Вопрос №17 Наука и философия.
Наука всегда была тесно связана с философией. Выдающиеся учёные всех времён внесли огромный вклад в её развитие. Пифагор, Аристотель, Н. Коперник, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. В. Лейбниц, А. Смит, В. Гумбольт, Ч. Дарвин, Д.И. Менделеев, К. Маркс, Д. Гильберт, Л. Э. Я. Брауэр, А. Пуанкаре, К. Гедель, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. И. Вернадский, Н. Винер, И. Пригожин, А. Дж. Тойнби, Дж. М. Кейнс, П. Сорокин, Ф. де Соссюр, Л. С. Выготский, З. Фрейд, М. М. Бахтин не только имели выдающиеся достижения, определившие главные направления развития науки, но и существенным образом повлияли на стиль мышления своего времени, его мировоззрение.
Философское осмысление достижений науки начало приобретать особенно большое культурное значение с XVII в., когда наука стала превращаться во всё более значительное общественное явление. Но вплоть до второй половины XIX в. их обсуждение не было достаточно систематичным. Именно в то время философские и методологические проблемы науки превращаются в самостоятельную область исследований.
Засилье эмпиризма в естествознании в конце XVII и начале XIX в. привело к возникновению иллюзорных надежд на то, что функции теоретического обобщения в науке могут взять на себя философы.
Однако их реализация, особенно в грандиозных натурфилософских построениях Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, вызвала у учёных не только явно выраженный скепсис, но даже и неприязнь.
Вместе с тем наука постепенно стала преодолевать дефицит теоретических идей. Буквально во всех её областях, и прежде всего в математике и естествознании стали появляться плодотворные научные теории, значительно расширяющие горизонты науки, происходило существенное обогащение средств научного познания, его понятийного аппарата.
Неудивительно, что сами учёные, и особенно физики, стремясь понять происходящее в их науке, всё чаще обращаются к философии. Интерес к ней, угасший в результате крушения претензий натурфилософии, во второй половине XIX в. возрождается с новой силой. Внимание учёных вновь стали привлекать проблемы философии и методологии науки.
1 Позиция механистов
Подавляющее большинство учёных во второй половине XIX в., следуя традиции, сложившейся в истории науки, пытались истолковывать проблемы исходя из того, что наука способна отражать глубинные свойства бытия. Это понимание сущности науки, уходящее своими корнями в глубокую историю, было значительно поддержано и огромными успехами развития физики на базе механики. Именно здесь укрепилось представление учёных о том, что любые явления в действительности представляют собой процессы, осуществляющиеся в пространстве и времени, что они причинно обусловлены и подчиняются небольшому количеству законов, на основе которых можно дать их сколь угодно точное описание. Образцом научного постижения реальности служила при этом небесная механика. Этим стилем мышления вдохновлялись в то время не только физики, но и биологи, психологи, экономисты, историки.
Представители этого рода взглядов во второй половине XIX в. назывались механистами. К ним относили не только тех учёных, которые подобно Г. Гельмгольцу и Г. Герцу, стремились объяснить все явления природы на основе законов механики, но и таких, как, например, Дж. Максвелл, Л. Больцман, Х. Лоренц, Ч. Дарвин, которые отнюдь не разделяли этих крайних взглядов.
Французский учёный А. Рей в начале XX в. писал, что если бы новые идеи Х. Лоренца, Дж. Лармора и П. Ланжевена подтвердились и если бы выяснилось таким образом, что законы механики зависят от законов электродинамики, то это вовсе не означало бы отказа от «механизма». «Чисто механистическая традиция, - писал А. Рей, - продолжала бы сохраняться, механизм шёл бы по нормальному пути своего развития».
Самая главная черта механистической трактовки физики заключается, по мнению А. Рея, в том, что «взгляд на физику, на её метод, на её теории и их отношение к опыту остаётся абсолютно тождественным с взглядами механизма, с теорией физики начиная с эпохи Возрождения».
