«Наполеон» - «Дюма» - сенсорно-этический экстратим «Наполеон» (рис 29)
Рис. 29. Структура типа «Наполеон» по методу качественных структур
Внутренне «Наполеон» настроен воспринимать мир в формах иррациональных, статистически слабо предсказуемых. Сфера требований «Наполеона» может быть чрезвычайно разнообразной, нестандартной, даже экзотической.
Во внешней поведенческой проявленности «Наполеон» экстравагантностью не отличается, а его поведенческая продукция рациональна и часто весьма предсказуема.
В части внутренней установки он воспринимает себя как объект, т.е. сам для себя психологически прост и понятен, а поэтому о себе и своих делах говорит легко и уверенно. Мир «Наполеон» рассматривает как субъект - он для него сложен и заслуживает пристального изучения.
Элементы, отвечающие за отбор высоковероятных событий, связанных с удовлетворением доминирующих потребностей, расположены в наиболее осознаваемой и развитой области данного типа ИМ, что обусловливает поведенческую активность «Наполеона», характеризуемую в целом как «борьба» при склонности к холерическому темпераменту.
При этом «Наполеон» может длительное время не заботиться об активной защите своей 3-й функции, что приводит к относительной независимости от мнения окружающих, от посторонней оценки его знаний.
1-я функция - объектная сенсорика
Требует от мира гарантированную силу, богатство, славу. Утверждает свою исключительность, непохожесть, конкурентоспособность. Право на те или иные поступки дает себе сам. Решения принимает с абсолютной уверенностью, силу применяет не задумываясь. Хорошо показывает, объясняет все ссылками на объективные факты. Главное требование к миру и людям - сила.
☺ Сейчас как дам ... больно!
Отрицание его требований и утверждений приводит к открыто агрессивной реакции, хотя некоторая коррекция поведения возможна в связи с тем, что содержание 1-й функции связано с удовлетворением доминирующей потребностей. Однако такая коррекция почти всегда запаздывает по отношению к началу решительных действий.
☺ Шайбу - в зону! Там видно будет...
Выслушать чужое мнение становится возможным только тогда, когда предпринятые действие не привели к успеху. Хотя весьма вероятна ситуация, что носителю иного мнения будет предъявлено обвинение в том, что он не остановил необдуманные действия раньше.
☺ Где ж ты раньше был, умник?!
2-я функция - субъектная этика
Продукция этого типа - это прежде всего оценки.
☺ Чем мех дороже, тем он лучше.
Чем мех лучше, тем он дороже.
«Наполеон» знает цену всему: художественным произведениям, отношениям, вещам, ситуациям, людям и, в частности, представителям противоположного пола. В своих оценках он, как правило, категоричен и уверен, даже если это снижает уровень спроса, вот почему он ищет такую позицию на социальном рынке, в которой спрос гарантирован и предсказуем.
☺ Цены сам платил немалые –
Не торгуйся, не скупись!
Подставляй-ка губки алые,
Ближе к молодцу садись!
Часто продукция «Наполеонов» выглядит как морализаторство или нравоучения. Причем объяснения, почему что-либо «хорошо», могут быть сколь угодно противоречивы. В своих отношениях и оценках «Наполеон» активен и напорист, обосновывая это желанием окружающих. Для организации спроса на свою «продукцию» он вынужден маскировать собственные требования к миру. Ему не легко найти «свое место в жизни». Кому понравится все время находиться под пристальным оценивающим взглядом? Даже если эти требования справедливы, а оценки точны и соответствуют господствующему идеалу.
Главное - найти социальную нишу, где его оценки будут объективизированы самой ситуацией, самой системой, законом и властью.
☺ Пункт 1: Босс всегда прав.
Пункт 2: Если босс не прав - смотри пункт 1.
