5.5. Литературное представление научных результатов
(Пункт разработан по материалам124)
Письменный вид научного общения используется исходя из двух соображений. Во-первых, только в таком виде можно изложить идеи, предложения и результаты на научном, однозначно понимаемом языке и в строго логической форме. Во-вторых, с учетом возможностей тиражирования текстов, он позволяет довести новое научное знание до широких кругов научной общественности.
При письменном виде научного общения результаты научной работы описываются и оформляются как различные виды литературной продукции.
В зависимости от объемов информации, которую требуется донести читателю с целью раскрытия сущности полученных научных результатов, используют либо малые формы, либо крупные.
К малым формам литературной продукции для изложения научных результатов относятся реферат, тезисы доклада и журнальная научная статья.
В качестве крупных форм литературной продукции для изложения научных результатов используют депонированные научные отчеты и монографии.
К особым формам литературной продукции для изложения научных результатов можно отнести формулы изобретений, прилагаемые авторами к заявкам на изобретения и открытия, направляемым в паентные ведомства (в России это Роспатент).
Реферат — один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного произведения — развить эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию.
Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и другие.
В начальный период магистратуры, аспирантуры или подготовки кандидатской диссертации в порядке соискательства начинающему исследователю полезно подготовить рефераты двух видов: литературный с обзором основной литературы по избранной теме исследования и методический с критическим рассмотрением способов и приемов изучения выбранной проблемы.
Систематизация литературы и методов исследования помогает начинающему исследователю сориентироваться в интересуемом круге вопросов. Замечания специалистов по содержанию таких рефератов также очень ценны, помогая молодому исследователю более объективно увидеть и проблему и пути ее возможного решения.
В литературном (обзорном) реферате следует рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнительные его стороны. Критический обзор литературы может послужить основой для вводной части будущего научного (дипломного, диссертационного) сочинения.
Для обзорного литературного реферата можно предложить такой примерный план:
вводное слово о целевой установке реферата;
теоретическое и прикладное значение темы;
спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;
новые публикации по освещению темы;
нерешенные вопросы и их научное, социальное или экономическое значение.
В реферате, посвященном методике и методам исследования, следует разобраться со сравнительными оценками применяемых приемов и способов решения планируемых задач, анализом качества методов и ожидаемых результатов исследования. Используя деловые критические замечания коллег к такому реферату, исследователь может более уверенно и более успешно продвигаться в своих исследованиях.
Для реферата методического характера можно предложить такой примерный план:
основные задачи исследования темы;
анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;
отзывы видных специалистов о научных методах по изучению данного объекта;
выводы и предложения по существу дела.
Рефераты представляют хорошую форму выполнения заданий по овладению научным методом главным образом в начальный период работы, например в первый год обучения в аспирантуре. В последующие периоды научной подготовки вместо рефератов целесообразно обсуждать в кругу коллег научные отчеты по теме.
Тезисы доклада обычно публикуются для предварительного ознакомления с основными положениями научного исследования. Очень лаконично, почти телеграфным стилем, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого материала объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.
Основная цель тезисов доклада — в очень сжатой (до самого минимума) конспективной форме изложить только основные итоги проведенного научного исследования. Если есть возможность опубликовать развернутые тезисы (примерно 4-5 страниц машинописного текста), то исследователь может дать более подробное описание «центральной идеи», обосновать свою работу, подчеркнуть ее роль и значение.
Журнальная научная статья — наиболее солидный и предпочтительный вид письменного оформления результатов и итогов проведенного научного исследования. Часто она имеет ограниченный объем (6—10 страниц машинописного текста). Поэтому каждый пункт этого письменного документа строится так, чтобы начало чтения сразу давало основную информацию. В основу текста здесь кладется одна научная мысль, одна научная идея. Основная часть научных статей публикуется в научных журналах.
Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Первый абзац, начинающий статью, обычно вводит читателя в проблематику исследования. Здесь излагаются цель исследования, задачи данной работы, возможности ее практического использования. Эти данные помогают при чтении статьи быстрее уловить суть проблемы. Структура статьи определяется тематикой и особенностями исследования, приводимые в ней данные представляют собой обобщение результатов проведенных научных изысканий.
Для журнальной научной статьи можно предложить такой примерный план:
заглавие статьи с указанием фамилии автора (фамилия и инициалы), название научного или учебного учреждения, в котором была выполнена работа;
вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теоретическом и практическом планах;
краткие данные о методике исследования;
анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;
выводы и предложения.
