Понятие движения. Классификация типов и форм движения.
Движение, пространство и время относятся к числу основных философских категорий и играют огромную роль как в философской, так и в научной модели (картине) мира.
«Все течет, все изменяется». Эти слова принадлежат древнегреческому мудрецу и мыслителю Гераклиту, жившему в VI в. до нашей эры. И действительно, окружающий нас мир находится в постоянном движении. То, что нам кажется неподвижным, например, мерцающие в далеком небе звезды, на самом деле движется с огромной скоростью. Мы движемся вместе с Землей вокруг Солнца. Солнце, в свою очередь, движется вместе с нашей Галактикой. Наша Галактика движется относительно других галактик и т.д. Движение сложно и многообразно. Движется не только материальный мир, но и в нашей душе происходят невидимые для других изменения. Меняется культура, меняются эпохи.
В самом общем смысле движение представляет собой способ существования мира. Существовать – значит быть в движении. Все существующие в мире предметы, объекты, состояния, процессы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Эти взаимодействия носят как внутренний, так и внешний по отношению друг к другу характер. Взаимодействуя друг с другом, предметы, объекты, обнаруживают себя, свои свойства, проявляют свою сущность. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний любого объекта. Все изменения, происходящие в реальном мире, характеризуются общим понятием «движение», которое с самого зарождения философии вошло в ее лексикон как одно из фундаментальных. Другими словами, изменение вообще обозначается понятием движения. Механическое перемещение представляет собой лишь частный случай движения. Такое понимание движения утвердилось в философии.
Древнегреческий мыслитель Аристотель подчеркивал, что знание движения – ключ к познанию природы, ведь природа есть начало движения и изменения. Аристотель рассматривал движение сквозь призму таких понятий как качество, количество, мера. Движение в отношении качества – качественное изменение, т.е. изменение каких-либо внутренних, присущих этому объекту свойств. Движение в отношении количества – рост и убыль, а движение в отношении места – перемещение. Причем все эти виды движения не изменяют сущности объекта, т.е. объект остается тем же самым. Аристотель также подчеркивал, что движение любой вещи, предмета, объекта, изменение состояний осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, предмету, объекту, состоянию. Понятие движения отдельного объекта – чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета.
Вместе с тем древнегреческие мыслители обратили внимание на сложную природу движения. Если движение рассматривать как простое перемещение объекта в пространстве, как перемещение из одной точки в другую, как же объяснить качественное изменение объекта? Следовательно, движение несводимо просто к перемещению или к механическому движению. В Древней Греции были и такие философы, которые полностью отрицали движение. В частности, древнегреческий мыслитель Парменид (V в. до н. э.) утверждал, что «неподвижно оно (бытие), цельное все и однородно». Тем самым Парменид доказывал вечность и неизменность бытия как сущего самого по себе. Его ученик Зенон (V в. до н.э.) в своих знаменитых апориях «Дихотомия», «Стадион», «Ахиллес», «Стрела», прибегая к очень сложным и остроумным аргументам (доводам), подверг сомнению истинность и возможность движения, считал движение ложным понятием. В апории «Стрела» Зенон доказывал, что стрела, выпущенная из лука, не летит (летящая стрела одновременно находится в «этом» месте и не находится). Парадоксы Зенона вызвали большое замешательство. Позднее многие мыслители, а также ученые: логики, математики, физики пытались разрешить эти загадки. Однако и по настоящее время особых успехов в решении этих задач не наблюдается. Первым оппонентом Зенона был некий философ, который стал тут же перед ним ходить, демонстрируя очевидность движения, данность его в чувственном опыте. Зенон пояснял, что он доказывает вовсе не то, что движения нет, а лишь то, что оно немыслимо. Однако, поскольку элеаты считали, что бытие и мышление тождественны друг другу, то, в конечном счете, движения нет. Между тем Зенон обратил внимание на то, что опытная достоверность может противоречить логическим утверждениям. То, что дано в опыте, не соответствует тому, что открывается в мысли. Спор древних греков по поводу движения нашел отражение в известном стихотворении А.С. Пушкина:
Движенья нет! Сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал, но стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит.
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей?
В ходе многовековых дискуссий о природе движения, философы пришли к выводу, что движение внутренне противоречиво: оно есть сложное единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя, единство относительного и абсолютного. Так, любое изменение каких-то элементов, свойств того или иного объекта осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит только через движение. Как бы ни изменялся предмет, объект, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению и, в конечном счете, к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Движение абсолютно, а покой относителен – еще один вывод, касающийся движения. Абсолютизация покоя есть ошибка, а абсолютизация изменчивости при забвении устойчивости также ошибочна. Тем самым движение относительно в том смысле, что изменение места или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, неуничтожимо. Двигаться – значит быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там.
Итак, движение есть изменение, а любое изменение есть движение. Оба этих положения раскрывают сущность движения как способа существования мира. Иначе говоря, мир существует в движении и дан нам через движение. Однако понятия «движение» и «изменение», будучи равнозначными, взаимно заменяя друг друга, все же несут различную семантическую нагрузку, т.е. несколько отличаются друг от друга по смыслу. В слове «движение» упор делается на внешнюю сторону. Чаще всего мы употребляем это слово применительно к механическому, пространственному перемещению. Для нас движение – это изменение местоположения. Понятие «изменение» подчеркивает внутреннюю сторону движения объекта, указывает на то, что в объекте происходят существенные перемены.
