Вопрос №10 Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
Наука является объектом изучения не только философии науки, но и ещё целого ряда нефилософских научных дисциплин. В частности: социологию науки, науковедение, психологию научного творчества. Со всеми этими науками философия науки находится в разнообразных отношениях.
Социология науки, используя специальные методики, анализирует науку как социальное явление, выявляет количественные и качественные характеристики науки и научного сообщества: источники и размеры финансирования науки, количество научных работников, их распределение по различным секторам науки, уровень их квалификации, возраст, количество публикаций и т.д. Она пытается установить тенденции развития различных секторов науки и научных направлений и т.д. Социология науки сформировалась относительно недавно. Как специализированная социологическая дисциплина она является детищем 20-ого столетия, поскольку именно в это время профессия научного работника стала массовой. Социология науки формулирует свои концептуальные обобщения различных уровней. Эти обобщения обязательно должны приниматься во внимание философией науки.
Тесно примыкает к социологии науки и науковедение, уделяющее преимущественное внимание количественному исследованию науки: уточнению вклада науки в общий экономический рост той или иной страны, анализу особенностей процесса внедрения научных достижений в обществах с различным экономическим и политическим устройством и т. д.
Определенные аспекты науки изучает также психология научного творчества. В частности, её интересует психологические особенности различных типов научных работников (основателей и руководителей научных школ, «генераторов новых научных идей», исполнителей, критиков, теоретиков, экспериментаторов и т.п.). Психология научного творчества уделяет много внимания рассмотрению характера взаимоотношений членов одного научного коллектива на различных стадиях его развития. Особый интерес у психологии научного творчества вызывает феномен научного открытия. Философия науки и психология научного творчества интенсивно взаимодействуют друг с другом. В частности, в зоне их совместных интересов находится рассмотрение интуиции как непременного компонента всякого научного творчества. В то же время философия науки и психология научного творчества достаточно отчётливо специализированы. Если названная отрасль психологии нацелена на то, что называется «контекстом открытия», на саму конкретику совершения того или иного научного открытия и исследует роль и место в этом процессе особенностей психических качеств (воля, воображение, целеустремлённость, смелость, нонконформизм…) первооткрывателя, то философия науки интересуется в большей степени «контекстом обоснования». Она нацелена на исследование способов логического и эмпирического обоснования и доказательства соответствующего открытия.
Науку изучают многие дисциплины. Наука – это объект исследования многих наук. Предмет исследования: Социология науки, история науки, экономика науки, психология научного творчества, логика наук, методология наук, науковедение, наукометрия, управление наукой (научный менеджмент).
Все дисциплины изучающие науку являются относительно новыми (социология науки сложилась в 1-ой трети 20 – ого столетия), их предметы ещё не достаточно определились.
История всякой науки – это история самоопределения этой науки.
Науковедение – это дисциплина понимается двояко, либо как интегративная дисциплина, объемлющая все другие дисциплины изучающие науку. Все остальные дисциплины – это её части. Либо науковедение рассматривается как одна из дисциплин изучающих науку, прежде всего интересующаяся количественными изменениями науки.
Социология науки и философия науки
Социология науки – это раздел социологической науки. Социология науки – это достижение науки социологическими методами. Философия науки уделяет внимание количественным характеристикам науки.
Социология науки интересуется массивом научных публикаций, в связи с результативностью научных исследований. Массив публикации может характеризоваться как количественный и качественный. Производится ранжирование. Выделяются ранги, типы, классы публикаций. Статьи, обзоры, монографии, учебники. Характеристика качества публикаций, введено понятие индекс цитирования. На многие публикации никто не ссылается, а на другие публикации очень много ссылок. Индекс цитирования характеризует уровень, значимость, качество публикации. Отслеживанием сносок занимаются специальные библиографические службы. Множество других индикаторов вводит и отслеживает социология науки. Её интересует соотношение между различными научными направлениями в социальном ключе. Социологию науки интересует возрастной и половой состав научного сообщества. Социологию науки интересует престиж научной профессии (по уровню заработной платы).
Соотношение философии науки и социологии науки. Эмпирия и теория. Социология – это преимущественно эмпирический уровень познания. Философия науки – теоретический уровень познания. В социологии науки есть свои теоретические построения. В свою очередь, социологи науки занимаясь построением концепций различного уровня должна опираться на разработки философов науки.
