logo search
0233145_A2D69_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_nauki

Вопрос №46 Методология технических наук.

Выделяют следующие этапы взаимодействия науки и техники, приведшие к развитию технических наук:

- В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические;

- Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление технических наук;

- Третий период – классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий;

- Для четвёртого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками.

Практическими предпосылками формирования технических наук является появление машинного производства, которое требовало для своего развития и функционирования сознательного применения научных знаний. Исторические факты показывают, что технические науки сформировались в связи с усложнением технических средств производства в период становления машин и являлись своего рода инструментом, существенным образом, изменившим способ конструирования машин.

Теоретическими же предпосылками формирования технических наук являются как развитие научно-технического знания, так и развитие естественных наук и математики в 19 веке, особенно механики И. Ньютона.

Процесс формирования технических наук начался с формирования на рубеже 18-19 веков технических наук механического цикла – теории машин и механизмов, деталей машин, баллистики, теплотехники и других. Машин стала пониматься как реализация естественного процесса, технические средства отныне могли быть использованы как особая форма овеществления явлений и процессов природы.

Несомненная заслуга в становлении технических наук принадлежит Сади Карно – создателю термодинамики, который абстрагировался от конкретных конструкций паровых двигателей, создал идеальную паровую машину или теоретическую модель этой машины и рассмотрел принцип получения движения из тепла.

Технические науки открывают и изучают законы, явления и процессы технических устройств, и способы реализации законов природы в процессе технического творчества.

Специфика технических наук

Выявление специфики технических наук осуществляется обычно следующим образом: технические науки сопоставляются с естественными (и общественными) науками и параллельно рассматривается соотношение фундаментальных и прикладных исследований. При этом могут быть выделены следующие позиции:

1 технические науки отождествляются с прикладным естествознанием;

2 естественные и технические науки рассматриваются как равноправные научные дисциплины;

3 в технических науках выделяются как фундаментальные, так и прикладные исследования.

1Технические науки и прикладное естествознание

Технические науки нередко отождествляется с прикладным естествознанием. Однако в условиях современного научно-технического развития такое отождествление не соответствует действительности. Технические науки составляют особый класс научных (научно-технических) дисциплин, отличающихся от естественных, хотя между ними существует достаточно тесная связь. Технические науки возникли в качестве прикладных областей исследования естественных наук, используя, но и значительно видоизменяя заимствованные теоретические схемы, развивая исходное знание. Кроме того, это не был единственный способ их возникновения. Важную роль сыграла здесь математика.

Как показывают конкретные исторические примеры, в реальной жизни очень трудно отделить использование научных знаний от их создания и развития. Как правило, инженеры сознательно или несознательно используют и формулируют общие утверждения и законы; математика выступает для них обычным аналитическим средством и языком. Инженеры постоянно выдвигают гипотезы и проектируют эксперименты для лабораторной или натурной проверки этих гипотез. Все это обычно маркируется и воспринимается как наука…

Инженеры используют не столько готовые научные знания, сколько научный метод. Кроме того, в самих технических науках постепенно формируется мощный слой фундаментальных исследований, теперь уже фундаментальные исследования с прикладными целями проводятся в интересах самой техники. Всё это показывает условность проводимых границ между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому следует говорить о различии фундаментальных и прикладных исследований и в естественных, и в технических науках, а не о противопоставлении фундаментальных и прикладных наук, неизменно относя к первым из них – естественные, а ко вторым – технические науки.

2 Технические и естественные науки – равноправные партнёры

К настоящему времени чаще всего выделяются естественные, гуманитарные, математические и технические науки, рассматриваемые как равноправные партнёры.

Наиболее тесная связь наблюдается между техническими и естественными науками. Каждая техническая наука – это отдельная и относительно автономная дисциплина, обладающая рядом особенностей. Технические науки – часть науки и, хотя они не должны далеко отрываться от технической практики, не совпадают с ней. Техническая наука обслуживает технику, но является прежде всего наукой, т. е. направлена на получение объективного, поддающегося социальной трансляции знания.

