Вопрос № 7 Основные этапы в развитии философии науки.
Философское постижение науки представлено многообразием существенно различающихся подходов.
Философия науки как специализированная философская дисциплина сложилась относительно недавно. Становление её более или менее зрелых форм следует отнести ко 2-ой половине 19 – ого столетия. При этом имеется в виду, в первую очередь, соответствующие разработки позитивистов, неокантианцев и прагматистов. Именно с этих разработок, с исследований Э. Маха, Г. Гельмгольца, Ч.С. Пирса, начинается собственно история философии науки. В это время формируется специфическая проблематика философии науки. Вырабатывается собственный понятийный ряд этой философской дисциплины. В частности, в трудах философов, ставящих в центр своего внимания науку, значительное место занимает тогда обсуждение такой формы научного знания, как теория (её состава, строения, функций). Специально анализируются также другие формы научного знания: закон, факт, гипотеза. Всё более серьёзно и глубоко обсуждается проблема соотношения в науке эмпирического и теоретического уровней познания и знания. С тех пор исследования различных аспектов бытия науки философскими средствами становятся всё более разнообразными и интенсивными. Философия науки становится признанной и авторитетной областью философских исследований. В крупных университетах открываются кафедры философии науки, появляются специализированные журналы, выходят фундаментальные сочинения соответствующей тематики. Философия науки живо откликается на крупнейшие достижения и проблемы науки. Так, например, множество философских исследований было посвящено революционным достижениям естествознания конца 19-ого начала 20-ого столетий: открытие сложного строения атома, создание теории относительности, формулировка квантовой теории.
В своём развитии философия науки прошла ряд этапов. В частности, следует иметь в виду особую стадию в развитии науки, когда преимущественное внимание в ней уделялось анализу имеющегося («готового») научного знания, анализу языка науки, исследованию логики науки. В это время исследователи незначительное внимание уделяли социокультурному контексту развития. Научного знания. Этот этап в развитии философии науки наиболее весомо представлен исследованиями авторов неопозитивистского направления (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, ранний Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.). Неопозитивистский этап в развитии философии науки можно датировать двадцатыми-пятидесятыми годами двадцатого столетия. На смену неопозитивистскому этапу в развитии философии науки пришёл этап условно называемый постпозитивистским. Характерными чертами постпозитивистского подхода являются: а) подчёркивание роли социокультурных факторов в развитии науки, б) возрастание интереса исследователей к истории науки, в) стремление учитывать вклад в познание субъективного фактора. Этот этап представлен многими авторитетными исследователями. Среди них – К. Р. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, Дж. Агасси, М. Полани, В. Куайн и др. Проблематика философии науки активно разрабатывалась также многими отечественными авторами (И.С. Алексеевым, П.П. Гайденко, Л.М. Косарёвой, В.И. Купцовым, И.Я. Лойфманом, Л.А. Микешиной, А.М. Мостепаненко, А.Л. Никифоровым, Ю.В. Сачковым, В.С. Стёпиным, И. Т. Фроловым, Э.М, Чудиновым и др.).
Активно развивается философия науки и в наши дни.
Понятно, что зрелые формы философии науки не могли появиться на пустом месте. Им предшествовали исследования науки многих выдающихся философов прошлого. Дело в том, что интерес философии к науке существует, можно сказать, столько же, сколько существует наука. Эти исследования, содержащие первые фундаментальные блоки формирующейся философии науки, можно проследить, начиная с великих философских систем античности. Их следует отнести к предыстории философии науки.
Так, уже Аристотель (384-322 гг. до н.э.) анализирует ряд серьёзнейших проблем, относящихся к предметной области философии науки. В частности, в его сочинениях представлена классификация наук. Он совершенно отчётливо формулирует принципиальное различие между предметами физики (естествознания) и математики. Значительное внимание Аристотель уделяет проблеме обоснования различных наук. Стоит, видимо, отметить, что и сама философия («первая философия») понималась этим мыслителем как особая – высшая – наука.
