logo search
Калинаускас И

- Сенсорно-этический интротим «Дюма» (рис. 30)

Рис. 30. Структура типа «Дюма» по методу качественных структур

Блок «потребления извне» «Дюма» ориентирован на иррациональную информацию. Таким образом, в своих требованиях и желаниях «Дюма» экстравагантен и слабо предсказуем.

Блок «производства вовне» ориентирован на рациональную, статистически предсказуемую продукцию. Соответственно, поведенческая активность «Дюма» проявляется в формах никого не шокирующих, в формах ожидаемых и понятных для окружающих.

Это энергичный, здравомыслящий и практичный человек: внешне - романтик и идеалист - внутри.

Как и положено интротиму, «Дюма» воспринимает мир как объект, а себя - как субъект. Поэтому во внешней ситуации он действует легко и уверенно. Хотя больше интересуется своими внутренними субъектными переживаниями.

Элементы, отвечающие за отбор событий, связанных с высокой вероятностью удовлетворения доминирующих потребностей, расположены в наиболее осознаваемой и активной зоне типа ИМ. Сосредоточение большей части психической энергии на указанных функциях позволяет «Дюма» занимать активно-наступательную позицию в части удовлетворения актуализированных доминирующих потребностей. Это делает его поведение импульсивным, эмоциональным и экспансивным, что и характерно для холерического темперамента. В такой поведенческой позиции «Дюма» автоматически ослабляет внимание к собственной самооценке и, стало быть, чрезвычайно остро реагирует на ее неожиданное понижение, точнее - снижение самооценки для него всегда неожиданно.

Не ожидал такого свинства!

1-я функция - субъектная сенсорика

Уверенность в собственной исключительности, в собственной неуязвимости, в собственной надежности, которые должны гарантированно подтверждаться, - это требование «Дюма» к внешнему миру. Все, что противоречит его утверждениям и требованиям, неубедительно, а главное неосуществимо. Его ощущения превыше любых рациональных обоснований. Собственная чувственная сфера не анализируется, и тем самым «Дюма» избегает сомнений по этому поводу. Главное требование к людям и к миру - надежность.

Не поверю, пока не пощупаю.

Отрицание их требований и утверждений вызывает агрессивную реакцию.

«Если я вегетарианец, то не вегетарианцы - пожиратели трупов. Если я лечусь исключительно народными средствами, то те, кто принимает лекарства, - отравлены химикатами. Если я люблю холод, любители тепла - неженки. Если я люблю тепло - любители холода - сумасшедшие». Никогда не верьте «Дюма», если он утверждает, что ему все равно, в каких условиях он обитает. Это сублимированная, социально приемлемая форма агрессии, накопленная в результате постоянного отсутствия сенсорного комфорта.

Учитесь лечиться - всегда пригодится!

2-я функция - объектная этика

Продукция «Дюма» иногда похожа на интригу. «Интрига» - как единственный способ навязать другим свои желания, свои мотивы, иными словами, свои «хочу» так, чтобы другие приняли их за собственные.

Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо – Я скажу, че ты хошь, че ты хошь!

У «Дюма» продукция - это организация и удовлетворение чужих желаний для реализации своих «хочу». Чтобы быть востребованными, «Дюма» (согласно своим идеалам) должен быть в курсе нереализованных желаний окружающих его людей, эти нереализованные желания и есть материал для его «творчества», его самовыражения.

И пусть корабль твоих желаний бросит якорь в бухте моего удовольствия!

Поэтому «Дюма» настойчиво организует ситуации, в которых люди демонстрируют свои неудовлетворенные желания. Это обычно и называют «интригой».

«Дюма» действительно может научить других тому, что нужно хотеть и как эти желания реализовывать. Как построить семью, как разрушить семью, как нужно относиться к работе, как создать свой бизнес, как нужно общаться с людьми, что такое любовь, что такое преданность и т.д., и т.п. Только попросите и «Дюма» расскажет все о том, как и чего хотеть в житейских ситуациях. Что не означает вовсе, будто сам он следует декларируемым программам - это же товар.

3-я функция - субъектная логика

«Я вас понимаю» - так предъявляет себя внешнему миру «Дюма». Ради этого он собирает всевозможные истории из жизни людей прошлого и настоящего, не заботясь об их фактической достоверности. Обычно он называет это знанием жизни. Внешнее признание его обладателем тайного знания о жизни людей - вот главное условие положительной самооценки. Он ищет такие ситуации, в которых информационное пространство минимально структурировано объективными фактами. Его хвастовство это: «Я додумался!».

Всегда в курсе, всегда на курсе.

В социуме «Дюма» чаще всего выступает носителем здравого смысла, что связано с ориентацией на высоковероятные события. Поэтому предпочитает максимально простые объяснения причин поведения людей. Главная внутренняя проблема - страх ошибиться, не угадать, но поскольку в данном случае содержание 3-й функции не связано с доминирующими потребностями, легко меняет свои объяснения, в случае необходимости защищаясь ссылкой на авторитетное мнение. Являясь хранителем здравого смысла, особенно эффективен в сохранении и передаче обычаев, преемственности этических норм, сохранении в жизни людей таких ценностей, как преданность, верность, искренность, порядочность. Как правило, является квалифицированным воспитателем, радующимся любым достижениям своих воспитанников. Его философия - это философия преемственности.

Легко перемещается в социальном пространстве в поисках позиции: «Здесь меня понимают, здесь ценят мою искренность».

Понимание мое - лучше не бывает,

И проблемы, как туман, сизой дымкой тают.

4-я функция - объектная интуиция

Главный акцент в восприятии окружающего пространства - целостность внешней ситуации. Неопределенность, неясность, незаконченность ситуации вызывает у «Дюма» безотчетное беспокойство. Положительно воспринимается только такая обстановка, в которой категорически звучит: «Все будет хорошо! Мир прекрасен! Справедливость восторжествует!» - порождая необъяснимую уверенность в гарантированном положительном будущем.

Если ситуация, в которой находится «Дюма», не имеет ярко выраженного «центра», в качестве которого выступают либо сам «Дюма», либо безусловно признаваемый им лидер, с ярко выраженной харизмой, либо «точка сборки», т.е. объект, организующий пространство вокруг себя и сразу бросающийся в глаза (например, свободный пьедестал) - это не ситуация - это хаос. И тогда слышится: «Зачем я здесь нужен, живите в этом сами».

Хаос для «Дюма» - это отсутствие центра ситуации, отсутствие возможности быть в центре, быть центром, хотя сами они этого не осознают. Возможность быть центром ситуации или отождествить себя с объективно имеющимся центром является для него главной составляющей «хорошего места». Только в этом случае чувство спокойствия по поводу обстановки, в которой он находится, порождает переживание: «Я на правильном месте, в правильном времени, среди правильных людей».

Как хорошо быть генералом!

Как хорошо быть генералом!

Лучшей работы я вам, сеньоры, не назову...

Если объективно невозможно покинуть интуитивно воспринимаемую как «хаос» ситуацию, «Дюма» «забивается в угол», превращается в пассивного наблюдателя, обвиняя всех и вся в своей печальной участи, ведь внятно объяснить, почему это место плохое, он не может. Человек этого типа подсознательно ищет волшебный сказочный мир. Романтик, сам о своем романтизме чаще всего не догадывающийся.

Гнусь вместе с линией партии...

Хочу в сказку про меня!