logo
Калинаускас И

Основы типологии информационного метаболизма Определение типа информационного метаболизма и его структурных элементов

Дадим определение типа информационного метаболизма. Тип информационного метаболизма есть оценочный механизм мышления, опирающийся на четыре структуры головного мозга человека (неокортекс, гиппокамп, гипоталамус и миндалину) и опосредующий общую психологическую установку и установочное поведение как таковое. Иными словами, тип информационного метаболизма (будем в дальнейшем называть его сокращенно - тип ИМ) является «пусковым механизмом» инициации человеческого поведения.

Таковым тип ИМ и представлен в трудах А. Аугустинавичюте -основоположника новой отрасли в психологии, которая была названа ею «соционика». Несмотря на то что автор соционики не провела строгого разделения между типом ИМ и психотипом Юнга. Это вполне объяснимо, если помнить, что А. Аугустинавичюте была сосредоточена на разработке теории интертипных отношений, а результаты исследований П. В. Симонова были ей неизвестны.

Вместе с тем, отдавая должное гениальным догадкам автора соционики и ее недюжинной трудоспособности, позволившей обработать массу разрозненного эмпирического и теоретического материала, нельзя не отметить, что отсутствие указанного разделения породило изрядную понятийную путаницу и не способствовало авторитету соционики как науки.

Так, тип ИМ, с легкой руки последователей А. Аугустинавичюте, стал интерпретироваться как тип личности*,

(*Под «личностью» здесь понимается совокупность отношений человека с миром, осуществляемых на базе сознания (включая бессознательное, подсознательное, сверхсознательное).

и более того, как тип человека. Однако тип ИМ уже по своей функциональной предназначенности не может описать личность человека в целом. Представляется очевидным, что для сколько-нибудь серьезного изучения личности необходимо знать историю жизни человека, его социально-психологический мир и многое, многое другое... Для приблизительного же обозначения типа личности с гораздо меньшей погрешностью могут быть использованы описания, полученные, например, на базе психотипа Юнга, либо системы дихотомических признаков Г. Рейнина.

Ах, личность, личность!

Где ты ныне? Какие топчешь ты цветы

Необычайной красоты Во имя собственной гордыни!

В предыдущих разделах было показано, что с помощью четырех мозговых структур головного мозга тип ИМ анализирует сигналы, поступающие от психических функций. Деятельность каждой из мозговых структур формирует один из элементов типа ИМ. Их общее число равно, таким образом, четырем. В связи с общей запутанностью терминологии обозначим эти четыре элемента типа ИМ на языке, принятом среди пользователей соционики. (В перспективе еще предстоит провести работу по созданию более точной терминологии.) За элементами типа ИМ закрепим следующие названия: логика, интуиция, сенсорика и этика. Нужно сказать, что термин этика самый произвольный из всех терминов, использованных А. Аугустинавичюте. Из личного общения с ней удалось выяснить, что таким образом она обозначила элемент, определяющий характер отношений человека с людьми и с самим собой.

***

Введем контекст содержания терминов в рамках типологии информационного метаболизма.

Логика в наибольшей мере соответствует понятию интеллекта у К. Юнга или, иными словами, направленному мышлению. Она отвечает за обработку и оценку информации, связанной с организацией пространства внешнего мира, основанной на знании ситуации и свойств объектов (объектная логика) или понимании их внутреннего содержания (субъектная логика). Обслуживается миндалиной, ориентирована на маловероятные события и субдоминантные потребности.

Этика соответствует у К. Юнга понятию мышления, управляемого чувством, т.е. мышления, не следующего своему собственному логическому принципу, а подчиняющегося принципу чувства. Этика отвечает за обработку информации об отношении к человеку других людей, окружающих его в данной ситуации (объектная этика), или о его собственном отношении к этим людям (субъектная этика). Как известно, человек для человека является сверхраздражителем, ибо именно по содержанию отношений с людьми человек определяет свою социальную ценность. Этика обслуживается гипоталамусом, ориентирована на высоковероятные события и доминирующие потребности.

Интуиция соответствует пассивному, не направленному мышлению у К. Юнга, которое он называет интеллектуальной интуицией. Интуиция отвечает за переработку информации о ситуациях непредсказуемых и случайных, участвует в порождении догадок и гипотез, в анализе целостности и непротиворечивости внешних ситуаций (объектная интуиция) или внутреннего состояния (субъектная интуиция). Обслуживается гиппокампом, ориентирована на маловероятные события и субдоминантные потребности.

Сенсорика отвечает за переработку информации, поступающей от сенсорной сферы, включая зрение, обоняние, слух, тактильные ощущения и т.п., с целью восприятия силы, внешней формы, потенциальной энергии объектов и способности манипулировать ими (объектная сенсорика) либо с целью анализа внутренних сенсорных ощущений, оценки уровня комфортности ситуации и состояния здоровья (субъектная сенсорика). У К. Юнга наиболее соответствует такой форме мышления как формирование представлений, а при наличии акта суждения (т.е. связывании представлений с помощью понятий) - ассоциативному мышлению. Обслуживается неокортексом, ориентирована на высоковероятные события и доминирующие потребности.

В результате данного анализа становится очевидным, что при нашем подходе элементы информационного метаболизма относятся к психологической функции мышления, как ее описывает К. Юнг.

Таким образом, будучи не в состоянии описать личность человека в целом, тип ИМ достаточно точно описывает обслуживаемую мышлением рационально-логическую часть взаимодействия человека с другими людьми и миром в целом, при общей функциональной направленности на продуцирование установочного поведения. Это своего рода «светофор» для психологической установки, разрешающий или запрещающий ее реализацию в зависимости от результатов оценки себя и ситуации.

В связи с этим можно предположить, что чем чаще человек оказывается в ситуациях, когда его тип ИМ «зажигает красный свет» для психологической установки, тем выше риск его (человека) невротизации.

С другой стороны, тип ИМ можно рассматривать как базовый уровень сознания, необходимый человеку для структурирования и формирования его поведенческих реакций уже с раннего детского возраста.

Я хороший! Я нужен! Я в моем мире! Я есть! Я такой!