У. Оккам (1280-1349) – мыслитель, в некотором смысле завершивший развитие средневековой философии, подчеркнул значимость для научного познания эмпирических исследований. Научно знать, полагает он, можно лишь то, что удостоверяемо опытом. Другой существенной составляющей научного познания, по убеждению Оккама, является логика, с помощью которой упорядочивается и уточняется научная терминология. Опыт и логика, указывал он, позволяет установить верные соотношения между изучаемой реальностью и содержанием научных утверждений.
Ёще более акцентированное внимание уделяют науке основоположники философии Нового времени: Ф. Бэкон (1561-1626), Р. Декарт (1596-1650). Особую настойчивость они проявляли в поиске истинно научного метода познания, т.е. такого метода познания, применение которого гарантированно приводило бы исследователя к достижению истины. Правда их мнения по этому поводу существенно различались: английский философ видел этот метод преимущественно в опыте и индукции, а французский - в дедукции и интуиции.
Г.В. Лейбниц (1646-1716) был убеждён в возможности и необходимости создания универсальной (всеобщей) науки. Путь к ней – это аналитика, посредством которой устанавливается перечень исходных понятий и аксиом, и комбинаторика, с помощью которой конструируются сложные научные понятия и суждения. Таким образом, по Лейбницу, можно будет логически строго получить всевозможное научное знание. По сути, Лейбниц надеялся свести науку к своего рода «исчислению предикатов».
Существенный вклад в осмысление науки внёс И. Кант (1724-1804), предложивший оригинальный вариант обоснования всеобщего и необходимого характера фундаментальных составляющих научного знания (законов науки в частности). Основание такого характера научного знания является, по Канту априорность некоторых форм познания, которыми обладает субъект познания.
Французский мыслитель, один из основоположников позитивизма, О. Конт (1798-1857), отвергавшего прежнюю философию именно за априоризм и спекулятивный (умозрительный) характер. О Конт стремился осуществить интеграцию научного знания на основе распространения законов физики на предметные области других наук, предложил широко известную классификацию наук.
Философия и наука появились в 6 в до н. э.
Философия науки сложилась как особая отрасль философского знания достаточно поздно. Большинство исследователей указывает, что она сформировалась во 2 – ой половине 19 в. (н. э.), между ними 6 в до н. э. – 2 – ая половина 19 в. – этап становления философии науки. Философские разработки посвящались анализу науки. Аристотель (384 – 322 г. д . н. э.) (4 – ый в. д. н. э.) создатель классической логики, создал политологию, этику. Даёт классификацию наук. Есть науки 1) теоретические или умозрительные (философия, математика).
2) практические науки (этика, политология)
3) поэтические науки (Ф. Бэкон (1561 – 1626), Р. Декарт(1596-1656))
Каков научный метод познания, который приведёт нас к истине. Вопрос о методах – методология. Ф. Бекон – метод научного познания (эксперимент и индукция) основоположник экзистенциализма. Р. Декарт (интуиция, дедукция) – рационализм. Период пред истории науки.
Философские школы, внесшие основной вклад в становление философии науки.
1)Позитивистская философия – очень мощное течение философии существующее 1,5 столетий имеет ряд периодов.
3 этапа развития позитивизма.
а) Классический (середина 19 в. О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Николь) предшествующая философия себя исчерпала наступает время специальных наук. Философии нужно стать научной, свести её к методологии науки к обобщению достижений науки.
б) Махизм (эмпириокритицизм Э. Мах, Р. Аквенариус.) датировать появление философии науки можно стыком между 1-ым и 2-ым этапом развития позитивизма.
2)неокантианство в последней трети 19 ого века. Философия Канта подходит для осмысления современной науки (Г. Коген, П. Натори)
Особое внимание методологии научного познания.
3) Прагматизм (инструментализм) Прагма – дело, действие. Течение США - последняя треть 19 – ого в. призыв к реформированию философии (Пирс, Джеймс, Дж. Дьюи)
4) Марксизм (К. Маркс и Ф. Энгельс) известная классификация наук, которую предложил Энгельс. Идея Маркса – о превращении науки в непосредственную производительную силу в экономический детерминизм. Философия науки как особая отрасль философского знания. Сформулировалась особая проблематика вопрос о методах, о формах познания, научная теория, гипотеза, факт, проблематика основания. Формируется категориальный ряд, складывается свой язык; выходят крупные обобщающие труды 1-ые специализированные кафедры университетов, собираются международные симпозиумы и конгрессы, появляется философская специальность – философия науки.
