Экстраверсия и интроверсия
К. Юнг, на основании своих практических наблюдений и теоретических обобщений, приходит к выводу, что психические явления обладают своим собственным бытием, которое хотя и связано с физиологией человека, но не может быть сведено к нему или полностью опосредовано им. Этот постулат в конечном счете и дал возможность создания типологии психического, освобожденного от многочисленных, несущественных в данном контексте физиологических признаков.
Далее Юнг выделяет две основополагающие, противоположные по сути, установки человеческой психики в зависимости от отношения к объекту. Он назвал их экстравертирующей и интровертирующей установками. В соответствии с этим и психотипы К. Юнг называет экстравертными и интровертными.
Для интровертного типа характерно отсутствие интереса к объекту как таковому. Он абстрагируется от него. В тех случаях, когда не обратить внимание на объект невозможно, внимание это остается поверхностным и кратковременным. Внимание интровертного типа привычно обращено к его собственным психическим процессам, к субъективным переживаниям. Тот факт, что эти субъективные переживания могут быть инициированы именно внешним воздействием, исходящим от объекта, ничего принципиально не изменяет. В любом случае его больше заботят переживания по поводу объекта, чем сам объект.
Экстравертный тип проявляет себя прямо противоположным способом. Он мало интересуется собственными субъективными переживаниями, будучи всегда поглощен наблюдением объектов. И чем больше объектов вокруг - тем лучше, поскольку один объект никогда не имеет для него достаточной ценности. Для экстравертного типа важнее установить не столько факт наличия разрозненных объектов, сколько проследить их взаимосвязи и зависимости. Более того, объекты внешнего мира и их взаимодействия служат базовым ориентиром для внутренних, психических процессов человека с экстравертным типом общей установки.
К. Юнг доказал, что деление людей на экстравертный и интровертный типы носит универсальный характер. Оно никак не связано с каким-либо сознательным выбором и потому не зависит ни от сословных и общеобразовательных, ни от национальных и половых различий.
Указанные различия носят глубинный характер и с психологической точки зрения являются способом выстраивания отношений приспособления, всегда возникающими между объектом и субъектом. Иными словами, типическая установка по отношению к объекту суть отражение процесса приспособления, адаптации.
Природа предлагает, как известно, два способа адаптации и, соответственно, два пути воспроизводства живых организмов. Один состоит в повышенной плодовитости при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельной особи; другой - в вооружении отдельной особи разнообразными средствами самосохранения при низкой плодовитости. Аналогично особенность экстраверта состоит в способности «постоянно растрачиваться и внедряться во все», а особенность интроверта - в способности обороняться от внешних воздействий и воздерживаться от всяких затрат энергии, направленных на объект, при этом создавая себе иллюзию более привилегированного положения. Ни один из путей не лучше другого. Как в природе, так и в человеческом обществе оба пути ведут к успеху, но, разумеется, каждый по-своему.
Причем указанные типические установки являются врожденными, а не приобретенными впоследствии. На это, в частности, указывает тот факт, что у одной и той же матери, в условиях, когда ни место ее жительства, ни ее социальное положение не меняются, два ребенка могут иметь противоположные установки: один рождается экстравертом, а другой - интровертом.
Было бы, однако, ошибкой считать, что человек с экстравертным типом всегда и во всех ситуациях выступает как экстраверт; и наоборот, человек с интровертным типом - всегда остается верным интроверсии. Поскольку психика человека целостна, постольку оба эти механизма, безусловно, присутствуют. Вместе с тем одна из установок является преобладающей, привычно господствующей по отношению к другой, т.е. становится типической. В зависимости же от конкретной ситуации экстравертный тип может порой интровертироваться, а интровертный тип - экстравертироваться.
- Игры, в которые играет «мы» Основы психологии поведения: теория и типология
- Содержание
- Часть 1 основы психологии поведения 34
- Часть 2 79
- Часть 3 110
- От редакции
- Фон для фигуры структура системы социального ориентирования
- Человек родился...
- Кто ты такой?..
- Содержание блоков я-концепции
- Игровое взаимодействие с личностью
- Принципиальное устройство личности
- Общественные отношения - отношения межличностные
- Ты так думаешь...
