logo search
курс лекций по философии новый

Назначение и основные функции философии

Существует множество различных мнений относительно значения и назначения философии. Однако ни одно из них не оспаривает, по крайней мере, трех основных функций, которые выполняет любая философия. Это, во-первых, мировоззренческая функция философии. О ней подробнее рассказано в ответе на третий вопрос. Во-вторых, теоретико-познавательная. Философия стремится с помощью своих собственных средств и приемов раскрыть тайны бытия, внести свой вклад в копилку знаний о нем. И, наконец, методологическая. Философия, будучи теорией познания, призвана ответить на вопросы, как, какими методами и с помощью каких средств и форм происходит познание внешнего мира и человека, пребывающего в нем. Философия, таким образом, представляет собой общее учение о методах всякой познавательной деятельности, в том числе и самой философии.

О значении философии, ее месте и роли в системе общественных ценностей существуют самые различные мнения, порой прямо противоположные. Одни превозносят философию чуть ли не до небес, считая ее «царицей наук», ожидая от нее каких-то откровений или потрясающих истин. Ревнители философии стараются найти в ней ответы на все случаи жизни, ждут разъяснений по самым сложным и запутанным вопросам бытия. Другие же, наоборот, смотрят на философию как на что-то бесполезное, ненужное и непригодное для жизни. «Польза от философии не доказана, но вред вполне возможен» — вот крылатый афоризм, который приводят сторонники подобных взглядов в подтверждение своей нелюбви к философии. Есть немало и таких людей, кто отождествляет философию с пустословием, со словоговорением на заумные, пустопорожние темы.

Те, кто преувеличивает роль философии, кто называет ее «наукой наук», приписывает философским истинам и вообще философским высказываниям какой-то особый, даже мистический смысл, зачисляет их в разряд абсолютных истин в последней инстанции, во всяком случае, наделяет их более высоким статусом, нежели истины других наук. Те же, кто не признает за философией никакой положительности, исключают из разряда научных истин любые философские высказывания. Любопытно, что среди этих последних есть и сами философы.

И тот, и другой взгляд на роль философии страдает односторонностью и потому неверен. Философские истины, как и истины всякой другой науки, суть соответствие высказанных в них положений реальной действительности. Ценность и значимость истинного высказывания определяется не местом, которое занимает наука в иерархии научных знаний, а тем влиянием, которое оно может оказать на развитие науки и практики. И в философии наряду с истинными высказываниями есть немало ошибочных положений, неверных выводов. Поэтому, как и в любой науке, философские взгляды подлежат критической оценке и должны проверяться на истинность. Больше того, именно в философии критический подход особенно важен.

Философия, как особая форма общественного сознания, выполняет целый ряд важных функций. Назовем по крайней мере три из них: теоретическую, гносеометодологическую и мировоззренческую.

Несмотря на большое разнообразие философских направлений и школ, философия, тем не менее, представляет достаточно упорядоченную и целостную систему теоретических знаний о мире и человеке. Она имеет свой специфический набор особых философских понятий (категорий). В ее теоретическом фонде немало общих фундаментальных положений, наделенных статусом законов и принципов. Большая роль в системе философских построений отводится также гипотезам. Словом, философия, подобно другим наукам, представляет собой систему теоретических знаний. И эти знания значимы не только для самой философии, для собственного ее, так сказать, потребления. Теоретические проблемы философии, в силу своей всеобщности и абстрактности, представляют немалый интерес для других наук и практической деятельности человека. Ученому любого научного направления и практическому работнику небезразлично, как они решены и насколько глубоко исследованы в самой философии.

Но философия, будучи теорией, имеющей свои законы и категории, отражающие онтологическую реальность, выполняет гносеологические и методологические обязанности. Объектом философских изысканий, помимо всего прочего, является и сам процесс познания. В этом заключена одна из существенных особенностей философии, отличающих ее от всех других научных дисциплин, являясь теорией бытия, она в то же время есть и теория и метод познания. Гносеологические и методологические обязанности (функции) философии сводятся к тому, чтобы понять, раскрыть и объяснить пути и формы познавательного процесса. Гносеология, как часть философии, призвана ответить на трудные вопросы природы и сущности познания, степени соответствия его результатов объективной реальности, а также способов и критериев ее проверки. Учение об истине, а также способах и критериях ее проверки, являются наиболее существенной частью гносеологии и методологии. В задачу гносеологии входит и содержательный анализ методологической и эвристической значимости общенаучных понятий, то есть понятий, которыми пользуются все или, по крайней мере, большинство наук, не обращаясь специально к вопросу об их познавательной ценности.

