logo search
Калинаускас И

Содержание блоков я-концепции

Блок «Я как Я» - конструктивная основа Я-концепции. В содержательном плане - это ОБРАЗ СЕБЯ ДЛЯ СЕБЯ, т.е. то, как человек себя представляет, на основании этого представления человек делает вывод, что знает себя. Казалось бы, содержание этого блока есть продукт самого человека и никак не связано с его окружением. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем так. Ибо представление человека о самом себе есть субъективный результат синтеза информации, поступающей из его ближайшего окружения, особенно в начальный период социализации - детства и отрочества. Если какая-то информация повторяется многократно, да еще авторитетным для данного человека источником, она обязательно отпечатается в его представлении о себе. Это особенно важно помнить родителям: выплескивая систематически свои отрицательные эмоции на ребенка, мы можем, сами того не желая, внести серьезные искажения в его Я-концепцию. Часто повторяя ребенку, что он глупый или, например, неуклюжий, мы можем добиться того, что именно так он и будет себя воспринимать и в соответствии с этим - формировать свое поведение.

С другой стороны, блок «Я как Я» содержит глубинные психофизиологические программы самоидентификации. Благодаря этим программам, просыпаясь утром, человек убежден, что проснулся именно он - тот же, кто лег спать вечером; что в зеркале он видит именно свое отражение; что делает или говорит нечто именно он, а не кто-нибудь другой, и т.д., и т.п. Но, познакомившись с содержанием этого блока Я-концепции, можно попытаться освободиться от тех представлений о себе, которые попали в блок «Я как Я» случайно, и на момент осознавания не имеют под собой реальных оснований.

И никто не узнает меня лучше, чем я!

Блок «Я как Мы» - уровень связи с большим целым, т.е. через него Я-концепция связана с нашим социальным окружением. В содержательном плане - это ОБРАЗ ДРУГИХ ДЛЯ СЕБЯ. Что это значит?

Мы уже говорили, что человек «сделан» людьми, из людей, для жизни среди людей. Люди вокруг нас всегда объединены в определенные социальные группы - МЫ, - по самым разнообразным признакам. Семья, род, друзья, единомышленники, сослуживцы, нация, вероисповедание, гражданство, пол, раса, человечество - это МЫ различного масштаба и различной субъективной значимости. Человек всегда принадлежит одновременно ко многим МЫ, но значимыми для себя ощущает лишь некоторые из них.

Всякое МЫ характеризуется общностью интересов и взглядов на определенный аспект социальной жизни. В соответствии с этим формируется определенный стандарт поведения, определенная групповая таковость, свойственная данному МЫ. Чтобы быть признанным в МЫ, нужно «предъявить» соответствующую таковость как входной билет. В противном случае человек наталкивается на реакцию отторжения: как говорится, стая чует чужака по запаху.

В рамках социальной жизни освободиться от МЫ полностью невозможно. На этом основаны все основные механизмы жизни: социальное наследование, заказ, соревнование и т.д. Даже если субъективно человек ощущает свою психологическую независимость от МЫ, то его внешняя проявленность все равно должна вписываться в определенные стандарты и социальные конвенции. В результате человек оказывается в двойственной ситуации.

С одной стороны, он тяготеет к некоторым МЫ, отождествляет себя с ними, а их мнение о себе воспринимает как безусловно авторитетное. В соответствии с этим образ представителя данного МЫ становится для человека примером для подражания и более или менее осознанно он подгоняет свое поведение под установившийся в этих МЫ стандарт.

Я - Наш!

С другой стороны, в процессе жизни человек вынужден взаимодействовать и с теми МЫ, которые его мало интересуют. Возможно, он никогда не отождествлял себя с ними, а, возможно, в силу обстоятельств жизни они перестали служить ему примером. Но главное, что его поведение может вызывать в таких МЫ возмущение, восприниматься как намеренный эпатаж и оскорбление «основ». В соответствии с этим между человеком и МЫ возникает конфликт: МЫ оказывает давление на человека с целью приведения его поведения к желательному для МЫ стандарту.

Поэтому сознательно или чаще бессознательно человек стремится ограничить число МЫ, с которыми он вступает во взаимодействие, тем самым ставя границы своей социальной территории, выходить за которые опасается.

Я не Ваш!

Можно ли работать со своим блоком «Я как Мы»? Можно и, более того, весьма полезно для знакомства со своей системой социального ориентирования. Чтобы выяснить не включены ли в содержание «Я как МЫ» уже давно не являющиеся авторитетными люди, усвоенные в прошлом нормы и оценки, которые давно не соответствуют сегодняшней жизни человека, но продолжают влиять на мышление через механизмы подсознания. Кроме того, возможно преодоление автоматического, неосознанного отторжения авторитетов и оценок, которые необходимы человеку для реализации себя в его настоящем времени.

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!

Блок «Я как Другой» - видимая внешнему наблюдателю продукция Я-концепции. Его содержание есть ОБРАЗ СЕБЯ ДЛЯ ДРУГИХ, т.е. человек хотел бы, чтобы окружающие видели его именно таким, а не другим. Это «таковость напоказ». Как она формируется?

Из значимых «Я как Мы» человек получает подкрепленный социальными стимулами заказ, каким стандартам надо соответствовать: как мыслить, как себя вести, с кем общаться, чем заниматься, во что одеваться, какую создавать семью и т.д. Иными словами, как мы уже говорили, он формирует ОБРАЗ ДРУГИХ ДЛЯ СЕБЯ как пример для подражания, как «таковость под заказ». Но не все в этом образе ДРУГИХ может быть полностью повторено, ибо этот образ носит обобщенный характер. Поэтому в данный пример для подражания человек, осознанно или бессознательно, вносит корректировки, с учетом своего представления о себе и своих возможностях, т.е. с учетом реального содержания блока «Я как Я».

