logo
курс лекций по философии новый

Природа и состав духовности

Прежде всего, духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательном стремлении усовершенствовать себя. Одухотвориться – значит проникнуться высшими ценностями, приблизить свою жизнь к идеалу. Духовность всегда предполагает стремление человека в своем существовании ориентироваться на идеалы абсолютного бытия. Это проявляется в его конкретном существовании, во-первых, как стремление к свободе от социального окружения и ограниченности тела и, во-вторых, как ответственность за свои поступки в свете абсолютного бытия. Причем речь идет не о каких-то абстрактных вещах, а о предельно конкретных, проявляющихся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения. Только в этом смысле мы можем говорить о бытии человека как о бытии духовном. Что определяет понимание духовного бытия человека?

Во-первых, духовность как субъективный мир человека: духовность существует как внутренняя жизнь человека, развертывается в индивидуальном пространстве и времени каждого конкретного человекаи представляет собой собственное «Я» человека.

Во-вторых, духовность выступает как форма самоидентификации человека. Речь идет о том, что каждый из нас стремится обрести свое собственное, не похожее на других «Я», что требует идентификации (отождествления) себя с неким постоянным идеальным ядром, центром, вокруг которого происходит «собирание» нашей жизни. Именно благодаря идентификации мы решаем, признавать ли какие-либо ценности «своими» или же отбросить их как «чужие».

В-третьих, духовность предстает как форма интериоризации (перевода извне – внутрь) накопленных человечеством идеалов и ценностей, освоение социального и культурного опыта.

В-четвертых, духовность это особый комплекс неких императивов (безусловных требований), который направляет, организует, корректирует деятельность человека. Прежде всего, это сфера морали и религии, которые наделяют человека требованием безусловного подчинения и исполнения нравственного долга. Именно по отношению к этому смыслу духовности применяется выражение «власть духа».

В-пятых, духовность человека также понимается как проявление его свободы. Причем свобода берется не столько в материальном отношении, как некая свобода делать все, что хочешь, но особая свобода, возвышающая человека над материальной нуждой, земными удовольствиями и т.п.; это так называемая «свобода духа».

При этом надо подчеркнуть, что духовность всегда выходит за пределы обыденности, противоречит ей. Духовность во все времена воспринималась в контексте свершения некоего подвига, какого-то сдвига по отношению к повседневности, чаще всего – по отношению к быту.

Различные авторы в составе духовности называют различные компоненты, дается их различная трактовка и оценка значимости. Если обратиться к наиболее общей картине того, как понимается состав духовности в современной философии, то можно выделить семь наиболее важных элементов, достаточно полно выражающих состав духовности, исходя и из религиозного духовного опыта и из нерелигиозного, светского духовного опыта.

Морально-психические качества, фиксируемые в нравственных категориях добра и любви, а также те усилия, которые человек направляет на предотвращение антиподов добра, – т.е. зла и ненависти.

Идейно-эмоциональная возвышенность присущих духовности мыслей и поступков, их вселенская всеохватность, устремленность к новому, лучшему, воодушевление высокой целью. Именно этот компонент позволяет говорить о духовном как чувстве, и при отсутствии данного чувства идеалы не смогут увлечь человека, несмотря на богатство содержания этих идеалов.

Понятие и чувство прекрасного (красоты), возникающие при восприятии какой-то гармонии. В отличие от нравственных и познавательных ценностей, чувство прекрасного связано с восприятием чувственной формы, с созерцанием и воображением. Кроме того, прекрасным предстает не только природная или искусственная форма, но и поступки человека.

Совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми.

Милосердие, сострадание, сопереживание, жалость, забота о детях и стариках, больных и немощных. Ф. Ницше, критикуя «внешнюю», создаваемую для видимости духовность, замечает: «Легко любить дальнего, но попробуйте любить ближнего!». Настоящее милосердие должно быть направлено не на абстрактных людей, а на тех, кто постоянно рядом с нами.

Интеллект, разум, знания, наука, стремление людей к творчеству, к постижению истины. Именно творчество выступает базисным элементом всей духовной жизни человека, так как только в творчестве достигается достижение той целостности всех названных компонентов духовности, которая позволяет говорить о духовном бытии человека. Религия в качестве главной причины возвышения человека над другими существами указывает на творческие способности человека. Н. Бердяев так выражает эту идею: «Человек не раб и не ничтожество, человек – соучастник в Божьем деле творческой победы над ничто».

В современной литературе в качестве особого компонента духовности называется ее экологическая составляющая. Она выражает направленность не только всего человечества, но и отдельного человека на обеспечение устойчивого экономико-экологического развития цивилизации при сохранении природной среды не только для нынешних, но и для всех последующих поколений людей.

Смысл жизни определяется по-разному, в зависимости от жизненной позиции мыслителя. Но если говорить о тенденциях, то они представлены двумя противоположными направлениями и могут быть обозначены формулой иметь или быть? Не случайно именно эта формулировка внесена в заглавие наиболее известных работ по рассматриваемой проблеме: «Быть и иметь» Г. Марселя и «Иметь или быть?» Э. Фромма.

