logo
курс лекций по философии новый

Общество и государство. Философские основания теории государства

С самого начала возникновения философии государство было объектом особенного ее внимания. Нет ни одного крупного философа и в прошлом и теперь, который бы в своем творчестве обошел эту тему стороной. Неослабевающий интерес философской мысли к проблемам государства, конечно, не случаен. Он объясняется исключительностью выполняемых им задач в обществе, особым, определяющим его статусом во всей общественной системе.

Общество и государство. Между обществом и государством имеется немало общих черт, дающих некоторое основание для их отождествления. Например, и то, и другое невозможно себе представить без территориальных и временных границ своего бытия. И общество, и государство являются союзом взаимодействующих людей, объединившихся для достижения некоторых общих целей и т.д.

Разумеется, между ними есть и немало существенных различий. Общество является более широким по объему понятием, нежели государство. Оно включает в себя все виды человеческой деятельности. Государство относится к обществу, как часть к целому. Наиболее существенной характеристикой государства является его политико-правовая природа. Выдающийся русский философ и государствовед И.А. Ильин определял государство как политический союз членов общества, основанный на праве.

Разграничительная линия между обществом и государством определяется также временными параметрами. Большую часть своей истории человечество жило без государства. Общество как особая социальная система появилось примерно миллион лет назад. Первое же государство, возникшее в обществе, насчитывает не более 10—12 тысяч лет.

Но и там, где государству не отводится столь глобальное значение, оно всегда выступает в роли средства и формы осуществления общественных целей. Иными словами, общество и государство в их отношении друг к другу выступают не только как часть и целое, но и как цель и средство. Поэтому все, что свойственно объективной диалектике соотношения цели и средств, свойственно в общем плане и соотношению общества с его глобальными целями и государству, как орудию осуществления этих целей.

Обратим внимание еще на один момент, так или иначе связанный с особенностями государства.

Все имеющиеся в обществе связи и отношения между людьми по большей части опосредованы множеством промежуточных звеньев. Непосредственные отношения между ними, как правило, ограничиваются рамками работы, семьи, близким кругом людей. Эти отношения составляют лишь малую часть имеющихся общественных связей. Образно говоря, человеческое общество — это поле со слабыми, опосредованными взаимодействиями людей. Посреди этого поля возникают то тут, то там очаги напряженности, вызванные столкновением интересов, несовпадением, а то и прямой противоположностью целей, которые люди ставят перед собой и стремятся их осуществить и т.п. Эта напряженность не только не сближает их, а наоборот, ослабляет сложившиеся общественные связи вплоть до возникновения реальной опасности распада и деградации общества. Для того чтобы этого не случилось, требуется особая сила, способная поддерживать и укреплять необходимое взаимодействие людей в обществе, предотвратить опасность разложения общественных связей, объединить и сплотить всех в одну крепкую и подчиняющуюся общим правилам (законам) форму совместного сожительства людей.

Такой силой и выступает государство. Благодаря государству и с его помощью индивидуальные, разрозненные, несовпадающие, а то и противоположные цели направляются к одному общему знаменателю. Множество разрозненных действий и намерений с помощью государственного воздействия, нередко с применением принудительных мер, направляются в один общий поток, удовлетворяющий, в конечном счете, как общие, так и частные интересы.

Таким образом, государство по отношению к обществу выступает в качестве силы, скрепляющей, активизирующей, упрочивающий отношения между людьми в обществе, придающей им устойчивость и всеобщий характер.

Наконец, обратим внимание еще на одно характерное различие общества и государства.

Известно, что в сравнении с материальными системами неживой и живой природы общественная жизнь является более подвижной, наиболее склонной к изменениям и всякого рода метаморфозам. Существенные перемены в обществе происходят буквально на глазах одного поколения, особенно в экономической сфере. Что касается государства, оно более консервативно. Говорить о развитии государства, а тем более применять к нему термин "прогресс" можно лишь с большой долей условности. История свидетельствует, что, несмотря на экономические, технические и даже политические перемены в обществе, сущность государства и его формы остаются либо неизменными, либо претерпевают незначительные изменения.

Относительно происхождения государства существует множество различных взглядов. Это объясняется рядом причин. В их числе следует в первую очередь назвать сложность и неоднозначность самого объекта исследования. Хотя люди, что называется, на собственной шкуре познают воздействие государства и его многочисленных учреждений, понять до конца его истинную природу они не могут. Государство — это не только видимая, осязаемая его часть, нечто вещественное, материальное. Суть его скрыта в тайниках невидимого и неосязаемого. Подводная часть айсберга — духовная, идеальное основание государства, скрытая не только от чувств, но и от проникновения ума. Вот почему, несмотря на многочисленные усилия выдающихся исследователей прошлого и современности, как уже было сказано, выразить адекватно его сущность с помощью логических приемов не удается.

Существование разнообразных взглядов по вопросу о происхождении и сущности государства лишний раз подчеркивает, сколь сложна и неоднозначна эта проблема. Отсутствие единого, общепризнанного ее понимания вовсе не означает, что государство есть какое-то не поддающееся научному объяснению явление общественной жизни. Разнообразие взглядов на происхождение и сущность государства не может служить доказательством, что оно есть какая-то вещь в себе, нераскрываемая и непознаваемая. Наоборот, существование разных подходов к этой проблеме позволяет найти в этом многообразии точек зрения нечто общее, те черты государственной организации, наличие которых не отрицается ни одной школой.

Ни один государствовед и ни один философ не станет отрицать того очевидного факта, что всякое государство занимает определенную территорию, имеет свои границы, отделяющие его от других государств. Никто не станет оспаривать и того, что носителями государственной власти являются люди, объединенные в политический союз и являющиеся его составляющими. Подданные государства, граждане, являются таковыми не в силу кровного родства, как это имеет место в роду или племени, а по месту территории проживания.

Другим, не менее очевидным и бесспорным признаком любого государства является наличие в нем органов публичной власти. В первую очередь к ним относится аппарат государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные и другие учреждения, осуществляющие свои полномочия, предусмотренные государственными законами и прежде всего основным законом — Конституцией. В любом государстве имеется полиция (милиция), армия и т.д.

Одним из наиболее характерных признаков всякого государства, отличающим его от других общественных организаций, является наличие в нем силовой составляющей. Сила и принуждение необходимы государству для защиты его суверенитета и территориальной целостности, для защиты жизни и здоровья своих граждан, для беспрепятственного осуществления своих прав и обязанностей. Принуждение и сила должны применяться государством всюду, где без него невозможно обойтись. Часто оно оказывается единственным средством устранить беспорядок и наладить нормальные отношении в обществе. Принуждение должно последовать во всех случаях бездействия или действия должностных лиц в самом государстве, а также частных организаций, приводящих к массовому голоду, распространению эпидемических заболеваний, или массовому отключению тепла и света. Поскольку государства отличаются друг от друга не только по своим формам, но и по дисциплинированности и законопослушности своих граждан, принуждение в одних государствах применяется лишь в исключительных случаях, в других же оно становится нормой повседневной жизни, обычным ее явлением.

Оценивая те или иные теоретические учения о сущности государства с точки зрения их практической значимости, следует сказать, что не всякая теоретическая модель государства может быть принята для внедрения ее в практику государственного строительства. Особенно это касается тех учений, которые провоцируют насильственный, революционный захват власти. Наглядным примером таких взглядов может служить марксистское учение о сломе прежнего буржуазного государства и построении на его обломках нового пролетарского государства. Насильственное внедрение этих революционных идей привело к великой народной трагедии. Исходя из вроде бы безобидных «научных» постулатов, большевики принялись крушить и громить прежнюю тысячелетнюю государственность, всю ее атрибутику, все ее национально-государственные учреждения и лихорадочно заменять наспех придуманными государственными институтами власти. В результате были понесены колоссальные материальные потери и искалечены судьбы людей, произошли величайшие моральные и духовные траты.

Возможно ли сломать, разбить, уничтожить государство в то время, как народ — его носитель и выразитель — еще жив, еще не утратил своих сил и потенций? Правильный ответ на этот вопрос возможен лишь на основе верного понимания сущности государства, его природы и предназначения. Конечно, уподобление государства машине, механическому орудию или узде, с помощью которых один класс господствует над другим, вполне логично и естественно приводит к выводу о возможности и необходимости его слома, «разбития вдребезги» и т.п. Идеолог классовой природы государства или теории вражды и насилия «есть всегда жертва собственной политической наивности: он судит о праве и государстве как понимающий, не только не понимая предмета, но и не подозревая о своем непонимании» (И.А. Ильин). Природа государства, подобно природе Церкви, двойственна: она одновременно и земная, и небесная, и физическая, и духовная. Государство есть в первую очередь духовное объединение и единение людей, имеющих общую историческую судьбу, единую религиозно-мифологическую и духовно-нравственную основу воспитания. Именно эта духовная сеть тонких, незримых, но прочных нитей связывает этих людей в государственное единство. На этой духовной основе и возводится государственное здание, являющееся лишь внешним выражением невидимой сущности государства. Но когда марксисты, анархисты, сторонники насильственной природы государства пытаются не только в теории, но и в процессе революционной практики сломать и уничтожить государство, их усилия, в конце концов, оказываются напрасными. Смена государственных учреждений, а лучше сказать, их вывесок, не затрагивает глубинной сущности государственности и не может радикально изменить подлинную природу и предназначение государства. Всякие внешние переделки и перестройки того или другого национального государства, перекраивание его границ и прочее, хотя и пагубны для общества, сотрясают и помрачают его духовную сущность, но они не в состоянии эту сущность отменить, уничтожить, разбить. Дух не подается физической экзекуции и по своей сущности бессмертен.