3-я функция - объектная логика
«Знаю, как на самом деле все устроено» - так предъявляет себя внешнему миру «Наполеон». Ради этого он готов пропускать через себя огромные массивы фактической информации, дабы иметь возможность подкрепить свое высказывание ссылками на авторитетный источник. Тщательно готовится к любому испытанию информированности, стремясь получить только отличную оценку. Наиболее ярко проявляется как хранитель культурных, научных, ритуальных традиций. Напряженно реагирует на внезапные изменения информационного пространства. «Высший бал» - главный источник положительной самооценки. Главная внутренняя проблема «Наполеона» -сложность иерархической дифференцированности авторитетных источников информации.
Внутреннее напряжение связано с постоянной угрозой информационного хаоса. «Наполеон» склонен создавать философские концепции, воспевающие достоинства стабильного, эволюционно развивающегося мира, преемственность традиций, сохранение уважения к авторитетам прошлого. Поскольку содержание 3-й функции не связано с доминантными потребностями, легко перемещается в социальном пространстве в поисках позиции: «Знаю лучше всех, как надо действовать».
☺ «Кто я? Царь или дитя - говорю вам не шутя?
Нынче ж еду!!!» - Ножкой топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул...
4-я функция - субъектная интуиция
Такой элемент прежде всего обеспечивает восприятие окружающей обстановки с точки зрения возможности или невозможности не-противоречивого сочетания внутренних принципов и идей с содержанием внешней ситуации. Возникает неподдающееся внятному рациональному объяснению разделение внешних ситуаций на: мой мир - не мой мир. Мой мир - это мир, в котором мои идеи и принципы признаются безоговорочно, без всяких объяснений. Если обстановка не раздражает, не провоцирует внутренних противоречий, «не рвет душу на части», - это мой мир. В противном случае - это ваги мир, и мне в нем нечего делать. Врываясь в чужую ситуацию, «Наполеон» ведет себя, образно говоря, как слон в посудной лавке, будучи полностью уверен в правоте и справедливости своего поведения. Это ведь «его мир», и в нем все «свои», а «свои» - это те, кто «мои» единомышленники, кто принимает меня «со всеми моими потрохами».
☺ Есть упоение в бою!
Коль армию веду свою!
В случае объективной невозможности покинуть «чужой мир» раздается брюзгливое ворчание: «Ох, как вы заблуждаетесь! И это ваша справедливость?» - и т.п. Параллельно идет внутренний процесс бессознательной смены принципов и идеалов, который должен привести к принятию данной ситуации и своего места в ней. Естественно, это должен быть незамеченный никем процесс, в противном случае - «нет в вашем мире места для такого принципиального борца, как я!»
☺ Я не изменял своим идеалам. Просто идеалы оказались недостойными меня!
Суггестивный характер содержания 4-й функции и в этом случае не дает человеку возможности самому осознать причины смутного беспокойства, ставя «Наполеона» в зависимость от мнения окружающих. Ища общество единомышленников, признающих их право на идейное лидерство, «Наполеон» не в состоянии вынести на свои знамена конкретные идеи и принципы, ограничиваясь абстрактными призывами к борьбе за правду, за справедливость, за чистоту идей и т.п. Безусловно одно - и правда, и справедливость, и чистота идей - должны точно соответствовать его и только его интуитивному ощущению конкретного содержания этих понятий.
Так, содержание 1-й функции (в данном случае борьба, борец) маскирует бессознательное беспокойство, рожденное отрицательным содержанием 4-й функции.
☺ Дайте мне знамя, а уж я найду, куда его водрузить!
☺ Хочу идеал, согласен на подержанный!
- Игры, в которые играет «мы» Основы психологии поведения: теория и типология
- Содержание
- Часть 1 основы психологии поведения 34
- Часть 2 79
- Часть 3 110
- От редакции
- Фон для фигуры структура системы социального ориентирования
- Человек родился...
- Кто ты такой?..
- Содержание блоков я-концепции
- Игровое взаимодействие с личностью
- Принципиальное устройство личности
- Общественные отношения - отношения межличностные
- Ты так думаешь...
