Кто ты такой?..
Многие, конечно, помнят смешную детскую считалку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей - не задерживай честных и добрых людей!». Как это не парадоксально, эта считалка имеет вполне солидное социально-психологическое основание.
В процессе взросления контакты человека с социумом расширяются: семья, друзья, учебные заведения, производство и т.д. Поэтапное включение в социальную общность все большего масштаба сопровождается увеличением масштаба и мощности социального давления, охватывающего постепенно все стороны жизни человека:
-
структуру питания и способ добычи пищи;
-
требования к одежде и жилищу;
-
языковую и культурную среду;
-
круг и способы общения;
-
образовательные и профессиональные ориентиры;
-
порядок вступления в половые и семейные отношения;
-
политические и религиозные взгляды;
-
структуру, содержание и способы получения информации;
-
морально-этические нормы поведения и т.д., и т.п. Характерно, что все эти нормы регламентируют только внешнее
поведение. Человек вправе думать и переживать все что угодно, но его поступки и способы включенности в жизнь социума должны строго соответствовать общепринятым нормативам или, как говорят, социальным конвенциям. Чем более развита социальная структура общества, тем большее число конвенций должен соблюдать человек в своем поведении. И степень их соблюдения во всех социумах отслеживается достаточно строго - вплоть до административной и уголовной ответственности.
☺ Молчи, скрывайся и таи и мысли, и мечты свои!
Иными словами, человеку извне предъявляются определенные требования (в том числе индивидуального свойства), которым он должен соответствовать в своих социальных отношениях: он должен быть таким, таким, таким... и никогда другим. Этот набор «предписаний» мы будем называть таковостью. Она отражает образ человека, каким его хотят видеть и слышать окружающие. Видеть же они могут - только поступки, а слышать - только слова, сказанные вслух. Следовательно, таковость определяет способ поведения в социуме, предписываемый и ожидаемый от конкретного человека.
☺ Если мы тебя придумали, будь таким, как мы хотим!
Всегда ли предписываемые извне нормы человек воспринимает без внутреннего сопротивления как свои собственные? Безусловно, нет. Ряд социальных конвенций могут вступать в противоречие с его внутренним миром и вызывать отторжение. Но социальная жизнь устроена таким образом, что максимальное соответствие таковости - поощряется (плюс-подкрепление), а отступление от таковости - наказывается (минус-подкрепление). В результате человек учится вести себя таким образом, чтобы оптимизировать соотношение поощрений и наказаний (т.е. увеличить число плюс- и уменьшить число минус-подкреплений). Иными словами, он формирует оптимальный внешний образ («маску») себя, через который и вступает в отношения с другими людьми. Более того, этот свой социальный образ человек постепенно начинает отождествлять с самим собой, делает его основным принципом самоидентификации, поэтому говоря «Я», человек, как правило, подразумевает именно свой социальный образ.
☺ Поручик, ваши ожидания подтвердились!
Я хороший!
Так в процессе социализации человеческое «Я» начинает оформляться некоторым представлением о себе: будем называть это Я-концепцией.
Я-концепция
Поскольку в системе социальных отношений Я-концепция стоит между человеком как таковым и его отношениями, постольку она является важным структурным элементом всей системы социального ориентирования, значит, знакомясь со своей системой социального ориентирования, мы неминуемо должны познакомиться и со своей Я-концепцией.
Прежде всего возникает вопрос: является ли Я-концепция стабильным образованием и может ли она изменяться в течение жизни? Это важно знать, чтобы понять цель изучения собственной Я-концепции: то ли это будет простой констатацией факта, то ли этот процесс может дать исходную информацию для дальнейшего, осознанного ее изменения.
Автор убежден, что Я-концепция, являясь достаточно устойчивым психологическим образованием, все же поддается изменению, и нет причин передоверять эту работу кому-то, если вы всерьез решили заняться творчеством своей жизни. Многолетняя практика работы с людьми вполне подтверждает жизнеспособность такой установки. Работая со своей Я-концепцией, человек, может обратиться за помощью к специалисту, но советы последнего - это лишь подсказка. Без осознанной самостоятельной работы желаемых результатов добиться не удастся.
Сложившаяся Я-концепция - не приговор и она может быть осознанно изменена, хоть это и требует определенных усилий и времени.
☺ На свободу - с чистой совестью!
Кроме того, можно с уверенностью сказать, что спонтанная динамика Я-концепции также возможна и зависит от возраста и образа жизни человека, но редко бывает им замечена в силу упомянутого выше отождествления ее с «самим собой».
МКС - метод качественных структур
Я-концепция - образование целостное, имеющее вполне выраженную структуру. Структура целого такова, что ни один из ее элементов не существует отдельно от других, несмотря на то, что имеет собственное функциональное значение. Иными словами, существование отдельно взятого структурного элемента вне данного целого невозможно, а целое, соответственно, без любого из структурных элементов перестает быть целым.
Такой вид целостности есть характерная черта психологических комплексов. Анализ структуры такого целого основан на выделении в нем четырех блоков, каждый из которых представляет собой нечеткое множество:
-
аспект организации - это конструкция целого, все то, что определяет его форму и границы;
-
аспект функционирования - это продукция, или способ внешней реализации целого;
-
аспект связи - это связь данного целого с внешним окружением, характеристика их взаимного влияния;
-
аспект координации - это качественная определенность целого, связывающая воедино все три вышеназванных уровня, изменение в аспекте координации изменяет качественную определенность всего целого.