Действительно, сегодня никого не удивит тот факт, что «целевые исследования, которые проводятся в промышленных лабораториях исследователями, получившими инженерное образование, приводят к важным научным прорывам или что учёные, работающие в университетах или академических центрах, приходят к важным технологическим открытиям». Поэтому технические науки должны в полной мере рассматриваться как самостоятельные научные дисциплины, наряду с общественными, естественными и математическими науками. Вместе с тем они существенно отличаются от последних по специфике своей связи с техникой.

Технические и естественные науки имеют одну и ту же предметную область инструментально измеримых явлений. Хотя они могут исследовать одни и те же объекты, но проводят исследование этих объектов различным образом.

Технические явления в экспериментальном оборудовании естественных наук играют решающую роль, а большинство физических экспериментов является искусственно созданными ситуациями. Объекты технических наук также представляют собой своеобразный синтез «естественного» и «искусственного». Искусственность объектов технических наук заключается в том, что они являются продуктами сознательной целенаправленной человеческой деятельности. Их естественность обнаруживается прежде всего в том, что все искусственные объекты в конечном итоге создаются из естественного (природного) материала. Естественнонаучные эксперименты являются артефактами, а технические процессы – фактически видоизменёнными природными процессами. Осуществление эксперимента – это деятельность по производству технических эффектов и может быть отчасти квалифицирована как инженерная, т. е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знаний о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств.

Технические науки к началу XX столетия составили сложную иерархическую систему знаний – от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. К началу XX столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются систематическая организация знаний, опора на эксперимент и построение математизированных теорий. В технических науках появились также особые фундаментальные исследования.

Таким образом, естественные и технические науки – равноправные партнёры. Они тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие.

Для определения специфики технического знания и технических наук необходимо анализировать их строение. В настоящее время научно-технические дисциплины представляют собой широкий спектр различных дисциплин – от самых абстрактных до весьма специализированных, которые ориентируются на использование знаний не только естественных наук (физики, химии, биологии и т. д.), но и общественных (например, экономики, социологии, психологии и т. п.). Относительно некоторых научно-технических дисциплин вообще трудно сказать, принадлежат ли они к чисто техническим наукам или представляют какое-то новое, более сложное единство науки и техники. Кроме того, некоторые части технических наук могут иметь характер фундаментального, а другие – прикладного исследования.

3 Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках

Прикладное исследование – это такое исследование, результаты которого адресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальное – адресовано другим членам научного сообщества. Современная техника является не только применением существующего научного знания, но имеет творческую компоненту. Поэтому в методологическом плане исследование в технической науке не сильно отличается от общенаучного. Для современной инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях и институтах, специально предназначенных для развития технических наук. В то же время современные фундаментальные исследования в технических науках более тесно связаны с приложениями.

Для современного этапа развития науки и техники характерно использование методов фундаментальных исследований для решения прикладных проблем. В научно-технических дисциплинах необходимо чётко различать исследования, включённые в непосредственную инженерную деятельность и теоретические исследования называемые технической теорией.

Различие между физической и технической теориями заключается в характере идеализации: физик может сконцентрировать своё внимание на наиболее простых случаях, но всё это для технической теории должно приниматься ею во внимание. Техническая теория имеет дело с более сложной реальностью, поскольку не может исключить сложное взаимодействие физических факторов. Техническая теория является менее абстрактной и идеализированной, она более тесно связана с реальным миром инженерии.

Техническую теорию создаёт особый слой посредников – «учёные-инженеры», т. к. чтобы информация перешла от одного сообщества (учёных) к другому (инженеров), необходима её серьёзная переформулировка и развитие.

Технические теории в свою очередь оказывают большое обратное влияние на физическую науку и даже в определённом смысле на всю физическую картину мира. Например техническая теория упругости была генетической основой модели эфира, а гидродинамика – вихревых теорий материи. Разделение исследований в технических науках на фундаментальные и прикладные позволяет выделить и рассматривать техническую теорию в качестве предмета особого философско-методологического анализа и перейти к изучению её внутренней структуры.

Особенность технических наук заключается в том, что инженерная деятельность, как правило, заменяет эксперимент. Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов технической теории и черпается новый эмпирический материал.

Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют ещё длительной «доводки» для применения их к решению практических инженерных задач.