Развитие
Обычно выделяют 2 крупных этапа в развитии философии науки
а) неопозитивизм – 3 ий этап в развитии позитивистской философии, с ним связан большой этап развития науки 20 – 30 ые годы. Главный интерес философии науки к готовому научному знанию, к языку науки, осуществляется логический анализ языка науки. Решается вопрос о проведении границы отделяющей науку от не науки, формулируется принцип перификации. Основные имена (Венский кружок) – руководитель М. Шлик – инициатор и создатель. Р. Карман, Г. Рейтхенбах; Б. Рассел, Л. Витинштейн. С 50 – 60 ых годов 20 ого в. философия науки вступает в следующий этап развития. Постпозитивистский этап значительный интерес к истории науки, а также социокультурным факторам развития науки. Интерес проявляется к изучению субъекта познания, научного сообщества. К.Р. Поппер, Т. Кун; И. Локатос, П. Фейерабенд.
- Вопрос №1 Предмет и основные проблемы истории науки.
- Вопрос №2 Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- Вопрос №3 Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- Вопрос №4 Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- Вопрос №5 Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- Вопрос №6 Основные проблемы философии науки
- Вопрос № 7 Основные этапы в развитии философии науки.
- Вопрос №8 Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- Вопрос №9 Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- Вопрос №10 Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- Вопрос №11 Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- Аспекты бытия науки
- Вопрос №12 Субъект, объект и предмет научного познания.
- Вопрос №13 Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 1.3. Критерии науки
- Вопрос №14 Особенности языка науки.
- Вопрос №15 Наука и вненаучные формы познания и знания.
- Вопрос №16 Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- Вопрос №17 Наука и философия.
- Наука и философия
- Вопрос №18 Наука и искусство.
- Наука и искусство
- Вопрос №19 Наука и религия.
- Вопрос №20 Наука и политика
- 1. Жизнь замечательных людей
- 2. Спасение науки - в ее политизации
- Вопрос №21 Наука и экономика
- Вопрос №22 Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- Вопрос №23 Социальные характеристики научной профессии.
- 1 Культурная составляющая научной профессии
- 2 Воспроизводство научной профессии как социальной системы
- 3. Вознаграждения, санкции и мотивационный контроль
- 4. Сообщество и общество
- Вопрос №24 Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- Вопрос №25 Наука и техника.
- Вопрос №26 Наука и образование.
- Наука и образование
- Вопрос №27 Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- Вопрос №28 Проблематика единства наук.
- Вопрос №29 Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- Вопрос о начале науки. Наука и преднаука
- Вопрос №30 Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос 22. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы н. Р-ти.
- Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности
- Вопрос №31 Основные характеристики классической науки. Особенности становления и основные принципы классической науки.
- Вопрос №32 Особенности неклассической науки
- Особенности становления и основные принципы неклассической науки.
- Вопрос №33 Своеобразие постнеклассической науки
- Особенности становления и основные принципы постнеклассической науки.
- Вопрос №34 Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- Вопрос №35 Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- Вопрос №36 Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- Вопрос №37 Эволюция и революция в развитии науки
- Вопрос №38 Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- Вопрос №39 Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- Вопрос №40 Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- Вопрос №41 Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания и его методы.
- Наблюдение и эксперимент (виды) в научном познании, роль приборов.
- Вопрос №42 Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- Вопрос №43 Роль моделей в научном познании, их классификация.
- Вопрос №44 Методология естественных наук.
- Вопрос №45 Методология логико-математических наук.
- Вопрос №46 Методология технических наук.
- Вопрос №49 Методология гуманитарных наук. Предмет и особенности гуманитарных наук
- 113. Каковы основные идеи х.-г Гада мера
- О соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук?
- 114. Каковы основные особенности современного социального познания?
- 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
- 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
- Литература:
- Вопрос №50 Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- Вопрос № 51 Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 1.Понятие научной картины мира.
- Вопрос №52 Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- Вопрос №53 Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- Вопрос №54 Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос №55 Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- Вопрос №57 Эстетика науки.