Другой сложной проблемой при выявлении природы движения является проблема причины и источника движения. Либо причина и источник движения находятся вне движущегося объекта, либо это причина внутреннего характера. «Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой себя», – писал Аристотель5. Вместе с тем Аристотель, а затем наука и философия XVII века в понимании первопричины и первоисточника движения исходили из признания неподвижной точки отсчета, предполагали наличие Перводвигателя. Аристотель отмечал: «То, что вызывает движение, само должно быть неподвижным»6. В новоевропейской модели мира учение о Боге как Перводвигателе придерживались и французский мыслитель Р. Декарт, и английский ученый, создатель классической физики И. Ньютон. Так Декарт полагал, что «Бог… не подвержен изменению и постоянно действует одинаковым образом… Бог незыблем, и Он простейшим действием сохраняет движение в материи»7.
Аристотель одним из первых предложил и классификацию типов и форм движения. Аристотель называл шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, перемещение или изменение по положению. Что касается типов движения, то правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый тип – это движение, связанное с сохранением устойчивости, определенности предмета, его качества. Это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме этого существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, т.е. с изменением качественного состояния предмета.
В XVII и XVIII веках преобладала «механистическая» модель мира. Успехи, достигнутые в области изучения механического движения, побудили многих ученых и мыслителей и, в первую очередь, Р. Декарта и И. Ньютона перенести механические законы на весь мир. Многие ученые в это время были убеждены в том, что законы механики (первый и второй закон термодинамики) носят универсальный характер, а вся Вселенная в своем движении подчиняется этим законам. В этот период ученые акцентировали внимание на первом типе движения.
Однако в XIX веке появление таких наук как химия, биология, а также эволюционной теории, существенным образом изменили представление о движении. Ученые доказывали, что мир на различных уровнях своей организации устроен не одинаковым образом, т.е. мир неоднороден. Каждому уровню организации мира соответствует своя форма движения, т.е. свои закономерности движения. На основании этого немецкий мыслитель Ф. Энгельс (1820-1895) выделил пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Все формы движения последовательно вытекают одна из другой. Иначе говоря, между формами движения существует генетическая связь, то есть высшая форма движения возникает на основе низших форм. В то же время высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Другими словами, живая природа и общество в своем движении подчиняются иным законам и закономерностям, не механическим и не физическим, а своим собственным. Многие ученые предостерегали и предостерегают от т.н. редукционизма. Редукционизм – это и есть неправомерное сведение (редукция) сложных форм движения к простейшим. Подобная позиция получила в науке название «механицизма» и «физикализма». Например, автор нижеприведенного высказывания рассуждает в духе механицизма: «Ход истории определяется устойчивым веществом наследственности, содержащимся в хромосомах, которые неодинаковы у людей различных общественных классов, чем и объясняется их различное положение в обществе»8. Другим примером может служить социобиология, создатели и представители которой не видят существенной разницы между природой и обществом, не рассматривают общество как специфическую систему. Подобный биологизаторский подход к общественной жизни и есть разновидность редукционизма.
Согласно современной науке Вселенная представляет собой совокупность систем, находящихся по отношению друг к другу в неравновесном состоянии, что с еще большей очевидностью свидетельствует о ее неоднородности. Объекты микромира самым существенным образом отличаются от объектов макромира, и тем более сложно устроены объекты мегамира. Все это вместе взятое привело к довольно сложной классификации форм движения. Как правило, формы движения соответствуют трем важнейшим сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Наука ХХ века открыла новые формы физического движения: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субатомного уровня; процессы мегамира – галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. Современная наука внесла много нового и в понимание природы биологического движения. Становление и бурное развитие гуманитарных и общественных наук внесли существенный вклад в понимание общественных процессов и тем самым социальной формы движения.
- Философия Курс лекций
- Оглавление
- Лекция 1. Предмет философии
- О названии
- Объект и предмет философии
- Специфика философской проблематики
- Структура философии
- Мировоззрение. Философия как мировоззрение
- Назначение и основные функции философии
- Лекция 2. Историко-философское введение
- Античная философия
- Теоцентризм средневековой философии
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Неклассическая философия
- Лекция 3. Русская философия
- Особенности русской философии
- Становление русской философии
- Русская философия о судьбе и предназначении России
- Философские взгляды в.С. Соловьева, ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого
- Русская философия Серебряного века (рубеж XIX-XX в.)
- Лекция 4. Движение. Пространство. Время
- Понятие движения. Классификация типов и форм движения.
- Движение и развитие
- Пространство и время как философские категории. Основные философские концепции пространства и времени
- Лекция 5. Сознание и познание
- I. Сознание
- Сознание как идеальное отражение действительности, функции сознания
- Проблема самосознания
- Структура сознания. Сознательное и бессознательное
- II. Познание
- Процесс познания, его формы и особенности
- Проблема истины
- Рациональное и внерациональное в познании
- Научное познание
- Лекция 6. Проблема смысла жизни
- Проблема смысла жизни
- Природа и состав духовности
- Совершенный человек
- Ценности
- Лекция 7. Социальная философия (Философское учение об обществе)
- Понятие общества и основные его характеристики
- Природа и общество
- Общество и государство. Философские основания теории государства
- Формы государства
- Основные учения о направленности общественного развития
- Формации и цивилизации — единство и разнообразие
- Лекция 8. Будущее. Возможности научного предвидения. Глобальные проблемы современности
- Глобальные проблемы современности, возможности и перспективы их решения
- Основная
- Дополнительная
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83.