Объект и предмет философии
Следует разграничивать объект и предмет исследования. Любая наука имеет свой объект и свой предмет изучения. Объект – более широкое по объему понятие, чем предмет. Один и тот же объект, как правило, изучается разными науками, иногда весьма далекими друг от друга. Возьмем, например, нашу планету Земля. Она является объектом изучения множества наук: геология, география, геометрия, геодезия – вот лишь неполный их перечень. Эти науки изучают один и тот же объект – Землю, но у каждой из них – свой специфический предмет.
Все известные человеку сферы действительности, так или иначе, являются объектом и предметом изучения какой-либо конкретной науки. Ни в природной, ни в общественной, ни в духовной сферах реальности нет «незанятых мест», нет ни одного уголка, который бы не был объектом изучения, предметом внимания соответствующей науки. Природа, начиная от элементарных частиц и одноклеточных организмов и кончая человеком, является объектом изучения естествознания, состоящего из множества различных конкретных наук. Общество с его многочисленными и разнообразнейшими сферами, начиная от экономической жизни и кончая тончайшими проявлениями духа, исследуется целым рядом общественных наук, в своей совокупности образующих обществознание. Развивая свои производительные силы, совершенствуя образ жизни, человек изобрел множество технических устройств, облегчающих его физический и умственный труд. В результате технической деятельности, научно-технического творчества возникло большое разнообразие технических наук, техникознание. Таким образом, для философии как бы не остается своего конкретного места приложения. На этом основании некоторые философы и ученые пытаются представить философию беспредметной наукой и даже лженаукой. Вся сумма конкретных научных знаний, утверждают они, есть своего рода энциклопедия наук, она и дает нам общее знание о мире.
Возникает, однако, вопрос, а кто же соберет в единую систему весь этот огромный лоскутный мир научных знаний? Эту задачу, наряду, конечно, с другими, должна решать философия. Она, как и другие науки, имеет собственный объект и предмет изучения.
Объектом философии в отличие от других наук является весь окружающий нас мир, в том числе и человек, пребывающий в нем. Но, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Не в состоянии это сделать и философия. Она, интересуясь миром в целом, ограничивает свои задачи кругом проблем, имеющих вполне конкретный характер. Другими словами, философия, как и всякая наука, помимо объекта имеет свой конкретный предмет изучения, позволяющий выявить ее специфику и отграничить от других научных дисциплин.
В бесконечном многообразии и разнообразии материального и духовного мира философия стремится отыскать какие-то единые начала, самое общее, что свойственно каждой сфере реальности. Эти единые начала разные философы именуют по-разному. Называют то принципами, то чертами, то законами и закономерностями. Но как бы их ни называли, именно они лежат в основании любой философии и являются, в конечном счете, наиболее существенной характеристикой ее предмета.
Имея это в виду, можно сказать, что философия есть особый вид познавательной деятельности человека, направленный на изучение самых общих (всеобщих) оснований и принципов (закономерностей) бытия мира и человека, их взаимных связей и отношений. Таким образом, философия ставит перед собой проблемы, выходящие за пределы тех или иных конкретных сфер реальной действительности, не подменяя, вместе с тем, частные науки.
Необходимо иметь в виду, что предмет философии на протяжении ее долгой истории претерпевал существенные изменения. Первоначально философия включала в себя все нерасчлененное знание и была своего рода «наукой наук». По мере накопления и развития знаний многие вопросы, прежде считавшиеся философскими, переставали быть таковыми и переходили в разряд конкретных наук, либо других форм общественного сознания. Этот процесс продолжается и до сих пор. Впрочем, мы наблюдаем и противоположную тенденцию: философская проблематика в ходе развития наук и самой философии, по мере возрастания добываемых знаний и сделанных открытий, расширялась и совершенствовалась, прирастала новыми проблемами.
- Философия Курс лекций
- Оглавление
- Лекция 1. Предмет философии
- О названии
- Объект и предмет философии
- Специфика философской проблематики
- Структура философии
- Мировоззрение. Философия как мировоззрение
- Назначение и основные функции философии
- Лекция 2. Историко-философское введение
- Античная философия
- Теоцентризм средневековой философии
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Неклассическая философия
- Лекция 3. Русская философия
- Особенности русской философии
- Становление русской философии
- Русская философия о судьбе и предназначении России
- Философские взгляды в.С. Соловьева, ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого
- Русская философия Серебряного века (рубеж XIX-XX в.)
- Лекция 4. Движение. Пространство. Время
- Понятие движения. Классификация типов и форм движения.
- Движение и развитие
- Пространство и время как философские категории. Основные философские концепции пространства и времени
- Лекция 5. Сознание и познание
- I. Сознание
- Сознание как идеальное отражение действительности, функции сознания
- Проблема самосознания
- Структура сознания. Сознательное и бессознательное
- II. Познание
- Процесс познания, его формы и особенности
- Проблема истины
- Рациональное и внерациональное в познании
- Научное познание
- Лекция 6. Проблема смысла жизни
- Проблема смысла жизни
- Природа и состав духовности
- Совершенный человек
- Ценности
- Лекция 7. Социальная философия (Философское учение об обществе)
- Понятие общества и основные его характеристики
- Природа и общество
- Общество и государство. Философские основания теории государства
- Формы государства
- Основные учения о направленности общественного развития
- Формации и цивилизации — единство и разнообразие
- Лекция 8. Будущее. Возможности научного предвидения. Глобальные проблемы современности
- Глобальные проблемы современности, возможности и перспективы их решения
- Основная
- Дополнительная
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.