Таким образом, в конце XIX в. механистами называли не только тех, кто пытался свести все явления действительности к механическим процессам, но и всех тех, кто, продолжая традиции классиков механики, рассматривал науку как отражение существенных свойств объективного мира, кто видел задачу научного познания в том, чтобы объяснить любое явление на основании предположения о его существовании в пространстве и времени и как результат взаимодействия определённых причин. Однако при попытках философски осмыслить достижения науки с этих позиций учёные столкнулись с огромными трудностями. Мощный взрыв теоретических идей и быстрое расширение средств и методов научного познания не удавалось вместить в непротиворечивую картину мира и целостную последовательную теорию познания.
2 Взгляды позитивистов
В этих условиях и приобрёл популярность позитивизм, который стал претендовать на единственную верную философию и методологию науки. Его цели были определены достаточно ясно. Против реалистической традиции, истолковывающей научное знание как отражение свойств объективного мира, и выступили позитивисты во главе с Э. Махом. Стоит только правильно понять сущность науки, говорили они, и все метафизические проблемы, не дающие покоя виднейшим представителям естествознания в их постоянном стремлении постичь устройство мироздания, окажутся разрешёнными, поскольку будут обнаружены их надуманность и бессмысленность.
Основой всей научной деятельности, по мнению О. Конта, является опыт. Однако, считал он, никакое эмпирическое исследование не может начаться без определённых теоретических предпосылок, разработка которых сама нуждается в помощи опыта. Спасение, считал О. Конт, пришло от философии. Она временно взяла на себя функции научной теории и тем самым способствовала рождению науки. Различного рода метафизические системы, как бы фантастичны они ни были, оказали важную услугу человечеству.
Однако, как считал О. Конт, теологический взгляд на мир, высшим этапом развития которого явилась классическая философия, должен быть полностью замещён чисто научными позитивными теориями, построенными на непосредственном наблюдении и опыте. Науке, вставшей на свои собственные ноги, уже не нужны философские костыли. Она сама в силах решать любые разумно поставленные проблемы.
В самом деле, разве не порождены эти проблемы тем, что наука неизменно трактовалась учёными как описание некой объективной реальности, стоящей за наблюдаемыми явлениями? Это, по мнению Э. Маха, К. Пирсона, П. Дюгема и их последователей, одно из самых распространённых и вредных заблуждений прошлого. Учёный имеет дело с эмпирически данной ему действительностью, и только в её пределах он обладает суверенностью.
Хотя тесная связь науки с метафизикой проявляется со всей очевидностью в творениях выдающихся учёных прошлого, она противоречит подлинно научному познанию.
В теориях этих учёных всегда можно выделить чисто описательную часть, которая базируется на наблюдении и эксперименте, и ту, в которой ставиться задача истолковать эмпирические данные как следствие сущности, лежащей за явлениями. Между этими частями, считает Р. Дюгем, нет органической связи. С развитием науки первая часть неизменно совершенствуется, переходя из одной теории в другую и передавая новой теории в наследство всё ценное, что имелось в прежней, вторая же просто отбрасывается и заменяется новой, тем самым со всёй очевидностью обнаруживая свою паразитическую сущность.
Феноменологическое истолкование научной теории как описательной, как схемы, классифицирующей эмпирические данные, устраняет из неё объяснительную часть, а тем самым освобождает теорию от метафизики, предоставляя учёным решать все научные проблемы доступными ему средствами, специально разработанными в его области науки. Идеалом научной теории с этой точки зрения является термодинамика, в которой отсутствуют понятия, содержание которых выходит за пределы наблюдаемого за пределы опыта.
Не нужно только впадать в теоретико-познавательное заблуждение, приписывая им реальность, не следует «считать основанием действительного мира те интеллектуальные вспомогательные средства, которыми мы пользуемся для постановки мира на сцене нашего мышления». Но постепенно, по мере развития науки, естествознание, полагает Мах, найдёт возможность освободиться от такого способа упорядочения эмпирического знания. И все эти псевдообъекты и характеристики так называемой объективной реальности останутся лишь в пыли библиотек.