Естественные и технические науки имеют свои специфические задачи. Для естественных наук основные задачи сводятся к познанию ещё не раскрытых явлений и процессов природы, к овладению их законов. Основные задачи технических наук заключаются в приспособлении новых открытий естественных наук для создания техники и технологии, изучении законов, процессов и явлений не в том виде, в каком они даются природой, а в том, как они проявляются в практико-преобразующей природу деятельности людей. Естествознание открывает, что может быть использовано человеком в процессе его практической деятельности, технические науки – как естественнонаучные знания могут быть использованы в интересах людей. Конечно, естественные науки не оставляют без своего внимания мир техники. Но они отражают физические, химические или биологические процессы, происходящие в технических устройствах, безотносительно к функционированию этих устройств, в то время как технические науки отражают функционирование технических устройств в их связях со строением, структурой этих устройств. В этом плане естественнонаучное знание выступает не целью, а теоретическим средством технического знания и технической практики.

Как особая сфера человеческой деятельности технические науки представляют собой область труда учёных, где ведутся преимущественно прикладные научные исследования, направленные непосредственно на разрешение проблем, возникающих в ходе технической практики людей. Технические науки, с одной стороны, аккумулируют опыт производства, изобретательства, творческой смекалки а, с другой – конкретизируют данные теоретического естествознания, переводят их на инженерный язык для определённой технической и технологической задачи. «Иначе говоря, принадлежа к науке и материальному производству, технические науки обеспечивают «перевод» достижений общественных и естественных наук на язык технических теорий и методов, непосредственно применяемых в сфере производства, и наоборот обобщают и теоретически осмысливают эмпирические знания и практические задачи, возникающие в процессе производства, для последующей передачи их в сферу фундаментальных исследований».

В технических науках основным источником знания служит эксперимент, непосредственное наблюдение, сбор опытных данных. Главную роль здесь играют методы со значительным преобладанием содержательных средств исследования над формальными. Если в естественных науках образование новых понятий определяется успехами аналитического исследования и обобщением их в теории, то в технических науках новое понятие образуется на основе опыта, результатов естественных наук и использования математического аппарата. В первом случае мысль движется от анализа объективно существующего предмета к понятию, во втором – от знания законов природы к понятию а затем уже к материальному предмету. В последнем случае понятие формируется как образ будущего, ещё не существующего предмета.

Что касается законов технических наук, то они также имеют свою специфику. По своей сущности технические законы фиксируют устойчивые, необходимые, существенные и повторяющиеся при наличии определённых условий связи материальных образований технической области человеческой деятельности. В них реализуются строго заданные параметры материальных процессов, позволяющие создавать технические устройства. Законы технических наук являются феноменологическими и динамическими законами, выражающими количественные отношения технических объектов. Базируясь на экспериментальных данных, эти законы не столь точно как законы фундаментальных наук, отражают реальные связи объективного мира лишь приблизительно. Наконец, технические законы имеют ограниченный характер, они не универсальны и всегда имеются причины, ограничивающие сферу их действия.

Следует сказать и о специфике результатов технических наук, которые выступают не только в логических формах фиксации полученного знания, но и в виде конструктивных и технологических решений, практических рекомендаций, инженерно-справочного материала. То, что в других науках проходит идеализацию, в технических науках реализуется путём моделирования. Но постепенно (и довольно быстрыми темпами) технические науки из эмпирически сложившихся наук превращаются в систему теоретического знания.

Технические науки – это сложный комплекс наук, который классифицируется по различным основаниям. Так, технические науки выделяются по отраслям знания, производства, техники. В этом случае речь идёт о прикладных исследованиях, опытно-конструкторских разработках и научном обслуживании производственных процессов. Иногда технические науки делятся по предмету знания на науки о материалах, энергии и технических устройствах. Технические науки расчленяются также на науки изучающие структуры, функции и процессные признаки технических объектов. Наконец, выделяются науки, исследующие законы и принципы построения новых технических устройств и представляющие собой теорию использования природных закономерностей в технических устройствах удовлетворяющих общественную практическую потребность, и науки изучающие технологические принципы массового производства и использования технических устройств. В этом случае говорят о технических и технологических науках и утверждают, что первые имеют функции поиска и материализации технических идей, вторые – поиск скорейшего производства технических устройств и их наилучшего использования для практики. Однако в большинстве случаев обычно выделяют общетехнические науки, дающие общую теорию технических систем (теоретическая механика, электротехника, сопротивление материалов, теплотехника, гидравлика, теория механизмов и машин, технология машиностроения и др.) и частные науки (технология сварочного производства, станки и инструменты, автоматизация производственных процессов, приборы точной механики, технология литейного производства, робототехника, мехатроника, информатика и др.). Эту структуру технических наук можно считать общепринятой.