Указанный способ анализа имеет название «метода качественных структур», или сокращенно - МКС.
Структура Я-концепции согласно МКС графически представлена на рис. 1 (векторная форма графика позволяет в случае необходимости отразить относительную «мощность» конкретного аспекта).
Рис. 1. Я-концепция согласно МКС
Как видим, Я-концепция включает в себя четыре блока, названные соответственно:
-
уровень организации - Я как Я;
-
уровень связи - Я как Мы;
-
уровень функционирования - Я как Другой;
-
точка координатора - Я как Самоотношение.
Рассмотрим содержание каждого из блоков Я-концепции.
- Игры, в которые играет «мы» Основы психологии поведения: теория и типология
- Содержание
- Часть 1 основы психологии поведения 34
- Часть 2 79
- Часть 3 110
- От редакции
- Фон для фигуры структура системы социального ориентирования
- Человек родился...
- Кто ты такой?..
- Содержание блоков я-концепции
- Игровое взаимодействие с личностью
- Принципиальное устройство личности
- Общественные отношения - отношения межличностные
- Ты так думаешь...
- Потребности и их обслуживание
- Ценности и потребности
- Круг замкнулся
- Часть 1 основы психологии поведения к.Г. Юнг: Психологические типы
- Экстраверсия и интроверсия
- Основные психологические функции
- О роли мозговых структур в инициировании поведения человека (из концепции п. В. Симонова)
- Пояснение нейрофизиологических процессов
- Функции мозговых структур
- Сопоставление результатов исследований к. Юнга и п. В. Симонова
- Основы типологии информационного метаболизма Определение типа информационного метаболизма и его структурных элементов
- Структурная организация типа им
- Аспекты структуры типа им (функции)
- Распределение элементов типа им, определяющих содержание конкретных аспектов (функций)
- Соответствие функций элементам типа им по теории к. Юнга
- Комбинации элементов
- Система графического изображения типа им. Рациональные и образные названия типов им
- Описание элементов и функций (аспектов) информационного метаболизма и проявление структуры типа им в установочном поведении
- Элементы, функции (аспекты) - темперамент
- Особенности содержания 1-й функции (аспект организации)
- Этика на 1-й функции
- Сенсорика на 1-й функции
- Логика на 1-й функции
- Интуиция на 1-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 2-й функции (аспект функционирования)
- Этика на 2-й функции
- Сенсорика на 2-й функции
- Логика на 2-й функции
- Интуиция на 2-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 3-й функции (аспект координации)
- Этика на 3-й функции
- Сенсорика на 3-й функции
- Логика на 3-й функции
- Интуиция на 3-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 4-й функции (аспект связи)
- Этика на 4-й функции
- Сенсорика на 4-й функции
- Логика на 4-й функции
- Интуиция на 4-й функции
- Краткий комментарий
- Часть 2 структура интертипных отношений Образы я, образы Другого
- И что делать?
- Для чего же социальные рефлексы?
- Внутриквадральные интертипные отношения
- Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения
- Структура зеркальных отношений
- Структура отношений активации
- Краткий комментарий
- Отношения между противоположными квадрами
- Структура отношений полной противоположности
- Другие виды отношений между представителями противоположных квадр
- Структура отношений супер-эго (на примере «Дон Кихот» - «Наполеон»)
- Структура отношений «квазитождество»
- Краткий комментарий
- Отношения с квадрой «старших родственников»
- Структура отношений социального заказа (на примере «Дон Кихот» - «Штирлиц»)
- Структура отношений социального контроля
- Структура родственных отношений
- Структура отношений неполного дополнения, или полудуальные отношения
- Интертипные отношения с квадрой «младших родственников»
- Структура «деловых» отношений
- Структура миражных отношений
- Если «приемника» и «заказчика» поменять местами
- Отношения по принципу контроля
- Краткий комментарий
- «Группы поддержки»
- Краткий комментарий
- Часть 3 структурное описание типов им От теории к практике
- Описание типов им по парам «противоположных» «Дон Кихот» - «Бальзак» - интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»
- - Интуитивно-логический интротим «Бальзак» (рис 28)
- «Наполеон» - «Дюма» - сенсорно-этический экстратим «Наполеон» (рис 29)
- - Сенсорно-этический интротим «Дюма» (рис. 30)
- «Джек Лондон» - «Робеспьер» - логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон» (рис. 31)
- - Логико-интуитивный интротим «Робеспьер» (рис 32)
- «Гюго» - «Драйзер» - этико-сенсорный экстратим «Гюго» (рис 33)
- - Этико-сенсорный интротим «Драйзер» (рис. 34)
- «Гамлет» - «Достоевский» - этико-интуитивный экстратим «Гамлет» (рис 35)
- - Этико-интуитивный интротим «Достоевский» (рис 36)
- «Штирлиц» - «Горький» - логико-сенсорный экстратим «Штирлиц» (рис 37)
- - Логико-сенсорный интротим «Горький» (рис 38)
- «Жуков» .- «Габен» - сенсорно-логический экстратим «Жуков» (рис 39)
- - Сенсорно-логический интротим «Габен» (рис. 40)
- «Гексли» - «Есенин» - интуитивно-этический экстратим «Гексли» (рис 41)
- - Интуитивно-этический интротим «Есенин» (рис. 42)
- Заключение