Однако теоретические построения в науке вовсе не произвольны. Научные теории в процессе развития науки дают нам всё более и более совершенные и естественные классификации наблюдаемых явлений. У нас имеется чувство соответствия теории действительности, которое, с точки зрения П. Дюгема, не может быть обосновано средствами самой науки, а является достоянием здравого смысла.
Итак, согласно позитивизму, подлинным знанием являются факты и эмпирические закономерности. Научные теории дают лишь систематизацию фактов и эмпирических закономерностей, которые имеют тенденцию становиться всё более совершенными. Наука не беспредпосылочна. Она прочно опирается на здравый смысл. Учёный, стремящийся достичь успеха в науке, не нуждается ни в какой философии. Информированность о результатах научных исследований, профессиональное владение специальными методами, хорошее чувство здравого смысла и немного везения – вот всё, что ему нужно.
Эти идеи, хотя они и не были поддержаны большинством учёных, несомненно, содействовали развитию представлений о науке. Вокруг работ позитивистов велись, бурные дискуссии, которые выявили существенные расхождения в трактовке проблем методологии науки.
В XX в. позитивизм О. Конта, Э. Маха, П. Дюгема был подвергнут острой критике за феноменалистическую трактовку науки, которая вопреки заявлениям её авторов, вовсе не была свободна от метафизических аргументов. Кроме того, развитие самой науки привело к очевидному поражению феноменализма.
3 Коперниканский поворот в философии
Однако позитивизм обрёл новую силу в контексте бурного развития науки в XX столетии и вновь привлёк внимание к проблемам философского осмысления науки. По мнению неопозитивистов, их предшественники в критике философии и выявлении природы науки, хотя и наметили правильное направление, сами не могли пойти по нему достаточно энергично и последовательно.
Положение радикально изменилось в результате невиданного прежде развития логики.
Одним из важнейших его стимулов было стремление найти прочный фундамент для интенсивно развивающейся математики. Исследования Буля, Шредера, Пеано, Фреге, Гильберта, Рассела, Уайтхеда и их последователей превратили прежнюю логику, которая незначительно отличалась от аристотелевской, в современную с сильно развитым формальным аппаратом, с необозримыми возможностями эффективных приложений.
Логический анализ языка, предпринятый Б. Расселом, а затем его учеником Л. Витгенштейном, открыл новые горизонты и в рассмотрении традиционных проблем философии и методологии науки.
На этой основе и произошло зарождение новой разновидности позитивизма – логического позитивизма, в рамках которого философия и методология науки стали предметом специального изучения.
Особую роль в генезисе логического позитивизма приверженцы этой доктрины отводят Витгенштейну. Ведь именно он наиболее чётко обосновал утверждение, что постановка проблем традиционной философии «основывается на неправильном понимании логики нашего языка», которое ознаменовало, по словам М. Шлика, поворот во всей философии.
Это положение оказывается прямым следствием определенных взглядов на природу различных языковых выражений. Согласно логическому позитивизму, все правильно построенные высказывания могут быть либо аналитическими, либо синтетическими.
- первые из них, представляя разнообразные тавтологии, ничего не говорящие о мире, относятся к утверждениям логики и математики.
- вторые, несущие определённое эмпирическое содержание, составляют предмет опытных наук.
И те и другие предложения могут быть либо истинными, либо ложными.
- Для первых из них этот вопрос решается чисто аналитически.
- Для вторых – посредством эмпирической проверки.
- Никаких других осмысленных предложений быть не может.
В таком случае оказывается, что для философии, которая претендует на особое знание о действительности, просто не остаётся места. Её высказывания о мире – это псевдовысказывания, она рассуждает о мнимых объектах и несуществующих свойствах, её выводы не могут иметь какого-либо значения, она бессодержательна и бессмысленна. Неопозитивисты очарованы своей блестящей находкой. Философия как метафизика даже не ложна, она бессмысленна.