Различают теоретические и эмпирические научные статьи.
Теоретические статьи описывают результаты исследований, выполненных с помощью абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, идеализации, формализации, моделирования. В статьях, где приводятся результаты расчетов, объектами описания в аналитической или графоаналитической форме являются физические, химические, физико-химические процессы, результаты и методика экономических расчетов и др. В работах, посвященных интерпретации явлений, процессов, проблем, основанных на систематизации научных фактов с выделением главных понятий, принципов, законов, приводятся математические выкладки и модели.
Эмпирические статьи описывают результаты исследований, проводимых с помощью методов эксперимента, наблюдения, измерения и др., но с использованием и ряда теоретических методов. Описываются методика исследования, средства для его осуществления, дается характеристика и классификация полученного материала, его интерпретация, в случае внедрения содержатся сведения об их результатах. Данные обычно представлены в виде графиков, схем, диаграмм, чертежей, фотографий, в табличной форме, в виде математических моделей. Заключительная часть статьи, подытоживая материал, должна отвечать на вопросы, поставленные вводной частью, перекликаться с ней и тем самым показывать читателю место работы в системе знаний отрасли.
Депонированный научный отчет
Научный отчет – отчет по итогам исследовательской работы по теме, выполняемой на хоз-договорной или бюджетной основе, или аспирантской подготовки.
Депонированный научный отчет – отданый на хранение в библиотеку (например, в библиотеку им. Ленина, г. Москва) или другое специальное учреждение без тиражирования. Однако, желающий может прочитать этот отчет в соответствующем учреждении или получить копию этого отчета в виде микрофильма или ксерокопии по специальной заявке.
Отчет должен удовлетворять определенным требованиям.
В структуру отчета обычно включают:
а) титульный лист;
б) реферат;
в) содержание (оглавление);
г) введение;
д) аналитический обзор (если это требуется);
е) обоснование выбранного направления работы (или метода решения задачи);
ж) основную часть отчета, излагающую конкретное содержание исследования и полученные результаты;
з) заключение;
и) список использованной литературы;
к) приложения.
В отчете освещается центральная идея и замысел исследования, а также намеченные пути его выполнения. Исследователю надлежит объективно осветить положительные и отрицательные результаты своей работы, дать анализ собственных решений. В отчете освещаются также сделанные за отчетное время публикации научных результатов, рефераты и сообщения научного характера. Часть материалов может быть дана в виде приложений.
Монография
Монография (нем. Monodraphie от греч. monos один, единый и grapho пишу) – научный труд, углубленно, по возможности исчерпывающе на данный момен разрабатывающий одну тему, один круг вопросов.
Монографии могут иметь как одного автора, так и быть коллективными.
По содержанию и методологии донесения материала монографии оформляются аналогично диссертациям и научным отчетам (см. следующий раздел). То есть, в них показывается актуальность вопроса, излагается предыстория, указываются объекты исследования и предметы, указывается традиционный и излагается новый инструментарий и т.д. На оформление стандарта не накладывается, но каждое издательство старается сделать монографию по-возможности более качественно, с возможностью долговременного использования в научных библиотеках как личных, так и общественных. На объем монографий стандарта также не существует, он определяется тем, чтобы наилучшим образом, исчерпывающе донести до читателя полученные исследователями научные результаты.
Формула изобретения или открытия
Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области техносферы, социально-культурного развития, обороны, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом.
Открытие – новое научное достижение в процессе познания природы и общества. Открытие – объект специальной правовой охраны, им признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
Формула изобретения или открытия – краткая словесная характеристика, выражающая техническую сущность изобретения или открытия, и являющаяся единственным критерием для определения научной и практической значимости, ценности изобретения или открытия.
В формуле изобретения устройство должно характеризоваться конструктивными признаками, технологический способ выполнением в определенной последовательности ряда действий (приемов, операций с использованием материальных объектов, вещество – входящими в него ингредиентами и их количественным соотношением и т.д.
В формуле открытия должны исчерпывающе излагаться сущность неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира и условия их верификации.
Представление научных результатов в формах на правах рукописей
К особым видам научной продукции, издаваемым единичными тиражами на правах рукописей, относятся диссертации, их авторефераты, квалификационные работы для получения высшего образования. В ряде случаев научные результаты могут представляться и в курсовых работах студентов и слушателей курсов повышения квалификации.
- Isbn © л л. Высоцкий, а. В. Новокрещенов, 2009
- