3.5. Методическое исследование
Методика (англ. Procedure; Methods) (от греч. methodike) – 1) совокупность методов, приемов, cnocобов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки; излагает правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета (методика языка, методика арифметики в т.д.). *М. в бизнесе – система как совокупность методов, приемов, способов целесообразного проведения каких-либо работ или оказания услуг.
Методика исследования (англ. Technique of research) — система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования.
Выбор в качестве темы научного труда специально методического исследования встречается далеко не часто. Между тем значение в любой науке методических работ трудно переоценить. «...метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе»55.
В любом деле способ его осуществления есть одно из решающих условий успешного выполнения задачи. В специальном методическом исследовании собственно методическая сторона всей работы приобретает особо важное значение.
Одни методические исследования ставят своей главной задачей коренное улучшение каких-либо распространенных и важных для производства способов изготовления продукции, добычи и переработки полезных ископаемых, другие направлены на повышение точности методов исследования природы, третьи — на формирование (создание) эффективных новых методов и т. п.
В методических исследованиях чаще проявляются «собственнические» черты автора, желающего закрепить свой личный приоритет в научном открытии или предложении и часто повторяющего «мой метод», «моя работа».
Однако здесь надо быть предельно корректным. Нельзя забывать, что каждое научное открытие или изобретение — это не только личное достижение какого-то ученого, а также результат работ многих предшественников, проторивших дорогу для этих достижений.
Например, одним из авторов данной работы был создан метод56 интервального нормирования длительности производственных процессов, включающий экономическую оптимизацию количества наблюдений. Однако в каждом упоминании об этом методе, автор отдает должное Б.М. Генкину, который впервые высказал целесообразность обоснования количества наблюдений с экономических позиций и, по сути, наметил принцип решения этого вопроса.
Характерными чертами методического исследования являются:
объективная оценка рассматриваемых методов или методик;
выявление слабых сторон известных ранее методов;
разработка нового метода или методики (возможно, совершенствование старого), дающих существенные преимущества по сравнению с другими современными методами в конкретной области;
обоснование преимуществ нового метода;
экономическая оценка предполагаемого или реализованного применения предлагаемого нового (или усовершенствованного) метода.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,