Как видно, неопозитивисты считают, что философы прошлого не имели дела с познанием. Каждый из них был прав, поскольку пытался выразить своё ощущение жизни, и ошибался, когда навязывал его другим. Теоретическая форма философии была, по их мнению, непомерным балластом, который сдерживал духовные порывы философов, мешая им достичь совершенных форм самовыражения. Вплоть до нашего времени, единодушно считают неопозитивисты, в философии отсутствовало понимание действительности природы философствования, не были использованы должным образом необходимые средства этого особого рода духовной деятельности.
Таким образом, единственно допустимое решение метафизических проблем может, по мнению неопозитивистов, заключаться лишь в их элиминации. Поняв эту очевидную истину, люди перестанут тратить время на их обсуждение и сосредоточат свои усилия на разрешении реальных проблем познания и окружающего мира.
4 Философия как аналитическая деятельность
Итак, философия принципиально невозможна как особая наука. Любые стремления построить систему собственно философских утверждений о действительности или в процессе познания, в каких бы формах они ни реализовывались, обречены на провал.
Только теперь появилась действительная возможность создания подлинной научной философии. Мы являемся свидетелями настоящей революции в философии, которая, как это присуще любым радикальным преобразованиям, не только ломает прежние устои, но и утверждает новые.
Философия невозможна как наука, но отсюда ещё не следует, что она не возможна и не нужна. Мы узнаём в ней – и этим положительно отметили великий переворот современности – вместо системы знаний систему действий; она есть та самая деятельность, благодаря которой устанавливается или обнаруживается смысл высказываний. Важнейшей особенностью истолкования природы философии логическими позитивистами является подчёркивание ими её научности. Философия должна быть научной, но как это возможно, если она не может быть наукой? Научность философии определяется тем, что она в качестве объекта своей аналитической деятельности имеет утверждения науки, а кроме того, и сама эта деятельность осуществляется средствами вполне научными – методами современной математической логики.
Необходимость логического анализа науки стала, по мнению логических позитивистов, особенно ясной в настоящее время. Её вычленение было прямым результатом естественной дифференциации труда учёного, порождённой бурным развитием науки.
Так обосновывают свою новую философию виднейшие представители логического позитивизма. При этом логике отводится совершенно исключительная роль. Как говорил Рейхенбах, философские мучения можно успокоить только с помощью урока логики. Те же, кто питает к ней неприязнь, пусть не стремятся достигнуть успехов философии. Их удел другой. Пусть эти люди попробуют приложить свои способности в менее абстрактных применениях силы человеческого разума.
5 Противостояние позитивизму
Однако эти идеи позитивизма не находят признания у современных учёных. Выдающиеся представители науки XX в. столь же решительно, как и их предшественники, утверждают, что целью их теоретической деятельности является постижение закономерностей мироздания.
Позитивисты же прилагают немало сил, чтобы убедить своих оппонентов, что Коперник, Кеплер, Ньютон, Максвелл, Больцман, Дарвин, Менделеев и другие творцы науки якобы наивно верили в возможность познания объективной реальности просто потому, что правильного и аргументированного понимания сущности научного знания ещё не было.
Наука XX в с особенной ясностью обнаруживает свои прочные связи с философией, которые раньше едва осознавались.
Учёные прошлого привыкли говорить об эмпирических данных как об абсолютно достоверном фундаменте науки, который формируется в результате непосредственного восприятия действительности. Использование различных приборов и устройств рассматривалось как простое усиление органов чувств человека. Однако в современной науке, и особенно в физике, стало ясно, что эмпирическое познание всегда в принципе включает в себя и теоретические представления.
Само по себе показание прибора не может рассматриваться как научный факт. Оно становится им лишь тогда, когда соотносится с изучаемым объектом, что обязательно предполагает обращение к теориям, описывающим работу используемых приборов и различных экспериментальных приспособлений.
С другой стороны, стало ясно, что и теории весьма непросто связаны с объектами, которые они призваны описывать.
Научная теория – это такое гносеологическое образование, которое несёт на себе не только черты объекта познания, но и специфические характеристики знания и процесса познания. Поэтому она неизбежно содержит в себе как онтологический, так и гносеологический компонент.