В основе этих направлений лежат глубокие социальные корни, тесно связанные с определенными экономическими, политическими, духовно-нравственными причинами. Так, установка «иметь» определяет социальный статус личности через собственность, формы которой возникают и развиваются на известных этапах исторического развития. Следует отметить, что различные религиозные учения и светские теории гуманизма отрицательно относятся к абсолютизации этой установки при определении жизненных ориентиров. Стремление к ограничению бездумного накопительства, скупости, неуемной жажды к обогащению – неотъемлемая составляющая многих этических правил, программ, требований. В условиях современного потребительского общества происходит «вымывание» исторических духовно-нравственных ориентиров, и поэтому традиционные этические императивы приобретают обостренное звучание. Но сегодня возникает проблема осмысления природы и границ такого феномена, как «интеллектуальная собственность». Можно ли, например, раз и навсегда закрепить за одним человеком авторское право на какую-либо идею или мысль и запретить ее использование другими людьми?

Направление, характеризуемое символом «быть», скорее всего, относится к удовлетворению потребностей духовного порядка. Сюда относится вся сфера требований, определяющих человека как такового, сфера должного для конкретной личности. Следует отметить, что содержание должного (кем должен быть человек) не является вневременной, постоянной константой. Каждая эпоха предъявляет свои требования, но, тем не менее, «ядро» морально-нравственных, составляющих общечеловеческие, ценностей служит наиболее общей основой ориентирования общества и индивида.

В целом же нравственная сфера производна от духовной. Нравственные ценности выступают смысловыражением духовности и отличаются от моральных норм, которые в качестве внешних запретов выполняют функцию «защиты социальности»; с другой стороны, нравственность как выражение духовности отличается и от западноевропейского «законничества». Вместе с тем нравственное чувство тяготеет к эстетизации и, как правило, отзывается повышенной религиозностью.

Проблема смысла жизни всегда соотносилась с проблемой свободы, особенно при решении важного практического вопроса: несет ли человек ответственность за свои поступки? Человек формируется как духовное существо в процессе преодоления своего естественного состояния и выделения своего «Я» из наличных ситуаций и естественного поведения. Если признать абсолютную детерминированность поступков внешними, внеличностными факторами, то тогда любые деяния индивида нельзя ни вменить ему в вину, ни поставить в заслугу. Абсолютная же автономия личности прерывает причинно-следственные связи с миром, разрушает целостность человеческого бытия. Большинство концепций свободы стремится объединить крайние тенденции, выбрать средний путь. Так, теологические концепции свободы исходят из божественной предопределенности «блага», «добродетели», добровольное следование которым проявляется в результате свободного нравственного выбора между добром и злом.

Различие взглядов на проблему свободы объясняется многообразием отношений в системе «мир – человек». Абсолютизация отдельных сторон этих отношений ведет к односторонности, искажает подлинную картину жизнедеятельности человека. Действия и поступки реальной личности в известной степени определены объективными условиями (экономическими, политическими, социальными и другими), которые сложились до и независимо от нее. В этом факте проявляется преемственность истории, связь поколений. Но в тоже время деятельность человека носит принципиально альтернативный характер, ибо в жестких рамках природной и социальной необходимости существуют широкие возможности для ответственного выбора различных целей, а также средств, способов, методов их достижения. Категория свободы может быть отнесена к различным сферам деятельности и в соответствии с ними выступать как свобода политическая, свобода экономическая, свобода духовная, свобода творчества, свобода познавательная и т.д.

Политическая свобода содержит определенный набор гражданских прав и обязанностей, которые в целом обеспечивают и гарантируют нормальную жизнедеятельность как общества в целом, так и отдельного индивида. Достижение свободы – одно из основных программных положений различных политических партий и движений.

Экономическая свобода в значительной мере означает свободу от эксплуатации во всех ее формах. Затем это понятие характеризует степень независимости в принятии экономических решений, возможность экономического выбора и действия.

Духовная свобода относится к сфере духовных отношений человека: выступает как свобода в выборе мировоззренческих позиций, идеологии, религии, морально-нравственных идеалов, эстетических норм и т.д. Свобода – необходимое условие формирования духовно-нравственной личности.

Творческая свобода – особая грань культуры. И как таковая означает продуктивную мощь человеческой личности. Творчество проявляется как преодоление границ мира, познания, сложившихся норм и представлений в любой сфере человеческой деятельности. Таким образом, в основе творческой деятельности – преодоление некоторой реальности объективности, косности, догматизма, инертности. В этой изначальной основе уже заключена свобода как необходимое условие творческой деятельности.

Свобода познания неотделима от освоения человеком окружающего мира. Чем глубже и обширнее знания человека о природе и обществе, тем с большей обоснованностью осуществляет он свою деятельность по преобразованию действительности. Адекватное знание о земном притяжении позволило преодолеть его и проникнуть в околоземное пространство. Знание законов рынка позволяет через систему экономических реформ способствовать прогрессивному развитию общества. Зависимость свободной деятельности от познания природных и социальных закономерностей была замечена и сформулирована Спинозой: «Свобода – это осознанная необходимость».

Проблема свободы личности тесно сопряжена с проблемой отчуждения. Отчуждение – это социальный процесс, который состоит в превращении деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, зачастую противостоящую и враждебную ему. Так, развитие товарно-денежных отношений характеризуется возрастающим господством денег – феномена, созданного человеком. В философской мысли XX века отчуждение связывается в основном с развитием техногенной цивилизации. Техника, являясь делом рук человеческих, превращается в некую «демоническую» силу, безжалостно уничтожающую привычный мир человеческих ценностей и смыслов. В результате – разрушение целостности личности, утеря чувства «Я», т.е. обезличивание, – примером может служить развитие телевидения и компьютерных игр, завораживающих и поглощающих человека.