Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения
Этому виду отношений А. Аугустинавичюте уделяла особое внимание. По сути, квинтэссенция ее теории интертипных отношений вполне выражена работой «О дуальной природе человека». В ней А. Аугустинавичюте пытается доказать, что человек сам по себе есть существо неполноценное, которое для полноты самоощущения и самовыражения нуждается в партнере с дуальным типом ИМ. Тот факт, что человечество многими открытиями обязано гениям-одиночкам в теорию А. Аугустинавичюте не вмещается.
Отметим сразу, что автор данной работы не согласен с генеральным выводом А. Аугустинавичюте. Эту позицию вполне иллюстрируют дальнейшие рассуждения.
Возьмем для примера тип ИМ «Дон Кихот» и его дуала - тип ИМ «Дюма» (рис. 9).
Рис. 9. Дуальные отношения согласно МКС
Условные обозначения:
- «Дон Кихот» (1);
- «Дюма» (2)
Итак, 1-я функция «Дон Кихота» по содержанию совпадает с содержанием 4-й функции «Дюма», а 1-я функция «Дюма» по содержанию совпадает с 4-й функцией «Дон Кихота». «Дюма» ищет в мире целостность внешней ситуации, а «Дон Кихот» уже убежден в ее наличии. Со своей стороны «Дон Кихот» ищет в мире сенсорный комфорт, а у «Дюма» это место самоутверждения.
Таким образом, находясь на аспекте связи, 1-я функция дуала суггестирует 4-ю функцию дополняющего типа ИМ, и в результате тот сразу получает ощущение того мира, который искал. Оба получают позитивное подкрепление в отношении окружающего мира. Мир сразу становится взаимно «хорошим» при наличии рядом дуала. Иными словами, дуал ограждает от негативных воздействий внешних ситуаций.
Недостаток плюс-подкреплений по 3-й функции легко дополняется 2-й функцией дуала. Даже если дуал случайно отрицательно заденет своим творчеством область самооценки дополняющего, это не воспринимается как катастрофа. Конечно, минус на 3-ю функцию дает реакцию избегания. Но куда бежать, если рядом с дуалом мир однозначно хорош?! К тому же дуал говорит на том же информационном языке. Значит, все можно объяснить ему - и он поймет, а он все может объяснить вам - и вы тоже поймете.
В результате дуалы образуют замкнутую информационную систему, что наглядно отражено на рис. 9. Дуалы информационно самодостаточны в области творчества, в области потребления - тоже самодостаточны. Самооценка в таких отношениях если и задевается, то редко и в условиях такой же быстрой, механической «терапии».
Пара дуалов автоматически образует в отношениях замкнутое психологическое пространство, отграничивающее каждого участника отношений от контактов с внешним социумом. При этом творческая активность также обращена исключительно на обслуживание этого замкнутого пространства. Уровень самоконтроля снижается, поведение становится максимально спонтанным.
К чему это приводит на практике? Во-первых, к ограничению контактов с людьми. Во-вторых, к ограничению самореализации, поскольку дуалы могут долго обсуждать творческие планы друг друга, наслаждаясь взаимопониманием, но очень неохотно принимаются за их реализацию. Ведь для этого необходимо покинуть дуала и переместиться в ситуацию, где мир не обязательно будет таким же уютным. Это ситуация комфортного отдыха.
Дуалам не нужны другие люди. Даже дети им не очень нужны. Как показывают наблюдения, семейные дуальные пары часто бездетны. Не потому, что муж или жена стерильны, а потому, что они редко испытывают потребность в продолжение рода. Даже если дети рождаются, то растут в достаточно сложной психологической обстановке. Им приходится буквально сражаться за внимание к себе, ( трудом «отрывая» одного родителя от другого.
Разумеется, дуальные отношения имеют и положительные стороны. Они являют собой идеальное психологическое убежище. А люди достаточно часто в таком убежище нуждаются. Поэтому брачные союзы между дуалами совсем нередки, в этом случае практически реализуется принцип: мой дом - моя крепость.
Но, воспринимая эти отношения осознанно, необходимо учитывать особенность их механической притягательности и учиться своевременно открывать «ворота крепости», чтобы она не превратилась в комфортную «тюрьму».
☺ Мы с тобой, как рыбка с водой!
Пары дополняющих (дуалов):
«Дон Кихот» - «Дюма»
«Гюго» - «Робеспьер»
«Гамлет» - «Горький»
«Жуков» - «Есенин»
«Наполеон» - «Бальзак»
«Джек Лондон» - «Драйзер»
«Штирлиц» - «Достоевский»
«Гексли» - «Габен»
- Игры, в которые играет «мы» Основы психологии поведения: теория и типология
- Содержание
- Часть 1 основы психологии поведения 34
- Часть 2 79
- Часть 3 110
- От редакции
- Фон для фигуры структура системы социального ориентирования
- Человек родился...
