить математические или физические научные тексты с текстами, относящимися к гуманитарным или общественным наукам. Эти познания определяются не только спецификой самих предметных областей, но и уровнем развития науки в целом. Надо иметь ввиду, что науки развиваются не изолированно друг от друга. В науке в целом происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств отдельных наук. Поэтому развитие конкретной области науки осуществляется не только за счёт выработанных в ней приёмов, методов и средств познания, но и за счёт постоянного заимствования научного арсенала из других наук.

Итак, важнейшим средством научного познания, несомненно, является язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерны определённость используемых понятий и терминов, стремление к чёткости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.

Язык философии генетически связан с обыденным языком и языком науки. Язык науки и язык философии представляет собой высший уровень развития человеческого языка, человеческой мысли. Но если обыденный язык (особенно на первых этапах становления человечества) – это до некоторой степени, язык констатирующий, язык частно-научных знаний – язык систем, язык движения мысли, то язык философии - язык диалектической логики, язык развития мысли.

Язык хранит в своих «недрах» определённое количество знания, как непосредственного, так и опосредованного.

Первый вид знаний – непосредственное знание характеризуется тем, что осознаётся людьми именно в качестве знания. Его собирают, хранят и используют. Его проверяют, критикуют и от него избавляются. Оно подразделяется на теоретическое и прикладное, рациональное и чувственное.

Второй – опосредованный – тип знания не осознаётся человеком именно как знание. Это знание «скрывается» за теми символами, которыми обусловлено мышление человека и его действия.

Проблема языка философии является одним из важнейших проблем в курсе философии, она даёт возможность осознать роль научных понятий, философских категорий в познании сущности мира, в развитии творческого мышления.