logo search
ММНИ учеб

Приложение 5. Метод "фокус-групп"

Метод "фокус-групп"132 применяется для опроса небольшой группы респондентов с целью пилотажной проверки гипотез по ранее не известным новым явлениям.

Идея метода "фокус-групп" основана на гипотезе, что при помощи массовой анкеты или блан­ка-интервью выявляется идеологизированный срез массового сознания, ориентированный на стандарты общественных норм, идеологических штампов (идеологем), теологических догматов и т. д.

Чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие респондентом рекламы нового товара, нового социального института, политических или этических отношений была оценена им адекватно потребностям, необходимо эту оценку "очистить" от идеологического фона (вплоть до газетных штампов) и попытаться получить от респондента "оценку" на уровне "подсознательного".

Рекомендации к реализации метода:

а) Численность группы не должна превышать 8-10 человек, чтобы все могли достаточно интенсивно участвовать в дискуссии, направляемой модератором133 (как правило, опытным психологом).

б) Члены группы должны быть отобраны случайно, но с соблюдением правил метода квотной выборки, а также быть незнакомы друг с другом.

в) Члены группы до начала дискуссии не должны быть информированы о её теме и целях.

г) Модератор должен обладать достаточной психологической суггестивностью134, чтобы направлять дискуссию и не поддаться давлению группы.

д) Модератор не должен навязывать своё мнение респондентам, а только управлять дискуссией, постепенно "ведя" участников вдоль "нити" дискуссии, согласно сценария.

е) Модератор должен уметь, не прерывая логики дискуссии, быстро переключить её на разных членов группы и вести дискуссию с такой интенсивностью, чтобы у респондентов не было времени переключаться на идеологический уровень сознания и вспоминать "газетные" (идеологизированные) штампы для "правильных" ответов.

Минимальная длительность дискуссии 50-70 минут, максимальная длительность — 1.5-2.0 часа.

Выборка.

Количество групп и их состав зависят от задач исследования и объекта оценки. Их число, как правило, колеблется от 2-х до 8-ми.

При этом дискуссию достаточно провести в 2-х группах:

  1. Для измерения эффективности рекламы методом параллельного сравнения, когда в мужской (или в женской) группах представлены респонденты всех возрастов, а результаты измерений в 2-х идентичных по составу группах сопоставляются на предмет устойчивости установок респондентов.

  2. Либо, составляются 2 однородные группы: "молодежная " и "старшая ", для более контрастного выявления различий в установках поколений.

Если принято решение изучить эффективность рекламы чая, то сформировать следует 2 или 4 группы. Они могут быть сформированы двумя способами. Либо две идентичные по составу, сме­шанные в возрастном и половом отношениях группы, либо однородные 4 группы: молодые муж­чины, молодые женщины, мужчины постарше, женщины постарше.

Бывают ситуации, когда в качестве критерия групп выступают род занятий, этническая, кон­фессиональная принадлежность респондентов и т. д.

Процедура

Дискуссию в фокус-группе ведет модератор — опытный психолог — за "круглым столом". Дискуссия записывается на магнитофонную кассету, после чего запись подлежит распечатке. Полученные стенограммы служат основой составления отчета. Иногда процесс дискуссии снимают на видео.

В ходе дискуссии широко используется демонстрация предметов рекламы, а в последующем, для оценки — рекламный ролик.

Дискуссия проводится по заранее подготовленному сценарию, содержание которого известно только модератору. Последний должен до начала дискуссии глубоко проработать сценарий (в последующем приводится пример сценария и отчета по фокус-группе).

Основные требования к поведению модератора

Поза:

Хорошая поза

Плохая поза

  • Модератор обращается лицом к говорящему.

  • Руки сложены свободно или производят уместные жесты.

  • Модератор реагирует мимикой лица (кивает головой в знак согласия, хмурит брови, если не понимает сути ответа).

  • Слегка наклоняется в сторону говорящего.

  • Модератор не поворачивается лицом к говорящему.

  • Сутулится или сидит неестественно прямо, в застывшей позе.

  • Уделяет повышенное внимание своим рукам, бумагам, чистит ногти.

  • Не жестикулирует руками или производит чрезмерные жесты, всплескивая руками от самого плеча.

  • Сидит с каменным лицом.

  • Не к месту улыбается, хмурится, кивает.

Качество речи:

Хорошее качество речи

Плохое качество речи

  • Приятная интонация.

  • Умеренная громкость речи (не слишком тихо и не слишком громко).

  • Подбор слов, облегчающий взаимопонимание с респондентами.

  • Невыразительный, глухой тон голоса или дрожащий голос.

  • Речь слишком громкая или слишком тихая.

  • Чрезмерное употребление жаргона.

  • Чрезмерное употребление вводных слов, типа "понимаете..."

Эффективное "Несловесное" поведение модератора

Манеры поведения

Значение

Поддерживает хороший зрительный контакт

Способствует более активному участию в беседе

Сидит лицом к говорящему

Поза активного участия. Означает: "Готов слушать Вас"

Поддерживает "открытую" позу

Придает беседе "открытость". Поза "необоронительная"

Слегка наклоняется к собеседнику

Знак активного участия

Остается в относительной расслабленности

Означает: "Мы с вами в домашней обстановке"

Хорошее качество речи — тон голоса, интонация, акценты

Еще один знак активного интереса и участия

Модератор, через 2-2.5 минуты после знакомства с респондентами и объявления темы (цели) их дискуссии, должен в неё активно включить присутствующих, вводя дискуссию, если это необ­ходимо, в нужное русло, однако не увлекаясь "личными" монологами.