Чтобы эта мысль стала более понятной, приведем такой пример. Любая наука, в том числе и философия, стремится найти в изучаемой сфере наиболее устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи, которые называются законами науки. Каждая наука имеет свои набор конкретных законов, действующих внутри исследуемой реальности. Однако ни одна наука, за исключением философии, формулируя и описывая действие тех или иных конкретных законов, не выясняет специально содержания и смысла самого понятия «закон». Что такое закон, каковы его основные признаки, как закон соотносится с другими близкими по значению понятиями и т.д. На эти и другие вопросы, связанные с пониманием этого определяющего структурного элемента научной теории, обязана дать ответ философия. То же самое можно сказать о других многочисленных понятиях, имеющих философский статус, но широко используемых в конкретных науках.

Из сказанного с достаточной очевидностью просматривается гносеологическая значимость философии. Тот, кто формулирует и изучает конкретный научный закон должен быть сведущим хотя бы в общем виде относительно самого понятия «закон», чем он отличается, скажем, от таких смежных и близких к нему понятий, как «принцип», «правило». Между прочим, уровень философской культуры исследователя лучше всего обнаруживается в общих высказыванях относительно рассматриваемой проблемы. К сожалению, не так уж редко можно встретиться с научными работами, в которых названные (и неназванные) здесь понятия употребляются то как синонимы, то необоснованно разводятся по разным «углам», а то и просто противопоставляются.

К числу теоретико-познавательных проблем надо отнести и вопросы методологии научного знания. В настоящее время учение о методах познания пытаются вывести не только за пределы гносеологии, но и философии в целом, рассматривая методологию как особую науку. Не станем вдаваться в тонкости этой проблемы. Методологическая функция философии в любом случае сохраняется, даже если признать самостоятельное существование особой науки методологии или метаметодологии, как ее ныне называют некоторые западные философы. Философия уже сама по себе, независимо от ее структурных модификаций, выступает по отношению к теории и практике познавательным методом. Но она, помимо всего прочего, разрабатывает свои особые, философские методы и использует их не только для разработки собственной теории, но и предлагает воспользоваться ими другим специалистам в их научных исследованиях и практических действиях. Какой грамотный человек, особенно в нашей стране, хотя бы не слышал о диалектике — философском методе познания? Однако кроме диалектики есть и много других философских методов познания. Об этом будет сказано особо. Но и этим не ограничивается методологическое влияние философии на другие сферы научной и практической деятельности. Известно, что любая наука и всякий вид деятельности имеют свои, только им присущие методы и приемы отыскания истины, получения искомых результатов. Но наряду со специфическими методами каждый вид научной и практической деятельности обращается за помощью к методам и приемам, имеющим общий методологический статус. Например, ни одна наука не может обойтись без применения сравни­тельно-исторического, системного и синергетического моделирования, анализа и синтеза, других общенаучных методов познания. Познавательная сила и значимость упомянутых, как впрочем и не упомянутых, общенаучных методов и приемов в специальных конкретных исследо­ваниях могут оказаться не менее эффективными, чем собственные познавательные средства конкретной науки. Во всяком случае, они столь же необходимы, как и специальные научные методы. Общенаучные же методы, их содержание и структура, роль и место в общем познавательном процессе анализируются и исследуются философией. Отсюда понятно, какую методологическую роль выполняет философия по отношению к научному творчеству в конкретных отраслях научного знания. Философия, разрабатывая общую методологию познавательной деятельности человека, обеспечивает, тем самым, потребность других конкретных наук в совершенствовании и повышении действенности научного творчества.

Несколько слов о мировоззренческой функции философии. Выше было отмечено, что философия, наряду с мифологией и религией, является особой формой мировоззрения. Философия, как было сказано, есть самое общее учение о мире и человеке и уже в силу этого по своему объективному статусу выполняет мировоззренческие задачи.

