logo
ММНИ учеб

3.6. Комплексное исследование

Научные труды, в которых комбинируются по потребности разные виды исследований встречаются довольно часто во всех отраслях знания. Такая форма научных работ является универсальной, поскольку позволяет при­менять различные виды исследований, гибко приспособляя их к разносторонним задачам последних. Поскольку каждое исследование обладает всеми признаками, позволяющими квалифицировать их как проекты, для них справедливы и законы управления проектами, в частности первый, согласно которому все нужно направлять для достижения целей проекта.

Обычно в первой части используется описательное исследование, посвященное введению в проблематику, из которой вытекает цель. Далее может идти в зависимости от темы и экспериментальное и историческое, и так далее. Если оказывается целесообразным, нелепо не воспользоваться моделированием для оптимизации и прогнозирования, аксиоматическим методом, чтобы исключить противоречивость полученных результатов, и так далее.

На финише комплексного исследования уместно аналитическое и/или методическое исследование, для формирования мостов к практическим применениям результатов в производстве и/или дальнейших исследованиях.

Контрольные вопросы и задания:

  1. В чем заключаются особенности научного наблюдения?

  2. Каковы основные принципы экспериментального исследования? Дайте толкование понятиям проблема, гипотеза, достоверная истина.

  3. Какие виды шкал используются в научных исследованиях? Приведите примеры их применения.

  4. В чем заключается суть восхождения от абстрактного к конкретному?

  5. В чем заключается условная доказательность аксиоматического метода.

  6. Укажите основные этапы метода гипотезы. Приведите пример.

  7. В чем заключается суть и взаимодополнение анализа и синтеза в научных исследованиях? Приведите примеры.

  8. В чем заключается суть моделирования? Каковы основные структурные элементы модели?

  9. Какие требования предъявляются к экономико-математическим моделям? Каковы источники эффективности моделирования в научных исследований?

  10. Какова сущность контент-анализа?

  11. В чем заключается сущность метода группировок и классификаций? Какова применимость этого метода?

  12. Что дает дисперсионный анализ?

  13. Что дают корреляционный и регрессионный методы?

  14. Что дает факторный анализ?

  15. В чем заключается сущность методов экстра и интерполяций?