Таким образом, как специфическая область технического знания технические науки представляют собой определённую систему научных знаний, отличную от других областей человеческого знания. Основная её особенность – нацеленность на практику, на технику. Именно через технические науки осуществляется связь всего корпуса научных знаний с техникой на протяжении всей истории науки и техники.

Вопрос №47

Методология сельскохозяйственных наук.

Вопрос №48

Методология социально-экономических наук.

Наука и экономика

Для выяснения сущности взаимосвязи науки и экономики отметим, что термин «экономика» включает в себя: а) народное хозяйство страны, мирового сообщества, включающая разные виды и отрасли производства (в этом случае речь идёт о связке наука – производство); б) отрасль науки, изучающая народное хозяйство и экономические отношения, складывающиеся там (в данном случае речь идёт о связке: «наука экономика – другие науки»). Остановимся на каждом варианте подробнее.

Возникнув в эпоху античности в VII – VI в до н. э., наука долгое время, вплоть до XVIII в., была оторвана от экономики, производства. Начиная с конца XVIII века, благодаря научным открытиям в промышленности, имели место три важнейшие радикальные преобразования: 1) широкое использование силы пара в связи с изобретением в 1784 г. парового двигателя; 2) начавшееся в конце XIX столетия применение в промышленности электричества и химии, использование таких средств связи, как телеграф, телефон, радио, создание синтетических материалов; 3) внедрение в промышленность XX столетия таких революционных технологий, как атомные электростанции, лазерные установки, биотехнологии, информационные сети и др., в результате чего научное знание в форме информации становится главной, в том числе и экономической, ценностью.

Но существует и другая точка зрения, другая периодизация научно-технического прогресса, другой взгляд на этапность влияния науки на экономику (производство).

Согласно этой другой точке зрения в истории цивилизации принято выделять также три научно-технические революции, но с другой датировкой:

- первая протекала в течение нескольких десятков веков (с периода речных цивилизаций до XVI в. н. э.), дала людям искусственные материалы – металлические сплавы, ткани, орудия труда, машины;

- вторая (эпоха индустриальной революции): XVIII – XIX вв. – обеспечила людей невиданными ранее источниками энергии с помощью машин, генерирующих разогретый пар, электричество. Произошла механизация и электрификация сфер производства, транспорта, быта;

- третья (постиндустриальная эпоха) – расширила информационно-логические возможности общества в XX столетии. Это произошло в результате открытия новых средств воспроизводства и передачи информации, широкого использования атомной энергии, возникновения биотехнологий и генной инженерии, получения новых материалов с заранее заданными свойствами и т. д. Произошло насыщение инженерно-конструкторской деятельности средствами технической информации. Началась и достигла стадии зрелости компьютеризация производства.

Но и в том и в другом случае авторы исходят из того, что научно-технический прогресс влечёт за собой коренные изменения в экономике в форме внедрения результатов научных открытий. Наука в этой ситуации играет роль генератора идей, указывает пути дальнейшего развития материального производства.

Пределы распространения результатов научно-технического творчества в экономике зависят от состояния самой экономической сферы, от того, насколько она восприимчива к достижениям в области научной и инженерно-технической мысли. В период социализма эти пределы задавались планово государством. Такая модель взаимоотношения науки и производства на практике выказала свою неэффективность.

Сегодня ведущим критерием жизнеспособности экономической (и не только) системы является показатель эффективности использования знания и информации возрастающим количеством индивидов и предприятий. По этому критерию можно отличать экономику одной страны от другой.