Психология научного творчества
Само название этой дисциплины говорит о её направленности. В центре внимания находиться психологический процесс, он изучается психологическими методами. Начиная с конца 19 в. психология стала актуально интересоваться во 1 – ых качествами, личностными особенностями научного исследования. Качества – которым должен обладать исследователь – нонконформизм. Воля – по мнению многих исследователей волевые качества более важны чем интеллектуальные. Изучение исследовательских коллективов, распределение ролей в исследовательском коллективе. В связи с этим типология исследования: генератор идей, критики, эрудиты, исполнители.
Психология научного творчества интересуется взаимоотношениями исследования. Научный коллектив имеет свой возраст. Особый интерес психология научного творчества, интуиция. Здесь одним из стыков психологии научного творчества выступает философия науки.
Вывод
Науку изучают многие дисциплины, все они находятся в актуальном взаимодействии. Философия науки в особом положении.
Науковедение – отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества
Науковедение – научная дисциплина изучающая:
-закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и социальных институтов;
-структуру и динамику научной деятельности
-взаимоотношение науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Отдельные аспекты развития науки изучались философией и частными науками особенно с середины XIX в. (Гельмгольц, Бернар, Гексли, Тимирязев, Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологические и другие факторы, влияющие на развитие науки, предпринял известный ботаник А. Декандоль. Проблемы формирования учёного изучал В. Освальд («Великие люди» 1909)
Потребность в изучении науки стала особенно ощутимой в 1-ой половине XX в. в связи с НТР и возрастанием роли науки. Само зарождение науковедческой ориентации многие исследователи связывают с дискуссией по общим проблемам развития науки возникновение с докладами Б.М. Гессена и других советских учёных на 2-ом международном конгрессе по истории науки в Лондоне (1931), которая вызвала интерес К. Маркс. концепции развития науки и советскому опыту создания государственной системы организации и планирования научной деятельности.
Наибольшее влияние на становление науковедения оказал Дж. Д. Бернал (кн «Социальная философия науки» 1939). С середины 40 – ых г. во многих странах развёртывается эмпирическое исследование научной деятельности (схем организации научных подразделений, проблем объединения учёных и инженеров в промышленных лабораториях и научно технических проектах, распределение научных усилий и финансирование науки).
Оформление науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60 – гг. когда возникает современные представление о предмете и задачах науковедения, складываются аналитические и нормативные направления исследования. Целью аналитического исследования является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной системы (внутренние закономерности развития науки, социальный институт, детерминанты её развития, их взаимодействие, типология связей науки с другими социальными институтами; генезис и структура систем научного знания; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции). Для ключевых науковедческих понятий («научная деятельность», «научное знание», «научное творчество», «институт науки» и др.) разработана система косвенных показателей с использованием методов различия наук.
Так, при изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с другими социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политической экономики и др. При этом исследуется структура научно-технической деятельности во всей сфере «Исследование-разработки-внедрение», функции научного знания в обществе, выясняются особенности научного потенциала и его связь с экономическим потенциалом государства в условиях НТР и т. п. Проблемы научного творчества изучаются с помощью психологических и социально-психологических методов (мотивационная структура личности учёного, возрастная динамика индивидуального и коллективного научного творчества, распределение и лидерство в научных коллективах, система межличностных отношений в процессе научной деятельности, психологические механизмы научного открытия и его оценка научной средой и т. д.). Исследование содержания и результатов научной деятельности объединяет усилия специалистов в области логики развития науки, логики научного исследования, истории науки и истории философии. При этом изучается логическое строение и содержательное обоснование научных теорий, условия и способы перехода от одних теоретических представлений к другим в процессе истории развития науки оформилась область статистического исследования структуры и динамики информационных массивов и потоков научной информации (наукометрия).
Организационные формы научной деятельности включают в себя 2 типа организации:
-процесс самоорганизации науки (научные школы)
- институциональное оформление науки (университет, академия, НИИ и др.).
Изучение этих проблем объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
В русле многих дисциплин сложились специальные отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), которые входят в систему науковедения В науковедении используются идеи и методы кибернетики, теория систем и т. д. Однако науковедение – это не комплекс отдельных дисциплин, а наука изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся ценности.
