logo
курс лекций по философии новый

Понятие общества и основные его характеристики

Социальная философия или, как ее еще называют, философия истории традиционно входит составной частью в общую философию, являясь органическим и непосредственным продолжением философии человека. Различие между философской антропологией и социальной философией состоит в том, что если философская антропология рассматривает человека под углом зрения его внутренних психофизических и духовных качеств, то социальная философия интересуется «совокупным человеком», человеком в его, так сказать, коллективной ипостаси, взаимной деятельностью людей, их общением между собой, обществом. Социальная философия призвана ответить на многие сложнейшие воп­росы общественной жизни: что такое общество, для каких целей оно возникает, как развивается и что его ожидает в будущем, какова структура общественной жизни и механизм взаимодействия ее многообразных и непохожих друг на друга сфер, есть ли в обществе объективные законы, действующие независимо от сознания и воли людей, и многое другое.

Жизнь человека немыслима вне общества. Недаром Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек нуждается в общении для достижения своих многочисленных жизненных интересов и целей. Среди них есть и такие, которые одинаково важны всем. В их достижении и реализации заинтересован каждый человек. Это цели продолжения рода, а также материального и духовного поддержания жизни и цели, вызванные необходимостью регулирования самого процесса общения между людьми.

Самой первой потребностью человека является удовлетворение в пище, в одежде, в жилище. Одинокий человек не в состоянии без поддержки других людей обеспечить себя необходимыми материальными средствами жизни. Не объединяясь в общество, человек не в состоянии устроить для себя человеческую жизнь и вынужден либо погибнуть, либо превратиться в животное. То же самое можно сказать об удовлетворении духовных потребностей. Нужда в духовной пище сплачивает людей не менее, если не более, сильно, чем необходимость материальная. Среди духовных потребностей на первое место надо поставить религиозные стремления и интересы, которые создают мощное ду­ховно-психологическое поле, стягивающее людей к единому центру, собирающие их вместе, наполняющие чувством общности. К духовным целям, объединяющим людей в общество, относятся и цели познания окружающего мира, своей внутренней природы и своих собственных отношений. К этим целям их приводит не праздное любопытство, а необходимость понять смысл своей жизни, жизни природы, желание облегчить свой труд, усовершенствовать жизнь. Познание есть естественная потребность человека, она коренится в его природе. Эта потребность может быть осуществлена только в условиях совместного проживания людей, в условиях общества.

Что касается целей регулирования человеческих отношений, то они столь же объективны и столь же важны для человека, как и первые. Если эти цели по какой-либо причине не осуществляются, общество распадается. Подобно целям, связанным с продолжением рода, поддержанием и сохранением жизни, они никогда не исчерпываются и должны постоянно возобновляться. Нужда в регулировании межчеловеческих отношений никогда не исчезнет, пока существует общество. Поэтому высказанное в свое время Марксом положение, что при коммунизме управление людьми заменится управлением вещами, нужно рассматривать как простое недоразумение. Более того, задача управления взаимоотношениями людей в обществе не только не упрощается, а становится все более сложной.

Любая цель предполагает и соответствующие средства ее осуществления.

Удовлетворение материальных потребностей в пище, одежде, жилище и т.п. осуществляется с помощью орудий труда в процессе хозяйственно-экономической деятельности. Удовлетворение духовных потребностей происходит своими особыми средствами, в специфических формах и учреждениях. Воспроизводящая и воспитательная деятельность людей протекает главным образом в семье и школе. Для управления и регулирования человеческих взаимоотношений в обществе имеются уникальнейшие и сложнейшие формы и средства, к числу которых надо в первую очередь отнести государство. «Сущность государства, — писал великий русский философ и государствовед И.А. Ильин, — состоит в том, что все граждане имеют и признают, — помимо своих различных и частных интересов и целей, — еще единый интерес и единую цель, а именно общий интерес и общую цель, ибо государство есть некоторая духовная община»33. К числу наиболее действенных форм и средств регулирования и управления относятся право и мораль. Конечно, поведение людей в обществе регулируется не только с помощью указанных средств. Имеются и другие регуляторы общественных отношений и процессов, о чем подробнее будет сказано ниже.