В связи с этим существует предложение оценивать экономический и вообще общественный прогресс не стоимостью производимого национального валового продукта (НВП), а степенью способности в кратчайший срок разрабатывать и создавать любой продукт. А это в свою очередь определяется накопленным знанием и возможностью его концентрации в нужное время и в нужном месте.

По мнению лауреата Нобелевской премии Ф. Хайека, это можно достичь в первую очередь посредством предельной децентрализации совокупности знаний и информации в рамках рыночной экономики с присущими только ей конкуренцией и свободным ценообразованием.

Важным в вопросе влияния науки на экономику является также и то, чтобы экономика испытывала мощное влияние науки на себе: научные разработки должны быть эффективными, отвечать требованиям производства, на деле повышать производительность труда. То есть связка «наука-техника-производство» должна работать надёжно и слаженно.

Что касается влияния экономики на науку, то здесь остаётся главенствующей гениальная формула классика (Ф. Энгельса), который отмечал, что если у человечества возникает какая-либо потребность в принципиально новых научных открытиях, то эта потребность будет двигать эти открытия во много раз быстрее, чем десятки университетов.

Мы уже говорили о громадной роли социального заказа как базы в постановке научной проблемы. И такие заказы при развитой экономической сфере будут и идут в науку потоком, естественно стимулируя её развитие.

Экономика как научная дисциплина. Знание законов экономики в форме развитости экономических наук также является одним из важнейших факторов развития экономического и научного потенциала любой страны.

Формирование экономических наук – продукт длительного исторического развития. В системе экономических наук, как и в любой сфере научного знания, выделяют фундаментальные и прикладные научные исследования. К первым относятся экономическая теория, теория управления экономикой, статистика, бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности и др. Цель фундаментальных экономических наук – познание объективных законов экономического развития.

Существуют и прикладные экономические науки, цель которых в использовании в практике экономической деятельности результатов достижений в области фундаментальных наук. Это – экономика труда, ценообразование, финансы и кредит, демография, материально-техническое снабжение и другие науки.

Отличительной чертой современного этапа развития экономических наук является их тесное сотрудничество с другими отраслями научного знания: математикой, информатикой, социологией, психологией, философией и др. Например, важнейшей отраслью экономических наук является экономическая кибернетика, где решаются следующие задачи: исследование информационных потоков, протекающих в экономической сфере; экономические измерения; разработка экономических показателей; совершенствование системы управления экономикой; создание экономико-математических моделей и т. д.

Не менее плодотворным является сотрудничество, взаимодействие экономики с гуманитарными дисциплинами. Здесь имеет место такой же феномен, который возник в начале XX в., в результате становления кибернетики как науки. Понятия и законы этой науки позволили гуманитарным дисциплинам (в частности психологии, социологии) по-новому взглянуть на работу человеческого сознания, поведение человека.

Прежде всего, учёные экономисты попытались дать своё понимание рационального человека, действующего в экономике. Данное понимание закладывалось ими в исследовательские программы в области экономики.

Первая модель экономического человека была предложена А. Смитом и Д. Риккардо. В ней собственный интерес играл решающую роль. В дальнейших моделях экономического человека количество основополагающих качеств росло. Сегодня эта модель (в смысле человеческих качеств) выглядит следующим образом:

- выбор: экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор;

- предпочтения и ограничения: факторы, обусловливающие выбор человека, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения – его объективные возможности (главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг);

- оценивание: экономический человек наделён способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют предпочтениям. Это качество не обязательно сводится к полезности или приросту своего личного благосостояния (но чаще всего подразумевается именно такая целевая функция);

- принятие решения на основе собственных предпочтений. Данное качество означает, что решения индивида определяются его собственными предпочтениями. При этом человек не следует автоматически принятым в обществе нормам, традициям и не имеет того, что принято называть совестью или нравственностью. Но из этого не следует, что экономический человек обычно ведёт себя аморально;

- ограниченность информации и рациональность. Варианты и способы рационального выбора каждого человека находятся в прямой зависимости от имеющейся у него информации. Находящаяся в распоряжении человека информация, как правило, является ограниченной.