Если цель научного познания заключается в том, чтобы проникнуть в сущность явлений и описать объективную реальность, а в этом убеждены подавляющее большинство учёных, то одной из важнейших задач, стоящих перед исследователем, является построение интерпретации научной теории, в которой она получила бы соответствующее онтологическое и гносеологическое истолкование. Только после этой работы научная теория превращается в знание, в то время как без такой интерпретации она представляет собой лишь технический аппарат, при помощи которого можно формально манипулировать с эмпирическими данными.
Однако выявление онтологического и гносеологического содержания теории не может осуществляться без определённых представлений об общих характеристиках бытия и процесса познания. Поэтому учёный не может достичь своей цели, игнорируя философию.
Это обстоятельство осознаётся выдающимися учёными нашего времени.
По мере развития науки, усложнения её задач всё больше выявляется необходимость в специальном исследовании её философских оснований.
- Вопрос №1 Предмет и основные проблемы истории науки.
- Вопрос №2 Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- Вопрос №3 Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- Вопрос №4 Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- Вопрос №5 Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- Вопрос №6 Основные проблемы философии науки
- Вопрос № 7 Основные этапы в развитии философии науки.
- Вопрос №8 Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- Вопрос №9 Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- Вопрос №10 Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- Вопрос №11 Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- Аспекты бытия науки
- Вопрос №12 Субъект, объект и предмет научного познания.
- Вопрос №13 Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 1.3. Критерии науки
- Вопрос №14 Особенности языка науки.
- Вопрос №15 Наука и вненаучные формы познания и знания.
- Вопрос №16 Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- Вопрос №17 Наука и философия.
- Наука и философия
- Вопрос №18 Наука и искусство.
- Наука и искусство
- Вопрос №19 Наука и религия.
- Вопрос №20 Наука и политика
- 1. Жизнь замечательных людей
- 2. Спасение науки - в ее политизации
- Вопрос №21 Наука и экономика
- Вопрос №22 Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- Вопрос №23 Социальные характеристики научной профессии.
- 1 Культурная составляющая научной профессии
- 2 Воспроизводство научной профессии как социальной системы
- 3. Вознаграждения, санкции и мотивационный контроль
- 4. Сообщество и общество
- Вопрос №24 Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- Вопрос №25 Наука и техника.
- Вопрос №26 Наука и образование.
- Наука и образование
- Вопрос №27 Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- Вопрос №28 Проблематика единства наук.
- Вопрос №29 Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- Вопрос о начале науки. Наука и преднаука
- Вопрос №30 Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос 22. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы н. Р-ти.
- Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности
- Вопрос №31 Основные характеристики классической науки. Особенности становления и основные принципы классической науки.
- Вопрос №32 Особенности неклассической науки
- Особенности становления и основные принципы неклассической науки.
- Вопрос №33 Своеобразие постнеклассической науки
- Особенности становления и основные принципы постнеклассической науки.
- Вопрос №34 Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- Вопрос №35 Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- Вопрос №36 Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- Вопрос №37 Эволюция и революция в развитии науки
- Вопрос №38 Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- Вопрос №39 Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- Вопрос №40 Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- Вопрос №41 Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания и его методы.
- Наблюдение и эксперимент (виды) в научном познании, роль приборов.
- Вопрос №42 Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- Вопрос №43 Роль моделей в научном познании, их классификация.
- Вопрос №44 Методология естественных наук.
- Вопрос №45 Методология логико-математических наук.
- Вопрос №46 Методология технических наук.
- Вопрос №49 Методология гуманитарных наук. Предмет и особенности гуманитарных наук
- 113. Каковы основные идеи х.-г Гада мера
- О соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук?
- 114. Каковы основные особенности современного социального познания?
- 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
- 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
- Литература:
- Вопрос №50 Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- Вопрос № 51 Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 1.Понятие научной картины мира.
- Вопрос №52 Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- Вопрос №53 Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- Вопрос №54 Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос №55 Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- Вопрос №57 Эстетика науки.