logo
Калинаускас И

Круг замкнулся

Мы рассмотрели все основные блоки системы социального

ориентирования и теперь можем приступить к ее, условно говоря, сборке.

Итак, совокупность социальных отношений человека формирует личность. Ядром личности выступает Я-концепция как базовый образ человека, как его «таковость». Уровнем связи личности является установочное поведение. Его можно себе представить как некоторый набор стандартных моделей поведения, не разрушающих

таковость и способствующих, если не повышению, то хотя бы сохранению самооценки. Это важно, поскольку самооценка есть содержание точки координатора всей Я-концепции.

С другой стороны, человек начинает действовать только тогда, когда у него актуализировалась какая-то потребность. Более того, эта потребность должна быть так или иначе идентифицирована. В противном случае человек ощущает смутное беспокойство, но к действиям не приступает.

Не знаю чего хочется - то ли севрюжины с хреном, то ли революции!

Поэтому поведение человека даже в стандартных социальных ситуациях требует оформленного мотива - «я хочу это», что обеспечивает целенаправленное поведение. Психика приводится в готовность действовать в соответствии с образовавшейся, неосознанной психологической установкой. Память активно перебирает поступки, имевшие отношение к аналогичным установкам с учетом привычного букета социальных ролей. Рассудок осуществляет выбор подходящего поступка, не забывая о стандартных требованиях социально-психологического мира. Анализировать мотивы поведения некому, в связи с чем реальным «базовым» мотивом остается повышение самооценки. Положительная самооценка остается единственной «осязаемой» и всегда актуальной ценностью. Для поведения используется одна из стандартных моделей. Круг замкнулся! Поскольку реальная потребность неопознана, постольку косвенным отражением эффективности поведения по-прежнему остается самооценка. Ее повышение вызывает чувство удовлетворения, понижение -ярость или обиду. Говорят: «Повезло» или «Не повезло»... И все повторяется вновь и вновь - в автоматическом режиме.

К бою тов-сь! Шашки наголо!

Можно ли разорвать этот «порочный» круг автоматизмов и нужно ли, вообще, это делать!?

Действительно, как мы уже убедились, в процессе взросления, воспитания и обучения в психике и сознании человека формируются устойчивые функциональные структуры. Человек автоматически отслеживает образ себя, автоматически ориентируется в направлении актуальных потребностей, автоматически действует и автоматически получает обратную связь о результативности своих действий по процессам в области самооценки. Таким образом, если сознательно (или бессознательно) отождествить человека с его личностью, то окажется, что психологические и интеллектуальные механизмы полностью обеспечивают автоматическое функционирование данной социальной единицы на базе данного природой биологического носителя.

С такой точки зрения становится понятным, почему часто слово «человек» подменяется словами «человеческий фактор» или «винтик социального механизма». Эта подмена, как мы видим, имеет весьма веские социально-психологические основания. Если человека устраивает такая позиция, то делать ничего не надо. Все произойдет автоматически, в формах, присущих данному социуму с учетом природной предрасположенности. Но если не ограничивать свою жизнь ролью «социального винтика», а попробовать занять в жизни более активную, осознанную и творческую позицию, то мы приходим к необходимости сделать свои автоматизмы управляемыми. Причем «пульт управления» нужно взять в собственные руки, не доверяя его случайным воздействиям извне.

Беру управление на себя!

Как это сделать? Прежде всего нужно осознать, что управлять своим поведением очень сложная задача, требующая больших усилий души, разума и долгого времени. Для реализации такого намерения необходимо сформировать у себя достаточно сильную и устойчивую мотивацию. Мотивация наших действий по взятию управления поведением в свои руки должна быть достаточно убедительна прежде всего для самого человека и рассчитана на длительную перспективу. Психика человека - конструкция сложная и тонкая. И мгновенное переключение сложившихся автоматизмов на «ручной» режим управления невозможно.

Ка-а-а-та-строф-ф-фа!

Все дальнейшие действия связаны с использованием познавательных возможностей для самоизучения: чтобы управлять любым механизмом, нужно изучить инструкцию по эксплуатации. Особо пытливые умы могут пожелать изучить и само устройство. Это возможно, конечно, но требует очень продолжительного времени. Поэтому стоит взвесить, насколько вы этого хотите.

Как мы уже предлагали выше, нужно последовательно изучить все компоненты системы социального ориентирования: Я-концепцию, социально-психологический мир, букет социальных ролей, структуру ценностей и т.д. Но начинать следует с того «золотого ключика», который размыкает цепь механических зависимостей.

Еще пара тысяч ведер, и золотой ключик наш!

Что же это за «ключик»? Уровни связи инструментального сознания и установочного поведения так или иначе связаны с системой сбора, обработки и оценки информации. Как эта система представлена в человеке?

Для инструментального сознания информационную основу составляют сигналы, поступающие от основных психологических функций: ощущения, интуиции, чувства и мышления. Совокупность этих функций образует психический тип человека, а их работа формирует психологическую установку личности. Проблематика психотипов подробным образом рассмотрена в трудах К. Г. Юнга. Но если вы вдруг не читали Юнга и не чувствуете в себе подобного желания, то с кратким изложением результатов его исследований в этой области вы сможете ознакомиться ниже.

Система обработки информации для формирования установочного поведения достаточно специфична. Ее цель - оценить возможность осуществления выбранной модели поведения через реальные поступки. Эта работа выполняется четырьмя структурами головного мозга, деятельность которых определенным образом синхронизирована и ориентирована на отбор ситуаций, способствующих удовлетворению доминирующих и субдоминантных потребностей. Совокупность функционирования этих мозговых структур относится к оперативной части мышления человека и составляет тип его информационного метаболизма.

Психологический тип человека и тип его информационного метаболизма суть основные автоматы психики и сознания, знание которых открывает доступ к «панели управления» системой социального ориентирования.

Я за пультиком сижу,

Я на кнопочки гляжу.

И в глазах моих рябит,

И то, на чем сижу, болит.