- Потребности и их обслуживание
- Ценности и потребности
- Круг замкнулся
- Часть 1 основы психологии поведения к.Г. Юнг: Психологические типы
- Экстраверсия и интроверсия
- Основные психологические функции
- О роли мозговых структур в инициировании поведения человека (из концепции п. В. Симонова)
- Пояснение нейрофизиологических процессов
- Функции мозговых структур
- Сопоставление результатов исследований к. Юнга и п. В. Симонова
- Основы типологии информационного метаболизма Определение типа информационного метаболизма и его структурных элементов
- Структурная организация типа им
- Аспекты структуры типа им (функции)
- Распределение элементов типа им, определяющих содержание конкретных аспектов (функций)
- Соответствие функций элементам типа им по теории к. Юнга
- Комбинации элементов
- Система графического изображения типа им. Рациональные и образные названия типов им
- Описание элементов и функций (аспектов) информационного метаболизма и проявление структуры типа им в установочном поведении
- Элементы, функции (аспекты) - темперамент
- Особенности содержания 1-й функции (аспект организации)
- Этика на 1-й функции
- Сенсорика на 1-й функции
- Логика на 1-й функции
- Интуиция на 1-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 2-й функции (аспект функционирования)
- Этика на 2-й функции
- Сенсорика на 2-й функции
- Логика на 2-й функции
- Интуиция на 2-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 3-й функции (аспект координации)
- Этика на 3-й функции
- Сенсорика на 3-й функции
- Логика на 3-й функции
- Интуиция на 3-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 4-й функции (аспект связи)
- Этика на 4-й функции
- Сенсорика на 4-й функции
- Логика на 4-й функции
- Интуиция на 4-й функции
- Краткий комментарий
- Часть 2 структура интертипных отношений Образы я, образы Другого
- И что делать?
- Для чего же социальные рефлексы?
- Внутриквадральные интертипные отношения
- Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения
- Структура зеркальных отношений
- Структура отношений активации
- Краткий комментарий
- Отношения между противоположными квадрами
- Структура отношений полной противоположности
- Другие виды отношений между представителями противоположных квадр
- Структура отношений супер-эго (на примере «Дон Кихот» - «Наполеон»)
- Структура отношений «квазитождество»
- Краткий комментарий
- Отношения с квадрой «старших родственников»
- Структура отношений социального заказа (на примере «Дон Кихот» - «Штирлиц»)
- Структура отношений социального контроля
- Структура родственных отношений
- Структура отношений неполного дополнения, или полудуальные отношения
- Интертипные отношения с квадрой «младших родственников»
- Структура «деловых» отношений
- Структура миражных отношений
- Если «приемника» и «заказчика» поменять местами
- Отношения по принципу контроля
- Краткий комментарий
- «Группы поддержки»
- Краткий комментарий
- Часть 3 структурное описание типов им От теории к практике
- Описание типов им по парам «противоположных» «Дон Кихот» - «Бальзак» - интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»
- - Интуитивно-логический интротим «Бальзак» (рис 28)
- «Наполеон» - «Дюма» - сенсорно-этический экстратим «Наполеон» (рис 29)
- - Сенсорно-этический интротим «Дюма» (рис. 30)
- «Джек Лондон» - «Робеспьер» - логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон» (рис. 31)
- - Логико-интуитивный интротим «Робеспьер» (рис 32)
- «Гюго» - «Драйзер» - этико-сенсорный экстратим «Гюго» (рис 33)
- - Этико-сенсорный интротим «Драйзер» (рис. 34)
- «Гамлет» - «Достоевский» - этико-интуитивный экстратим «Гамлет» (рис 35)
- - Этико-интуитивный интротим «Достоевский» (рис 36)
- «Штирлиц» - «Горький» - логико-сенсорный экстратим «Штирлиц» (рис 37)
- - Логико-сенсорный интротим «Горький» (рис 38)
- «Жуков» .- «Габен» - сенсорно-логический экстратим «Жуков» (рис 39)
- - Сенсорно-логический интротим «Габен» (рис. 40)
- «Гексли» - «Есенин» - интуитивно-этический экстратим «Гексли» (рис 41)
- - Интуитивно-этический интротим «Есенин» (рис. 42)
- Заключение