Проблема самосознания
Самой важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Животные не способны обращать психику на самих себя. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия и не дают им оценок. Самосознание – своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Самосознание – это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание – это сознание, направленное на самого себя.
Самосознание было одним из центральных понятий классической западной философии. Однако его понимание столкнулось с серьезными трудностями.
Прежде всего, как объяснить возможность самонаблюдения (интроспекции)? В качестве факта психической жизни оно несомненно. Как метод изучения сознания оно использовалось психологией. Но каким образом субъект может воспринимать состояния собственного сознания (свои мысли, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? И кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится? К тому же нужно учитывать и то, что акт самосознания включается в само поле сознания, а значит, меняет его (поэтому У. Джеймс, например, считал, что можно говорить не об интроспекции, а только о ретроспекции, т. е. не о восприятии данных сознания, а о воспоминании о том, что только что имело место, но более уже не существует). И как вообще возможно безошибочное познание (каким считалось самосознание), если само понятие познания предполагает возможность заблуждения?
В неклассической теории познания самосознание получает иное истолкование. Во-первых, исходным для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира. Это самовосприятие (отличное от того самовосприятия состояний и структур сознания, о котором говорит феноменология) является необходимым условием восприятия внешнего мира как существующего независимо от воспринимающего субъекта (см. восприятие, Я).
Во-вторых, следует различать нечетко выраженные формы самосознания, сопровождающие течение всех психических переживаний и являющиеся условием их контролирования, и рефлексию как высшую форму самосознания. В последнем случае субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в том числе и своего Я. Само Я возникает как продукт рефлексии, как результат отношения к себе со стороны обобщенного другого субъекта и возможно лишь в рамках коммуникативного взаимодействия с другими людьми с помощью языка.
В-третьих, самосознание не есть особый «внутренний взор», разглядывающий некоторые идеальные образования, размещенные в поле сознания как в картинной галерее. Акт самосознания – это получение знания о способах деятельности во внешнем мире, об отношениях субъекта к другим людям, к принятым в данном сообществе системам ценностей.
В-четвертых, при всех особенностях самосознания оно не является чем-то принципиально отличным от всех остальных видов познания, как это считала западная философская традиция. Самосознание — это не нечто абсолютно непосредственное, а деятельность мышления (включая и самовосприятие). И она может вести к заблуждению. Субъект может допускать ошибки при восприятии собственного тела, например, неправильно локализовать место боли, ощущение интенсивности боли может зависеть от привходящих факторов, хотя сама боль может не меняться. Однако ошибок при самовосприятии тела гораздо меньше, чем при восприятии внешних тел – это объясняется максимальной близостью объекта восприятия и воспринимающей системы.
В-пятых, самосознание в случае рефлексии – это не просто знание о том, что есть, а всегда способ критического переосмысления сложившихся систем деятельности, принятых установок, имеющейся Я-концепции. Поэтому это также пересоздание объекта рефлексии, в том числе и самого Я.
Самосознание – исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества.
Так, Б. Поршнев показывает, как в условиях выделения различных групп внутри первобытного племени (по половому признаку, по возрастному, по роду занятий и т.д.) перед человеком возникала проблема выбора – кто для него важнее? – что заставляло его принять индивидуальное решение и тем самым способствовало развитию самосознания.
А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка основания самосознания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет, когда ребенок становится способен к самостоятельным достаточно сложным физическим действиям.
Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый – уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.
Третий, самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.
Для того чтобы осознать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Чтобы видеть самого себя, человеку необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», т.е. в своем сознании выходить за его пределы.
При этом имеется в виду как обычное физическое зеркало, так и «зеркало» общественных отношений. Для того, чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что животное не узнает себя в зеркале. Оказывается, для того, чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует с помощью другого «зеркала» – общества других людей. Человек не только себя воспринимает по аналогии с другими людьми, но и другого по аналогии с собой.
Самосознание существует не только в разных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии».
Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности, субъекта, носят название рефлексии. Важно подчеркнуть, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, но одновременно и переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня личности, который был достигнут.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
Сознание, как в силу своей коммуникативности, так и в силу автореферентности обладает структурой со-мнения, структурой диалога. Показательно: со-знание = со-мнение = со-весть.
Особо отметим, что чаще всего рефлексивная деятельность сознания соотносится с вербализацией: словесным выражением того, что человек осознает в данный момент. Трудность рефлексии в том, что, во-первых, вербализация имеет пределы – наши переживания, чувства, жизненный опыт далеко не всегда могут быть выражены в слове. Во-вторых, нельзя не вспомнить известное – «мысль изреченная есть ложь»: действительно, выразить себя, свою самость с помощью слов, которые созданы не нами, очень трудно. В процессе вербализации теряется неповторимость личностного сознания: достаточно привести пример выражения чувства любви – насколько несопоставимо охватившее человека чувство, его отношение к этому чувству и два-три слова, выражающие это чувство.
Образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, далеко не всегда адекватен своему предмету. Между ними может существовать разрыв, возможность которого велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках.
Таким образом, самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе «с точки зрения другого», но оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему человеческих отношений. Самосознание характеризует не только самопознание, направленное на познание своих возможностей, интересов, ценностей, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Следует отметить, что самосознание – это результат включения человека в социальные отношения. При этом самосознание возникает только на определенных этапах развития общества. В частности, это связано с выделением личной собственности (в экономике), с развитием индивидуального мышления (в культуре), с появлением религии личностного типа (христианство), где и сам Бог понимается как личность и обращается к конкретному человеку, а не только к народу, т.е. это те факторы, которые позволяют человеку сформировать самостоятельную жизненную позицию.
В целом, самосознание оказывается не рядоположенным сознанию, а включенным в него. Это означает, что в содержании сознания есть то, что далеко не всегда включается в самосознание, в поле рефлексии. Здесь мы переходим к вопросу о соотношении сознательного и бессознательного в структуре сознания.
- Философия Курс лекций
- Оглавление
- Лекция 1. Предмет философии
- О названии
- Объект и предмет философии
- Специфика философской проблематики
- Структура философии
- Мировоззрение. Философия как мировоззрение
- Назначение и основные функции философии
- Лекция 2. Историко-философское введение
- Античная философия
- Теоцентризм средневековой философии
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Неклассическая философия
- Лекция 3. Русская философия
- Особенности русской философии
- Становление русской философии
- Русская философия о судьбе и предназначении России
- Философские взгляды в.С. Соловьева, ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого
- Русская философия Серебряного века (рубеж XIX-XX в.)
- Лекция 4. Движение. Пространство. Время
- Понятие движения. Классификация типов и форм движения.
- Движение и развитие
- Пространство и время как философские категории. Основные философские концепции пространства и времени
- Лекция 5. Сознание и познание
- I. Сознание
- Сознание как идеальное отражение действительности, функции сознания
- Проблема самосознания
- Структура сознания. Сознательное и бессознательное
- II. Познание
- Процесс познания, его формы и особенности
- Проблема истины
- Рациональное и внерациональное в познании
- Научное познание
- Лекция 6. Проблема смысла жизни
- Проблема смысла жизни
- Природа и состав духовности
- Совершенный человек
- Ценности
- Лекция 7. Социальная философия (Философское учение об обществе)
- Понятие общества и основные его характеристики
- Природа и общество
- Общество и государство. Философские основания теории государства
- Формы государства
- Основные учения о направленности общественного развития
- Формации и цивилизации — единство и разнообразие
- Лекция 8. Будущее. Возможности научного предвидения. Глобальные проблемы современности
- Глобальные проблемы современности, возможности и перспективы их решения
- Основная
- Дополнительная
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.