logo
курс лекций по философии новый

Философия Нового времени

Общая характеристика философии Нового времени. Философское знание выстраивается по нормам и стандартам науки, оформляется как совокупность дисциплин (наука о бытии, наука о познании и т. д.), как научная система, призванная обобщить опыт человеческого познания мира. Р. Декарт, например, настаивает на том, чтобы философия в корне изменила свой характер. Основоположения философии должны быть очевидными, исключающими возможность сомнения. Такая постановка проблемы начала философии есть отказ от всего принятого на веру, не прошедшего горнила критики. Принцип универсального методологического сомнения провозглашается Декартом в качестве исходного пункта истинной философии.

На первый план в философии выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), поиски научного метода. Метод понимается как решающее условие плодотворного познания: разум, не обладающий истинным методом, неизбежно заблуждается. Первостепенное значение, которое приобретает в эту эпоху проблема метода, связано с тем, что фундаментальные науки, обособляясь друг от друга и от философии, разрабатывают свои собственные методы. В связи с этим проблема общенаучного метода, применимого также и в философии, приобретает ключевое значение, ибо речь идет о единстве всего знания. Рационалисты (в частности, Декарт) пытаются универсализировать завоевавший всеобщее признание метод математики. Эмпирики, напротив, обосновывают решающее значение наблюдений, опыта, индуктивного метода (Ф. Бэкон).

Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма. Бэкон переосмысливает предмет и задачи науки, как её понимали в средние века. Цель научного знания – в принесение пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука – средство, а не цель сама по себе. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила». Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т.е. должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод носит название индуктивного.

Бэкон сделал акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании.

Истинного знания достигнуть невозможно, если не найти средств для устранения субъективных помех, которые Бэкон назвал «идолами» или «призраками». Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Призраки рода. Их основания находятся в самой природе человека, в самом роде людей. Ложно утверждать, что чувство человека есть мера вещей. То же можно сказать и о человеческом уме, который способен вести себя, как неровное зеркало, отражая вещи в искривленном виде. Призраки пещеры. Они суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого из нас есть своя, нарисованная Платоном пещера, которая разбивает и искажает свет природы. Призраки рынка. Люди объединяются речью. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом берет в осаду разум. Слова прямо насилуют разум, мешая все и ведя людей к пустым и бесконечным спорам. Призраки театра. Они вселились в людей из разных догматов философии, а также из превратных законов и доказательств. Сколько изобретено философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Рационализм Р. Декарта. Декарт начинает свое философское построение с критики, которая носит у него форму универсального сомнения – сомнения не только в истинности, но и вообще в реальном существовании самого мира.

Декарт отстаивал противоположный бэконовскому метод разыскания истины, не индуктивный, а дедуктивный, не от опытных фактов к обобщенным понятиям и законам, а от самых общих положений метафизики шаг за шагом к частным положениям конкретных наук, доставляющим людям нужные им плоды. Четыре правила метода Декарта.

1. Никогда не принимать за истинное ничего, что не познано таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется нашему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает уже никакого повода подвергать их сомнению.

2. Следует делить каждое из исследуемых нами затруднений на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления.

3. Придерживаться желательно определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых, постепенно восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

4. Полезно составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений. Говоря, что какая-нибудь идея врожденна нам, мы не хотим сказать тем самым, будто она постоянно находится в поле нашего зрения. В этом смысле у нас нет ни одной врожденной идеи. Под врожденностью идеи мы понимаем лишь то, что у нас есть способность вызвать ее.

Наиболее общие положения метафизики, по Декарту, определяет такая познавательная способность человека, как интуиция. Он понимал интуицию не в прямом смысле этого латинского слова как непосредственно-чувственное познание предмета и не в смысле некоего внутреннего просветления, выражающего высшее проявление познавательных сил человеческого духа. Примерно так говорил об интуиции предшественник Декарта – Николай Кузанский, приблизительно так понимаем интуицию и мы. В одном из ранних трактатов Декарта «Правила для руководства ума» содержится знаменитое определение того, что потом стали называть интеллектуальной интуицией. «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств, и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остаётся совершенно ни какого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что тоже самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума.» И далее Декарт говорит, в чем же у ясного ума не остается никаких сомнений: «Каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями». Итак, интуицией мы можем утвердить аксиомы, а из них дедукцией вывести следствия «Те положения, которые непосредственно выводятся из первых принципов, познаются в зависимости от их рассмотрения то посредством интуиции, то посредством дедукции, сами же первые принципы – только посредством интуиции, отдаленные следствия – только посредством дедукции». Декарт провозглашает, что «все другие пути к истине надо отвергнуть».

Может возникнуть вопрос, откуда берутся у человека те идеи, которые легко и отчётливо понимает «ясный и внимательный ум». Декарт отвечает на этот вопрос своим учением о «врожденных идеях». Их отличительными признаками являются: полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость и простота, свидетельствующие о независимости от воли. Врожденными понятиями являются: знание, сомнение, незнание, протяжённость, фигура, движение, существование, единство, длительность и т.д. Высшее врожденное понятие – Бог. Наряду с врожденными понятиями существуют и врожденные аксиомы, представляющие собой связь между понятиями нашего мышления. Например, «две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего не может произойти нечто», «невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было», а также исходная истина всей декартовской метафизики «я мыслю, следовательно, я существую». Число таких врожденных положений, согласно Декарту, бесчисленно. Они выявляются в самых различных случаях научного исследования и в повседневной жизни.

Декарт был дуалистом. Существует только две прямо противоположные субстанции. Одна – материальная или телесная, ее исчерпывающий признак – протяженность. Другая субстанция – духовная, ее атрибут – мышление. Их создал Бог. Психофизическая проблема: гармоничное взаимодействие двух субстанций объясняется влиянием Бога.

Монадология Лейбница. Рационалистом был и немецкий философ Лейбниц. В основе мира лежит множество самостоятельных субстанций, получивших название монад. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, и потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, делимым до бесконечности, не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которые мы можем наблюдать созерцая жизнь собственной души. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслит их по аналогии с человеческой душой. Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциальными формами. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевлённым. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады по своему рангу различаются в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой. Они составляют как бы единую лестницу живых существ, низшие ступени которых образуют минералы, затем – растения, животные, наконец, человек; на вершине лестницы высшая монада – Бог.

Все доступные человеку знания Лейбниц делит на два вида: «истины разума» и «истины факта». К первым относятся знания, полученные с помощью одних лишь понятий разума, без обращения к опыту, например, закон тождества и противоречия, аксиомы. «Истины факта» мы получаем эмпирическим путем; к ним относится большая часть наших представлений о мире. «Истины разума» всегда имеют необходимый и всеобщий характер, тогда как «истины факта» – лишь вероятностный.