logo
Калинаускас И

Структура отношений социального заказа (на примере «Дон Кихот» - «Штирлиц»)

Тип ИМ «Штирлиц» является «социальным заказчиком» по отношению к типу ИМ «Дон Кихот». Соответственно, «Дон Кихот» является по отношению к «Штирлицу» «социальным приемником» (перципиентом). Здесь мы впервые встречаемся с отношениями не симметричными.

Несимметричность отношений социального заказа проявляется прежде всего в том, что «социальный заказчик» в них всегда лидирует, а «приемник» будто бы подчиняется.

Структура этих отношений вполне проявляется при их отображении по методу качественных структур (рис. 15).

Рис. 15. Отношения социального заказа

Как видно из рис. 15, содержание 2-й функции «заказчика» совпадает с содержанием 4-й функции «приемника», а содержание 3-й функции «заказчика» - с содержанием 1-й функции «приемника». К чему приводит такое взаимодействие?

Творческая осознаваемая функция «заказчика» постоянно посылает информационные сигналы в суггестивную, неосознаваемую область «приемника». Эти сигналы приобретают форму требования или «заказа», выполнение которого и поручается «приемнику». Но «приемник» запаздывает с выполнением «заказа» или выполняет его не всегда так, как того желал бы «заказчик», поскольку «заказ» поступает в неосознаваемую область типа ИМ. Но отказаться от выполнения полученного заказа «приемник» не может, поскольку даже не осознает, что это «заказ», просто ему хочется это сделать.

Социальная значимость этих отношений состоит в том, что «приемник» автоматически оказывается вынужденным проявлять заботу о «заказчике». Если он не будет ее проявлять, его подсознательное напряжение автоматически будет расти. Если «заказчик» не будет проявлять благодарность за заботу «приемнику» будет грустно и обидно. Так проявляется неравноправность отношений социального заказа.

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Таким образом, на уровне рефлекторных автоматических отношений в соционе обязательно есть один тип ИМ, о котором другой тип ИМ вынужден заботиться. Эти отношения и вынуждают нас заботиться о другом человеке. В этом их главное предназначение - способность увидеть или почувствовать нужды другого человека и оказать ему помощь.

Что делает эти отношения напряженными?

В силу своего лидирующего положения «заказчик» всегда относится к «приемнику» несколько свысока. «Приемник» же субъективно воспринимает «заказчика» как человека, о котором необходимо заботиться, как старшего. Ему очень хочется услышать слова благодарности, но чаще всего он их не получает, «заказчик» воспринимает заботу «приемника» как само собой разумеющееся.

Снять напряжение при контакте с «заказчиком» «приемник» не в состоянии. За время выполнения «приемником» одного «заказа», «заказчик» успевает в автоматическом режиме произвести еще несколько. Всегда запаздывающий «приемник», естественно вызывает раздражение «заказчика», он его постоянно подгоняет, поторапливает.

Какого рода «заказы» суггестируют деятельность «приемника»? В основном связанные с устранением «несовершенства мира». В этом и состоит особенность этих отношений: «приемник» воспринимает несовершенство мира именно так, как это видит «заказчик» (поэтому он и назван «социальным заказчиком»).

В силу указанных причин такого рода отношения, осуществляемые автоматически в течение длительного времени, чаще всего приводят к нервным расстройствам и физическому истощению «приемника». В зависимости от особенностей характера и темперамента участников отношений, иногда это случается и с «заказчиком».

Брак, заключенный с социальным «заказчиком», редко бывает удачным и долгим. Исключение составляют пары, где в силу профессиональных занятий один из супругов часто бывает в отъезде или много времени проводит на работе. Часто сам выбор соответствующего рода занятий подсознательно диктуется необходимостью психологической разгрузки.

Из дома бегством я спасусь!

Заказчик там в засаде!

Таким образом, первым правилом общения с «социальным заказчиком» является ограничение общения во времени, эпизодический характер контактов.

Если же человек уже овладел психологическими знаниями в объеме, достаточном для рефлексии своих автоматизмов, то он может использовать в отношениях с «заказчиком» манипуляцию плюс- и минус-подкрепления на 3-ю функцию. Ибо в том, что у «заказчика» является содержанием самооценки, состоит содержание зоны уверенности «приемника». Через содержание своей 1-й функции «приемник» может установить «тайную власть» над «заказчиком»: плюс на 3-ю функцию дает реакцию приближения, а минус на 3-ю функцию - реакцию избегания.

В целом отношения социального заказа выгодны социуму, т.к. в них предусмотрена производительная активность хотя бы одного из участников. Особенно это заметно в семьях, где у одного из родителей тип ИМ является «заказчиком» типу ИМ ребенка. Ребенок очень рано вынужден стать социально самостоятельным и покинуть родительский дом. Общество получает социально активную единицу.

Сложнее обратная ситуация. В ней нужно быть очень внимательным в воспитании, так как ребенок растет с явными эгоистическими наклонностями, социально пассивным и чрезмерно требовательным к окружающим. При осознанном подходе лучшим способом исправления ситуации является специально организованный близкий контакт ребенка с типом ИМ, являющимся ему социальным «заказчиком». Через два-три месяца таких контактов эгоистические наклонности во многом будут компенсированы.

Пусть у тебя всегда все будет, дорогой «заказчик»!

И я отдохну, и увижу небо в алмазах!

Пары социального заказа:

«Штирлиц» - «Дон Кихот»

«Достоевский» - «Дюма»

«Дон Кихот» - «Гамлет»

«Дюма» - «Горький»

«Гамлет» - «Наполеон»

«Горький» - «Бальзак»

«Наполеон» - «Штирлиц»

«Бальзак» - «Достоевский»

«Гюго» - «Гексли»

«Робеспьер» - «Габен»

«Гексли» - «Джек Лондон»

«Габен» - «Драйзер»

«Джек Лондон» - «Жуков»

«Драйзер» - «Есенин»

«Жуков» - «Гюго»

«Есенин» - «Робеспьер»