logo search
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?

В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские и общена­учные методы и принципы (о которых шла речь выше). Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом осо­бенностей социального познания и его предмета (общество, культура, личность).

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включен­ное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в оп­ределенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует со­бытия «изнутри».

В психологии давно применяются такие специфические формы на­блюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия.

Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — осознанное система­тическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей.

Эмпатия (от лат. — вчувствование, проникновение) — способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, же­лания, идеи и поступки, т. е. это проникновение в переживания дру­гих людей.

Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и на­блюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понима­ния. Такой подход сегодня все более широкое применение находит в этнографии, социальной антропологии, социологии и культурологии.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые спо­собствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимен­та, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходит­ся считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучае­мую им ситуацию.

В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспери­ментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой под­ход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента. Это метод активного воздействия на испытуемого, спо­собствующий его психическому развитию и личностному росту.

Кроме формирующего в психологии выделяют естественный, ла­бораторный, экспериментально-патологический и некоторые другие виды экспериментов.

Своеобразной формой социального эксперимента является соци­альная инженерия, большой вклад в разработку которой внес британ­ский философ и социолог К. Поппер. Развитием социальной инженерии является социальное проектирование, широко распространенное в современной социологии.

Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого со­блюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь (как и в медицине) очень важно требование — «не навреди!». Главная их осо­бенность — в «способности служить орудием проникновения в тайни­ки интимно человеческого».

В социально-гуманитарных науках широко применяется сравнитель­ный (компаративистский) метод, опять же с учетом специфики их пред­мета.

Так, в психологии этот метод реализуется в двух вариантах:

а) Сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам — метод поперечных срезов. Поперечные срезы — это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчество, детство, юность и т. п.), полученных в исследованиях соответствующих контингентов.

б) Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени — лонгитюдный метод (от лат. long — длинный).

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общена­учных применяются специфические средства, методы и операции, все­цело обусловленные особенностями предмета этих наук. Выше уже шла речь о таких методах, как идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и со­бытий; диалог («вопросо-ответный метод»); понимание и рациональ­ное (жтенционалъное) объяснение; ценностный подход («отнесение к ценностям») (Риккерт, Вебер).

Назовем еще некоторые из своеобразных методов, подходов и прин­ципов, характерных именно для социально-гуманитарного познания. (За­метим, что проблема их классификации еще по существу не решена.)

1. Анализ документов, который позволяет получить сведения о про­шедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Ана­лиз документов может быть качественным («проблемный поиск», тематические обобщения) и количественным (контент-анализ, ос­нованный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете).

К числу документов относятся письменные источники-тексты в любой форме; статистические данные; иконографические изображе­ния (кино, фото и т. п.); фонетические документы (радио, телевиде­ние, магнитофон и т. п.); информация в машиночитаемой форме (дис­кеты, компакт-диски и т. д.).

Качественный анализ направлен на полное, всеобъемлющее вы­явление содержания документов. Основной недостаток анализа этих документов — субъективизм — во многом преодолевает формализован­ный (количественный) метод изучения документов (контент-анализ).

2. Методы опроса — основаны на высказываниях людей с целью вы­явления их мнений по каким-либо проблемам. Все разнообразие указанных методов сводится к двум основным формам:

• анкетирование — опрос по специальным анкетам, содержащим конкретные вопросы;

• интервью — целенаправленная, заранее запланированная бесе­да с опрашиваемым (респондентом) «лицом к лицу».

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различают опросы массовые (где таким источником выступают пред­ставители различных социальных групп) и специализированные (экс­пертные).

Разновидностью последних является метод групповой дискуссии, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации ее решения. Существует целый ряд форм организации групповой дискуссии. Наиболее извест­ный из них — «мозговой штурм», метод активизации творческого мышления в группе.

3. Метод монографический (от греч. monos — один, единственный и grapho — пишу) — метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте («случае»), после чего делают гипо­тетический вывод от этого объекта к более широкой области сход­ных объектов. Названный метод требует максимально полного опи­сания данного случая как характерного, типичного.

В английской традиции монографический метод называют case study («изучение случая»), который определяют как углубленное вы­борочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взя­том, но представительном объекте. Case study — форма качественного описательного исследования в социологии, объектом которого высту­пает отдельный индивид или малая группа.

4. Биографический метод — один из методов исследования субъек­тивной стороны общественной жизни индивида, основанный на так называемых личных документах, в которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего.

Разновидностями биографического метода являются автобиогра­фия и просопография, т. е. создание коллективных биографий опре­деленного круга лиц (президентов, Нобелевских лауреатов, спортсме­нов, звезд шоу-бизнеса и т. п.).

5. Проективные методы (в психологии) — способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Эти методы позволяют «проявиться личности вовне» и делать выводы о тех или иных ее «склоннос­тях», о специфике ее психологического развития. Проективные ме­тоды широко применяются и в социологии.

6. Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизирован­ные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют три основные группы тестов — тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ), тесты достижений (про­фессиональных, спортивных и др.) и тесты способностей — как общепсихологических (сенсорных, моторных и «др.), так и специ­альных (математических, художественных, музыкальных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тес­ты могут принести серьезный вред и моральный урон личности.

7. Метод социометрии — применение математических средств к изу­чению социальных явлений. Чаще всего применяется при изуче­нии «малых групп» и межличностных отношений в них (напри­мер, выявление «лидеров» группы, отношений формальных и не­формальных, конфликтных и неконфликтных и т. п.). Конечно, «подсчет процентов» кое-что дает, но далеко не все. И все же ме­тод социометрии позволяет выявить реальную позицию человека в коллективе по различным признакам.

8. Игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). (См. об игровом познании вопрос 8.)

9.Иконография (от греч. — изображение, образ и описание)— сис­тематическое изучение и описание изображений каких-либо (чаще всего — религиозных и мифологических) сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных осо­бенностей. В искусствознании иконография — описание и систе­матизация типологических признаков и схем, принятых при изоб­ражении каких-либо персоналий или сюжетных сцен — преиму­щественно в средневековом искусстве с его символикой.