Приложение 5. Метод "фокус-групп"
Метод "фокус-групп"132 применяется для опроса небольшой группы респондентов с целью пилотажной проверки гипотез по ранее не известным новым явлениям.
Идея метода "фокус-групп" основана на гипотезе, что при помощи массовой анкеты или бланка-интервью выявляется идеологизированный срез массового сознания, ориентированный на стандарты общественных норм, идеологических штампов (идеологем), теологических догматов и т. д.
Чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие респондентом рекламы нового товара, нового социального института, политических или этических отношений была оценена им адекватно потребностям, необходимо эту оценку "очистить" от идеологического фона (вплоть до газетных штампов) и попытаться получить от респондента "оценку" на уровне "подсознательного".
Рекомендации к реализации метода:
а) Численность группы не должна превышать 8-10 человек, чтобы все могли достаточно интенсивно участвовать в дискуссии, направляемой модератором133 (как правило, опытным психологом).
б) Члены группы должны быть отобраны случайно, но с соблюдением правил метода квотной выборки, а также быть незнакомы друг с другом.
в) Члены группы до начала дискуссии не должны быть информированы о её теме и целях.
г) Модератор должен обладать достаточной психологической суггестивностью134, чтобы направлять дискуссию и не поддаться давлению группы.
д) Модератор не должен навязывать своё мнение респондентам, а только управлять дискуссией, постепенно "ведя" участников вдоль "нити" дискуссии, согласно сценария.
е) Модератор должен уметь, не прерывая логики дискуссии, быстро переключить её на разных членов группы и вести дискуссию с такой интенсивностью, чтобы у респондентов не было времени переключаться на идеологический уровень сознания и вспоминать "газетные" (идеологизированные) штампы для "правильных" ответов.
Минимальная длительность дискуссии 50-70 минут, максимальная длительность — 1.5-2.0 часа.
Выборка.
Количество групп и их состав зависят от задач исследования и объекта оценки. Их число, как правило, колеблется от 2-х до 8-ми.
При этом дискуссию достаточно провести в 2-х группах:
Для измерения эффективности рекламы методом параллельного сравнения, когда в мужской (или в женской) группах представлены респонденты всех возрастов, а результаты измерений в 2-х идентичных по составу группах сопоставляются на предмет устойчивости установок респондентов.
Либо, составляются 2 однородные группы: "молодежная " и "старшая ", для более контрастного выявления различий в установках поколений.
Если принято решение изучить эффективность рекламы чая, то сформировать следует 2 или 4 группы. Они могут быть сформированы двумя способами. Либо две идентичные по составу, смешанные в возрастном и половом отношениях группы, либо однородные 4 группы: молодые мужчины, молодые женщины, мужчины постарше, женщины постарше.
Бывают ситуации, когда в качестве критерия групп выступают род занятий, этническая, конфессиональная принадлежность респондентов и т. д.
Процедура
Дискуссию в фокус-группе ведет модератор — опытный психолог — за "круглым столом". Дискуссия записывается на магнитофонную кассету, после чего запись подлежит распечатке. Полученные стенограммы служат основой составления отчета. Иногда процесс дискуссии снимают на видео.
В ходе дискуссии широко используется демонстрация предметов рекламы, а в последующем, для оценки — рекламный ролик.
Дискуссия проводится по заранее подготовленному сценарию, содержание которого известно только модератору. Последний должен до начала дискуссии глубоко проработать сценарий (в последующем приводится пример сценария и отчета по фокус-группе).
Основные требования к поведению модератора
Поза:
Хорошая поза |
| Плохая поза |
|
|
|
Качество речи:
Хорошее качество речи |
| Плохое качество речи |
|
|
|
Эффективное "Несловесное" поведение модератора
Манеры поведения | Значение |
Поддерживает хороший зрительный контакт | Способствует более активному участию в беседе |
Сидит лицом к говорящему | Поза активного участия. Означает: "Готов слушать Вас" |
Поддерживает "открытую" позу | Придает беседе "открытость". Поза "необоронительная" |
Слегка наклоняется к собеседнику | Знак активного участия |
Остается в относительной расслабленности | Означает: "Мы с вами в домашней обстановке" |
Хорошее качество речи — тон голоса, интонация, акценты | Еще один знак активного интереса и участия |
Модератор, через 2-2.5 минуты после знакомства с респондентами и объявления темы (цели) их дискуссии, должен в неё активно включить присутствующих, вводя дискуссию, если это необходимо, в нужное русло, однако не увлекаясь "личными" монологами.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,