На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования. Это разработка теоретических основ научной политики и государственного регулирования науки (рекомендации по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев её оценки, определение наибольших перспективных научных направлений и т. д.). Здесь применяются методы научного проектирования и системного анализа. Всё большую важность приобретает поиск форм организации, в которых дисциплинарный принцип (основ научной преемственности) сочетался бы с проблемной и матричной организацией исследований (изучение различных организационных структур, оптимальной численности и состава научных институтов, бюджета, времени персонала, разделения труда и т. д.). В изучении этих проблем применяются метода теории организации, целевое программирование, исследование операций и сетевое планирование. Выделяется группа исследований, посвящённых проблемам создания материального, информационного, кадрового обеспечения, деятельности крупных исследовательских объединений научных центров и гигантских научно-технических проектов (освоение космоса и т. д.). Основное внимание уделяется изучению их функций в структуре НТР. Исследуются информационные потоки и способы коммуникации участников, применяются методы функционально-иерархического моделирования, проводятся комплексные социальные и социально-психологические исследования. Важную роль играет специальная подготовка и использование научных кадров (система отбора, специальной подготовки, сохраняется и повышается квалификация науки).
За рубежом науковедением занимаются следующие страны:
- США (Т. Кун, Д. Прайс, Р. Мертон, Б. Барбер и др.)
- Швеция (Х. Торнеб, Г. Радницкий)
- Великобритания.
Проблема развития науки в странах 3 –его мира изучается исследовательской группой под эгидой ЮНЕСКО и другими международными организациями.
Социология науки имеет 2 этапа своего становления:
предпарадигмальный (концептуальная несамостоятельность, отсутствие собственного категориального аппарата) от О. Кона (30-40гг. XIX в) до Р. Мертона (50 – 60 гг. XX в) здесь наука рассматривается как познавательная деятельность и социальный институт. Она считается элементом более общей структуры где действуют универсальные законы.
Парадигмальный. Здесь принятие качественного своеобразия науки как особого вида познавательной деятельности и специфической социальной структуры. По Мертону, научное знание абсолютно объективно по своему предметному и методологическому содержанию, т. е. асоциологично – научное познание должно рассматриваться онтологией и методологией науки, но не социологией науки. Это позиция логического позитивизма (30-50 гг. XX в). Одновременно наука – социальное образование, т. к. это и сообщество учёных, которое также является социальной структурой. Согласно Мертону именно наука как социальный институт является предметом социальной науки, т. е. не закономерности объектных, а внутренние закономерности субъектных отношений являются предметом социальной науки. Это коммуникационные отношения, взаимодействия науки с её социальным окружением (государством, его подсистемами обществом в целом). «Этос науки» по Мертону представляет собой теоретическую модель, ядро специфики науки как социальной системы. Это набор ценностей и норм, регулирующих деятельность научного общества. Главная функция науки выработка объективно истинного знания, т. е. созданная Мертоном социология науки описывает должное, а не сущее науки как социальной системы.
Расхождение социальной теории с опытом связь с неопределённость норм научного этоса, недоартикулированности в понимании самого процесса научного познания и его результатов. На этой позиции находятся современные постструктуралисты (Деррида, Фуко), деконструктивисты (Декед, Барт), и постмодернисты (Лиотар, Джеймисон). В противном случае необходимо признать несостоятельность подхода Мертона в плане принятия им 2 – ух основных идей:
- трансцендентный характер научного познания;
- «Объективность» научного знания, как необходимый регулятор поведения учёных.
Т. е. стремление к объективности знания, может быть рассмотрено как стремление к «общезначимому» достаточно верному знанию. Так возникла новая парадигма в социальной науке (70 – 80 гг. XX в) – когнитивная социология науки (Д. Блурт, М. Малкей, Дж. Гилберт и др.).
Когнитивная социология понимается в 2 –ух аспектах:
1) Как дополнение социологии науки
2) Как её оппозиция основанная на принципиальном истолковании науки (концепции, многопараметричности, холистичности и диффузности науки как социальной структуры)
Точка зрения когнитивной социологии науки, всякая деятельнасть учёных (в том числе когнитивная, т. е. деятельность объективная) является социальной. Поэтому:
1 От научного познания не детерминирует когнитивное изображение (личный выбор учёного)
2 в науке не существует единого и универсального метода познания и обоснования научного знания.
3 научное знание имеет конструктивный и творческий характер.
Такое понимание науки было раскрыто в 70 – 90 гг. Т. Куном, П. Фейерабендом, С. Туллином, М. Полани, В. Стёпиным, М. Розовым и др.). Процесс познания в данном случае предстаёт как нелинейный самоорганизующийся процесс, упрощённое изображение которого не способствует функционированию науки.