В отличие от других наук, философская теория не имеет единого основания своего построения. Отсюда неоднозначность и даже пестрота самих мировоззренческих философских принципов, ведущих, в свою очередь, и к разнообразию мировоззренческих установок, основанных на философии. Эту же мысль можно выразить и так: философия есть особый вид мировоззрения, отличный от мифологии и религии, но самое философское мировоззрение не существует в какой-то единой форме. При этом различные его проявления могут не просто различаться, но и противостоять друг другу, исключать друг друга. Например, мировоззрение, основанное и на материалистических, и на идеалистических принципах, есть философское мировоззрение, а не религиозное или мифологическое. Но мировоззрение, базирующееся скажем, на марксистской философии, будет резко отличаться от мировоззрения неотомистов. Одно философское мировоззрение будет атеистическим, т.е. отрицающим Бога, а другое, наоборот, признающим Бога как Творца всего сущего. Другими словами, внутри самого философского мировоззрения сосуществует целый ряд неодинаковых, а то и противоположных взглядов на мир. Здесь и воинствующий материализм, и крайний идеализм, тут и ортодоксальный теизм, и богоборческий атеизм. Весь этот набор разнообразных мироощущений, миропредставлений и миропонятий представлен в пределах одного вида, именуемого философским мировоззрением.

Не менее значима философия и для практической деятельности людей. Многие задачи, имеющие вполне конкретный, прагматический характер и, казалось бы, ничего общего не имеющие с абстрактными философскими положениями, при внимательном их рассмотрении оказываются связанными непосредственными или опосредованными связями с философскими вопросами. Как это ни покажется странным, любое практическое дело, так или иначе, упирается в необходимость решения самых общих вопросов, в том числе мировоззренческого характера. Люди, по справедливому замечанию В.И. Ленина, решая и выполняя свои конкретные, даже будничные дела, так или иначе «натыкаются» на более общие вопросы. Но одно дело, встретившись с ними, сознательно и свободно их разрешать, а другое – наткнуться на них подобно новорожденным котятам, не понимая их смысла и значимости. В таких ситуациях философия играет роль поводыря, ее значение можно сравнить с компасом, позволяющим не сбиться с пути в трудных и запутанных жизненных ситуациях.

Философский подход к решению практических вопросов как отдельного члена общества, так и целых коллективов уберегает от односторонности, позволяет проницательней заглянуть в тайники жизни. Диалектика, другие методы философии, оставленные нам в наследство и запечатленные в книгах, выстраданные в творческих муках мысли великих философов при разумном пользовании ими приводят, как показывает история, к осуществлению и стратегических целей, и при решении самых обыденных вопросов человеческого бытия.

Особенно велика роль философии в политической сфере. Правильные ориентиры во внутренней и внешней политике государств во многом зависят от «философской мудрости» их правителей. Чтобы не ошибиться в политике, надо отбросить сиюминутные выгоды и частные, несущественные или малосущественные обстоятельства и конъюнктуру «здравого» смысла и отыскать в общей громаде общественных событий единую равнодействующую определяющую направленность общеисторического процесса. А это возможно сделать только при условии понимания «философского смысла» происходящего. Великий человек — это всегда великий философ. По образному выражению Гегеля, великий человек, приложив ухо к земле, слышит из ее глубин глухие подземные удары мирового духа. Правитель, лишённый любви к мудрости, не способен услышать их. Для него там все глухо, могила повсюду.

Контрольные вопросы

  1. Каково буквальное значение термина «философия»?

  2. Укажите на различие между понятиями «объект науки» и «предмет науки».

  3. Что является объектом изучения философии?

  4. Дайте определение предмета философии.

  5. Назовите основные особенности философских проблем.

  6. Что такое основной вопрос философии?

  7. Как решается проблема познаваемости мира в философии?

  8. Какова структура философии? Назовите основные ее разделы.

  9. Чем отличается онтология от гносеологии?

  10. Дайте определение понятию «мировоззрение».

  11. Перечислите основные виды мировоззрения.

  12. Какова структура мировоззрения?

  13. Чем отличается философское мировоззрение от мифологического и религиозного?

  14. Перечислите основные функции философии.

  15. Какова роль философии в теории?

  16. Каково значение философии для практической деятельности?