В результате и формируется ОБРАЗ СЕБЯ ДЛЯ ДРУГИХ, который суть ОБРАЗ ДРУГИХ ДЛЯ СЕБЯ, откорректированный в соответствии с ОБРАЗОМ СЕБЯ ДЛЯ СЕБЯ, подаваемый другим как истинное описание себя.

Рассматриваемый блок Я-концепции представляет огромный интерес для человека, занятого освоением своей системы социального ориентирования. Его изучение дает представление о том, насколько привычный внешний образ-маска реально учитывает собственные возможности, с одной стороны, и соответствует решаемым социальным задачам - с другой. Соответственно, в ОБРАЗ СЕБЯ ДЛЯ ДРУГИХ можно внести осознанные поправки, существенно повысив тем самым эффективность своего социального взаимодействия.

Маска, а я тебя знаю!

Блок «Я как Самоотношение» - точка координатора Я-концепции, связывающая три рассмотренных выше блока в единое целое. Более того, от содержания этого блока прямо зависит качественная определенность всего целого. Каково же это содержание?

Мы уже говорили о том, что Я-концепция есть образ, через посредство которого человек вступает в социальные отношения. Отношения же могут складываться успешно или не успешно. В случае успешности отношения ведут к удовлетворению какой-либо, актуальной в данный момент, потребности, в случае неуспешности - препятствуют ее удовлетворению. Соответственно, в первом случае человек испытывает чувство удовольствия, а во втором - недовольства. Отразившись в сознании, чувство удовольствия или недовольства от оценок «меня другими» формирует положительную или отрицательную самооценку своего поведения. Иными словами, это оценка успешности образа, предъявленного для отношений того или иного рода.

Но человек отождествляет себя со своим образом. И потому его отношение к самому себе оказывается в прямой зависимости от оценки, полученной его образом. Так, реальным содержанием точки координатора Я-концепции становится САМООЦЕНКА в большей или меньшей степени, зависящая также от оценок «меня другими». В пределе человек неосознанно стремится к тому, чтобы все акты социального взаимодействия вели к повышению или, как минимум, подтверждению его самооценки. На практике это, конечно, недостижимо, но по самому устройству психики делать что-либо длительное время, думая о себе плохо, человек не может. Время между получением оценок колеблется в довольно широких пределах и зависит от индивидуальных психических характеристик. В этом контексте сам факт положительной оценки или самооценки абсолютно необходим как косвенное подтверждение факта существования человека и его востребованности. В известном смысле даже отрицательная оценка лучше, чем ее полное отсутствие. На этом принципе основано большинство механизмов социального управления: положительная самооценка ведет к закреплению имеющейся таковости, а отрицательная - к изменению таковости.

Я знаю, что я хороший, но на всякий случай,

для полной уверенности, скажите об этом и вы.

Доброе слово и кошке приятно!

Итак, мы рассмотрели в общем виде содержание всех блоков Я-концепции. Каждый из блоков содержит множество разнообразных Я функционального характера. Каждый человек является одновременно ребенком и родителем, начальником и подчиненным, продавцом и покупателем и т.д., и т.п.

Следует отметить, что оказывая непосредственное влияние на образ жизни, внешний вид и поведение человека, Я-концепция в своей реализации опирается на систему дихотомических критериев оценки, которая у взрослого человека имеет следующий вид (рис. 2).

Рис. 2. Дихотомическая система оценочных критериев сознания

Примечание: Мысленно представьте себе, что ось проблем-решений проходит перпендикулярно плоскости рисунка.

Эта конструкция в психологии носит название «штурвал Калинаускаса». Мысленно совместим данный «штурвал» со структурой Я-концепции, продлив ее уровни в «отрицательную» сторону. В результате мы получим развернутое представление о явных и скрытых элементах Я-концепции (рис. 3).

Рис. 3. Механизм оценки сознанием процессов в области Я-концепции

Из рисунка отчетливо видно, что выход за рамки таковости связан с оценками «не надо», «боюсь» и «плохо». Основная же проблематика связана при этом с самооценкой, с необходимостью ее повышения или, как минимум, подтверждения. В этой связи человек оказывается сосредоточенным на самоконтроле, ориентированном, соответственно, на поддержание самооценки. Таким образом, САМОКОНТРОЛЬ является внутренним содержанием аспекта координации Я-концепции.

Контроль и проверка - залог стабильной самооценки!

Будьте бдительны, товарищи!

Я - Личность

Человек по необходимости вступает в социальные отношения, но делает это опосредованно - через свою таковость, т.е. через свою социальную маску, которая чаще всего скрывает истинное содержание внутреннего мира человека. Если научиться отделять для себя самого «маску» как форму игры, а не «свое лицо», можно более осознанно подойти к процессу социальной игры и, меняя таковость, можно управлять системой своих социальных взаимодействий, легко переходя (в соответствии с наличной ситуацией) от одной социальной роли к другой. При этом базовым инструментом для выстраивания социальных взаимодействий и связей является для человека его сознание, точнее, инструментальная составляющая сознания (та часть, которой человек может управлять).

Совокупность социальных отношений, осуществляемых на базе сознания, и будем называть в дальнейшем личностью человека.