- Потребности и их обслуживание
- Ценности и потребности
- Круг замкнулся
- Часть 1 основы психологии поведения к.Г. Юнг: Психологические типы
- Экстраверсия и интроверсия
- Основные психологические функции
- О роли мозговых структур в инициировании поведения человека (из концепции п. В. Симонова)
- Пояснение нейрофизиологических процессов
- Функции мозговых структур
- Сопоставление результатов исследований к. Юнга и п. В. Симонова
- Основы типологии информационного метаболизма Определение типа информационного метаболизма и его структурных элементов
- Структурная организация типа им
- Аспекты структуры типа им (функции)
- Распределение элементов типа им, определяющих содержание конкретных аспектов (функций)
- Соответствие функций элементам типа им по теории к. Юнга
- Комбинации элементов
- Система графического изображения типа им. Рациональные и образные названия типов им
- Описание элементов и функций (аспектов) информационного метаболизма и проявление структуры типа им в установочном поведении
- Элементы, функции (аспекты) - темперамент
- Особенности содержания 1-й функции (аспект организации)
- Этика на 1-й функции
- Сенсорика на 1-й функции
- Логика на 1-й функции
- Интуиция на 1-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 2-й функции (аспект функционирования)
- Этика на 2-й функции
- Сенсорика на 2-й функции
- Логика на 2-й функции
- Интуиция на 2-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 3-й функции (аспект координации)
- Этика на 3-й функции
- Сенсорика на 3-й функции
- Логика на 3-й функции
- Интуиция на 3-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 4-й функции (аспект связи)
- Этика на 4-й функции
- Сенсорика на 4-й функции
- Логика на 4-й функции
- Интуиция на 4-й функции
- Краткий комментарий
- Часть 2 структура интертипных отношений Образы я, образы Другого
- И что делать?
- Для чего же социальные рефлексы?
- Внутриквадральные интертипные отношения
- Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения
- Структура зеркальных отношений
- Структура отношений активации
- Краткий комментарий
- Отношения между противоположными квадрами
- Структура отношений полной противоположности
- Другие виды отношений между представителями противоположных квадр
- Структура отношений супер-эго (на примере «Дон Кихот» - «Наполеон»)
- Структура отношений «квазитождество»
- Краткий комментарий
- Отношения с квадрой «старших родственников»
- Структура отношений социального заказа (на примере «Дон Кихот» - «Штирлиц»)
- Структура отношений социального контроля
- Структура родственных отношений
- Структура отношений неполного дополнения, или полудуальные отношения
- Интертипные отношения с квадрой «младших родственников»
- Структура «деловых» отношений
- Структура миражных отношений
- Если «приемника» и «заказчика» поменять местами
- Отношения по принципу контроля
- Краткий комментарий
- «Группы поддержки»
- Краткий комментарий
- Часть 3 структурное описание типов им От теории к практике
- Описание типов им по парам «противоположных» «Дон Кихот» - «Бальзак» - интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»
- - Интуитивно-логический интротим «Бальзак» (рис 28)
- «Наполеон» - «Дюма» - сенсорно-этический экстратим «Наполеон» (рис 29)
- - Сенсорно-этический интротим «Дюма» (рис. 30)
- «Джек Лондон» - «Робеспьер» - логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон» (рис. 31)
- - Логико-интуитивный интротим «Робеспьер» (рис 32)
- «Гюго» - «Драйзер» - этико-сенсорный экстратим «Гюго» (рис 33)
- - Этико-сенсорный интротим «Драйзер» (рис. 34)
- «Гамлет» - «Достоевский» - этико-интуитивный экстратим «Гамлет» (рис 35)
- - Этико-интуитивный интротим «Достоевский» (рис 36)
- «Штирлиц» - «Горький» - логико-сенсорный экстратим «Штирлиц» (рис 37)
- - Логико-сенсорный интротим «Горький» (рис 38)
- «Жуков» .- «Габен» - сенсорно-логический экстратим «Жуков» (рис 39)
- - Сенсорно-логический интротим «Габен» (рис. 40)
- «Гексли» - «Есенин» - интуитивно-этический экстратим «Гексли» (рис 41)
- - Интуитивно-этический интротим «Есенин» (рис. 42)
- Заключение