Структура сознания. Сознательное и бессознательное
Самосознание – центральный, но далеко не единственный элемент сознания. Структура сознания может быть представлена по-разному в зависимости от того, что кладется в основу структурирования.
Во-первых, существует подход, согласно которому принято выделять в сознании несколько сфер. Стоит оговориться, что выделение этих сфер достаточно условно, так как в действительности у человека есть целостное сознание, то есть сферы постоянно взаимодействуют друг с другом.
Психика человека состоит из таких духовных образований, как сознательное и бессознательное. Понятие «сознание» более узкое, нежели «психика человека».
Сознание – это, прежде всего, знания. В современной философской литературе многие исследователи указывают на важную роль 1) познавательной (когнитивной), 2) эмоциональной и 3) мотивационно-волевой форм деятельности сознания. Соответственно, выделяются основные сферы сознания – познавательная, эмоциональная и волевая.
Познавательная сфера. Логическая структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенситивного, абстрактно-мысленного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувственные и понятийные образы, которые составляют содержательную основу мышления. А само мышление является процессом оперирования чувственным содержанием и логическими формами, с целью синтеза чувственного и рационального накопления новой познавательной информации. К познавательным способностям человека принадлежат также внимание и память. Однако в когнитивной сфере сознания ведущая роль принадлежит понятийному мышлению.
Эмоциональная сфера сознания – сложное и мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологизировать их не удалась. Эмоции – это отражение объекта в форме психического переживания, душевного волнения, непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу составляют чувства (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, страх, отчаяние), страсти и самочувствия.
Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей. В практическом аспекте эта сфера важна тем, что осознание какой-либо идеи, принципа, потребности будут полными только в том случае, если будет затронута воля и человек не только задумается о важности и необходимости определенного действия, но и совершит его.
Другой подход к выявлению структуры сознания исходит из выделения в структуре сознания своеобразных «этажей» и восходит к теории З. Фрейда, его учению о бессознательном. Выделяются:
- нижний слой психического (наиболее массивный), его составляют бессознательные процессы – «ОНО». Это инстанция психики, которая преобладает у людей в раннем детстве и которая функционирует по принципу удовольствия.
- с пяти лет формируется другая инстанция психического – сознание, которое Фрейд называет «Я», его роль – в регуляции внутренних процессов личности в соответствии с требованиями окружающей среды. Принцип функционирования психики на уровне "Я", это принцип реальности. Бессознательные желания при этом не уничтожаются, а лишь вытесняются в сферу «ОНО». Вытеснение происходит, т.к. они имеют антисоциальный характер.
Третья инстанция психики – «СВЕРХ Я». Это совокупность культурных, нравственных и иных сознательных норм, которым человек сознательно подчиняет свое поведение.
Для Фрейда бессознательное является наиболее глубоким источником всех поведенческих стереотипов человека и даже нарушений или патологий в его психике. Отсюда известный афоризм З. Фрейда – «Человек есть зло».
Вместе с тем нельзя не отметить, что З. Фрейд преувеличил значение бессознательного, отдал ему первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей. О том, что работа головного мозга и центральной нервной системы, без которой психическая жизнь невозможна, не осознается, писали многие психологи и физиологи задолго до Фрейда. Однако ясно, что сама по себе работа мозга еще не есть психическая жизнь. Фрейд постулировал существование не просто бессознательных процессов, а таких, которые не сводятся к возбуждению и взаимодействию нейронов и являются именно психическими процессами, т. е., например, бессознательными желаниями, намерениями, мыслями, эмоциями и т. д. Именно такое понимание бессознательного очень долго не принималось. О невозможности существования бессознательной психики писали многие психологи и философы до недавних пор. Сейчас однако поток такого рода критики почти иссяк, ибо метафора бессознательной психической деятельности оказалась исключительно плодотворной в связи с развитием современной когнитивной науки.
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного – это процессы и состояния, которые могут реализовываться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.
Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду гораздо меньше информации, тогда как на бессознательном – в десятки раз больше. Хотя для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия, в частности, интуиция, творческое решение задачи. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.
Итак, рассматривая сознание, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, понимание сознание в истории мысли очень неоднозначно и это связано не только с особенностями той или иной эпохи, но и с тем, что природа сознания весьма сложная и включает в себя многие свойства, качества, функции, как известные, так и остающиеся за пределами доступного человеку знания, что позволяет одновременно существовать различным подходам к пониманию сознания.
В отечественной философии ведущей в понимании сознания остается теория отражения с ее главными положениями: сознание существует не само по себе, но отражает реально существующий мир, и вместе с тем сознание не просто отражает (копирует), но активно преобразует мир.
Во-вторых, сознание возможно только при выполнении ряда условий, главные из которых – наличие соответствующего строения мозга и включенность человека в социальные отношения.
В-третьих, сознание идеально, и благодаря этому можно говорить о сознании как субъективной реальности. Субъективность, в частности, выражается в таком важной свойстве сознания как самосознание и рефлексия.
В-четвертых, в сознании есть свои глубины, закрытые для человека, и об этом следует помнить, если мы стремимся понять как сами себя так и окружающих.
Контрольные вопросы:
Как сознание связано с трудовой деятельностью человека?
Как понимаются предпосылки и условия возникновения сознания согласно теории отражения?
В чем заключается социальность сознания?
Как вы относитесь к утверждению Фрейда о том, что бессознательное – суть психического, а сознание – лишь его специфическая функция?
Как соотносятся устойчивое и изменяющееся в сознании человека? В чем состоит тождество «я» самому себе?
Насколько важна речь для развития сознания?
- Философия Курс лекций
- Оглавление
- Лекция 1. Предмет философии
- О названии
- Объект и предмет философии
- Специфика философской проблематики
- Структура философии
- Мировоззрение. Философия как мировоззрение
- Назначение и основные функции философии
- Лекция 2. Историко-философское введение
- Античная философия
- Теоцентризм средневековой философии
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Неклассическая философия
- Лекция 3. Русская философия
- Особенности русской философии
- Становление русской философии
- Русская философия о судьбе и предназначении России
- Философские взгляды в.С. Соловьева, ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого
- Русская философия Серебряного века (рубеж XIX-XX в.)
- Лекция 4. Движение. Пространство. Время
- Понятие движения. Классификация типов и форм движения.
- Движение и развитие
- Пространство и время как философские категории. Основные философские концепции пространства и времени
- Лекция 5. Сознание и познание
- I. Сознание
- Сознание как идеальное отражение действительности, функции сознания
- Проблема самосознания
- Структура сознания. Сознательное и бессознательное
- II. Познание
- Процесс познания, его формы и особенности
- Проблема истины
- Рациональное и внерациональное в познании
- Научное познание
- Лекция 6. Проблема смысла жизни
- Проблема смысла жизни
- Природа и состав духовности
- Совершенный человек
- Ценности
- Лекция 7. Социальная философия (Философское учение об обществе)
- Понятие общества и основные его характеристики
- Природа и общество
- Общество и государство. Философские основания теории государства
- Формы государства
- Основные учения о направленности общественного развития
- Формации и цивилизации — единство и разнообразие
- Лекция 8. Будущее. Возможности научного предвидения. Глобальные проблемы современности
- Глобальные проблемы современности, возможности и перспективы их решения
- Основная
- Дополнительная
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.