Социология науки отрасль социологии изучающая:
- закономерности развития и функционирования науки как социального института;
- механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания
- формирование научных сообществ
- Вопрос №1 Предмет и основные проблемы истории науки.
- Вопрос №2 Взаимоотношения истории науки и других исторических наук.
- Вопрос №3 Взаимоотношения истории науки и философии науки.
- Вопрос №4 Основные этапы развития истории науки. Современное состояние истории науки.
- Вопрос №5 Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место Философии науки в системе философии.
- Вопрос №6 Основные проблемы философии науки
- Вопрос № 7 Основные этапы в развитии философии науки.
- Вопрос №8 Современная западная философия науки (к. Поппер, и. Лакатос, т. Кун, п. Фейерабенд и др.).
- Вопрос №9 Современная отечественная философия науки (в.С. Стёпин, п.П. Гайденко, л.А. Микешина, в.В. Ильин, а. Л. Никифоров, с. А. Лебедев и др).
- Вопрос №10 Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.
- Вопрос №11 Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.
- Аспекты бытия науки
- Вопрос №12 Субъект, объект и предмет научного познания.
- Вопрос №13 Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.
- 1.3. Критерии науки
- Вопрос №14 Особенности языка науки.
- Вопрос №15 Наука и вненаучные формы познания и знания.
- Вопрос №16 Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.
- Вопрос №17 Наука и философия.
- Наука и философия
- Вопрос №18 Наука и искусство.
- Наука и искусство
- Вопрос №19 Наука и религия.
- Вопрос №20 Наука и политика
- 1. Жизнь замечательных людей
- 2. Спасение науки - в ее политизации
- Вопрос №21 Наука и экономика
- Вопрос №22 Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.
- Вопрос №23 Социальные характеристики научной профессии.
- 1 Культурная составляющая научной профессии
- 2 Воспроизводство научной профессии как социальной системы
- 3. Вознаграждения, санкции и мотивационный контроль
- 4. Сообщество и общество
- Вопрос №24 Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.
- Вопрос №25 Наука и техника.
- Вопрос №26 Наука и образование.
- Наука и образование
- Вопрос №27 Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук. Проблема классификации наук.
- Вопрос №28 Проблематика единства наук.
- Вопрос №29 Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.
- Вопрос о начале науки. Наука и преднаука
- Вопрос №30 Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности.
- Вопрос 22. Понятие рациональности, научной рациональности. Виды и типы н. Р-ти.
- Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности
- Вопрос №31 Основные характеристики классической науки. Особенности становления и основные принципы классической науки.
- Вопрос №32 Особенности неклассической науки
- Особенности становления и основные принципы неклассической науки.
- Вопрос №33 Своеобразие постнеклассической науки
- Особенности становления и основные принципы постнеклассической науки.
- Вопрос №34 Движущие силы развития науки. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.
- Вопрос №35 Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин.
- Вопрос №36 Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке.
- Вопрос №37 Эволюция и революция в развитии науки
- Вопрос №38 Современный этап в развитии науки: достижения, проблемы, тенденции и перспективы.
- Вопрос №39 Уровни научного знания. Соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания и знания.
- Вопрос №40 Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.
- Вопрос №41 Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.
- Эмпирический уровень научного познания и его методы.
- Наблюдение и эксперимент (виды) в научном познании, роль приборов.
- Вопрос №42 Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация.
- Вопрос №43 Роль моделей в научном познании, их классификация.
- Вопрос №44 Методология естественных наук.
- Вопрос №45 Методология логико-математических наук.
- Вопрос №46 Методология технических наук.
- Вопрос №49 Методология гуманитарных наук. Предмет и особенности гуманитарных наук
- 113. Каковы основные идеи х.-г Гада мера
- О соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук?
- 114. Каковы основные особенности современного социального познания?
- 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
- 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
- Литература:
- Вопрос №50 Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема.
- Вопрос № 51 Высшие формы систематизации научного знания: теория, концепция, научная картина мира.
- 1.Понятие научной картины мира.
- Вопрос №52 Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.
- Вопрос №53 Проблема научного прогнозирования будущего. Типы и методы прогнозирования.
- Вопрос №54 Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.
- Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм
- Вопрос №55 Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.
- Вопрос №57 Эстетика науки.