- Кто ты такой?..
- Содержание блоков я-концепции
- Игровое взаимодействие с личностью
- Принципиальное устройство личности
- Общественные отношения - отношения межличностные
- Ты так думаешь...
- Потребности и их обслуживание
- Ценности и потребности
- Круг замкнулся
- Часть 1 основы психологии поведения к.Г. Юнг: Психологические типы
- Экстраверсия и интроверсия
- Основные психологические функции
- О роли мозговых структур в инициировании поведения человека (из концепции п. В. Симонова)
- Пояснение нейрофизиологических процессов
- Функции мозговых структур
- Сопоставление результатов исследований к. Юнга и п. В. Симонова
- Основы типологии информационного метаболизма Определение типа информационного метаболизма и его структурных элементов
- Структурная организация типа им
- Аспекты структуры типа им (функции)
- Распределение элементов типа им, определяющих содержание конкретных аспектов (функций)
- Соответствие функций элементам типа им по теории к. Юнга
- Комбинации элементов
- Система графического изображения типа им. Рациональные и образные названия типов им
- Описание элементов и функций (аспектов) информационного метаболизма и проявление структуры типа им в установочном поведении
- Элементы, функции (аспекты) - темперамент
- Особенности содержания 1-й функции (аспект организации)
- Этика на 1-й функции
- Сенсорика на 1-й функции
- Логика на 1-й функции
- Интуиция на 1-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 2-й функции (аспект функционирования)
- Этика на 2-й функции
- Сенсорика на 2-й функции
- Логика на 2-й функции
- Интуиция на 2-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 3-й функции (аспект координации)
- Этика на 3-й функции
- Сенсорика на 3-й функции
- Логика на 3-й функции
- Интуиция на 3-й функции
- Краткий комментарий
- Особенности содержания 4-й функции (аспект связи)
- Этика на 4-й функции
- Сенсорика на 4-й функции
- Логика на 4-й функции
- Интуиция на 4-й функции
- Краткий комментарий
- Часть 2 структура интертипных отношений Образы я, образы Другого
- И что делать?
- Для чего же социальные рефлексы?
- Внутриквадральные интертипные отношения
- Структура дуальных отношений, или отношений полного дополнения
- Структура зеркальных отношений
- Структура отношений активации
- Краткий комментарий
- Отношения между противоположными квадрами
- Структура отношений полной противоположности
- Другие виды отношений между представителями противоположных квадр
- Структура отношений супер-эго (на примере «Дон Кихот» - «Наполеон»)
- Структура отношений «квазитождество»
- Краткий комментарий
- Отношения с квадрой «старших родственников»
- Структура отношений социального заказа (на примере «Дон Кихот» - «Штирлиц»)
- Структура отношений социального контроля
- Структура родственных отношений
- Структура отношений неполного дополнения, или полудуальные отношения
- Интертипные отношения с квадрой «младших родственников»
- Структура «деловых» отношений
- Структура миражных отношений
- Если «приемника» и «заказчика» поменять местами
- Отношения по принципу контроля
- Краткий комментарий
- «Группы поддержки»
- Краткий комментарий
- Часть 3 структурное описание типов им От теории к практике
- Описание типов им по парам «противоположных» «Дон Кихот» - «Бальзак» - интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»
- - Интуитивно-логический интротим «Бальзак» (рис 28)
- «Наполеон» - «Дюма» - сенсорно-этический экстратим «Наполеон» (рис 29)
- - Сенсорно-этический интротим «Дюма» (рис. 30)
- «Джек Лондон» - «Робеспьер» - логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон» (рис. 31)
- - Логико-интуитивный интротим «Робеспьер» (рис 32)
- «Гюго» - «Драйзер» - этико-сенсорный экстратим «Гюго» (рис 33)
- - Этико-сенсорный интротим «Драйзер» (рис. 34)
- «Гамлет» - «Достоевский» - этико-интуитивный экстратим «Гамлет» (рис 35)
- - Этико-интуитивный интротим «Достоевский» (рис 36)
- «Штирлиц» - «Горький» - логико-сенсорный экстратим «Штирлиц» (рис 37)
- - Логико-сенсорный интротим «Горький» (рис 38)
- «Жуков» .- «Габен» - сенсорно-логический экстратим «Жуков» (рис 39)
- - Сенсорно-логический интротим «Габен» (рис. 40)
- «Гексли» - «Есенин» - интуитивно-этический экстратим «Гексли» (рис 41)
- - Интуитивно-этический интротим «Есенин» (рис. 42)
- Заключение