Однако достижения гуманитарных наук в области изучения человека и сама практика экономической деятельности сплошь и рядом показывают недостаточность и этой модели человека, закладываемой в экономические законы. Есть понятие «социальный человек» - человек, подчинённый общественным нормам, часто ведущий себя иррационально (под влиянием эмоций, интуиции и др.), порой слабо информирован и т. д. Такое понимание человека как субъективной базы для построения экономических теорий более соответствует реалиям экономической жизни.

В результате возникают пограничные науки, в частности экономическая социология, где предпринимаются попытки многомерного понимания человека в процессе трудовой деятельности, человека, обладающего помимо чисто материальных и физиологических потребностей (например, потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве посредством ориентации на материальное благополучие семьи и близких) ещё и такими потребностями, как потребность в самоуважении с помощью добросовестной трудовой деятельности, потребность в признании через утверждение своей профессиональной и личностной пригодности, потребность в самовыражении через высокие профессиональные показатели в труде, потребность в активности посредством трудовой деятельности, потребность в досуге и свободном времени посредством достижения высоких заработков через высокие успехи в труде, потребность в самосохранении (желание работать пусть за меньшую плату, но в хороших условиях труда), потребность в стабильности (неприятие рискованных способов получения высоких заработков), потребность в общении (рассмотрение работы, прежде всего, как возможности знакомств и человеческих контактов), потребность в социальном статусе, социальном росте (карьера как главный мотив поведения, стремление к должностному продвижению и к социальному авторитету в связи с этим), потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», работая «как все»).

В экономической социологии принято весь комплекс только экономических факторов, влияющих на экономические отношения, связывать с термином «трудовые», «экономические» отношения. Там же, где принимаются в расчёт социокультурные, социологические факторы трудовых действий с недавних пор стали пользоваться термином «хозяйственная деятельность». Причём с середины XX в. в социально-гуманитарном знании осознаётся недостаточность объяснения экономических явлений, исходя только из модели «экономического человека». Заметно вырос интерес к проблемам внеэкономической обусловленности хозяйственного развития.

Итак, на примере становления новой науки экономическая социология мы показали плодотворность взаимодействия экономических и социальных наук (шире философии). Очень интересным на этот счёт является высказывание известного экономиста и социолога Ф. Хайека, в своей Нобелевской лекции он в частности сказал: «Всё же никто не может считаться с великим экономистом, если он остаётся только экономистом; я даже склонен утверждать, что экономист, который является всего лишь экономистом, рискует стать неким надоедливым человеком. А то и носителем явной опасности. Философия же помогает ему избавиться от, можно сказать, индивидуализированной «пагубной самонадеянности» и ограничить недолжные претензии знания».

Существует ещё одно важное пограничное направление в науке – экономика науки, область экономических исследований, цель которой определение экономических показателей работы учёных и научно-исследовательских институтов, формы и особенности их финансирования, экономия рабочего времени, повышение производительности труда научных сотрудников, сближение науки и производства, то есть в целом повышение экономического уровня всей научной работы.

Любой учёный должен представлять, во что обходиться обществу работа его коллектива, какова отдача его коллектива, каковы затраты и каков экономический эффект от внедрения научных разработок. Какова вообще экономическая ценность научного труда?

Однако здесь возможны и сложности, противоречия: если рассматривать экономический фактор как один из базовых для решения программ научно-исследовательской деятельности в рамках, например, страны или мирового хозяйства, то целесообразнее заниматься той или иной исследовательской деятельностью в одном – единственном месте в масштабах мирового сотрудничества. Однако такая интеграция и разделение научно-исследовательского труда нивелируют такой очень важный творческий стимул, как конкуренция в подходах решения той или иной задачи, что, в конце концов, уменьшает вероятность появления фундаментальных, выдающихся результатов.

Поэтому оптимальная организация научного исследования должна, учитывать в совокупности данные таких наук, как психология, социология, экономика науки, стремиться к максимально полному соединению экономических эффектов интеграции с интенсивной борьбой мнений, познавательными преимуществами свободного творческого труда, децентрализации в одном аспекте и интеграции в другом коллективных усилий, исследующих одни и те же, параллельные и разные научные темы.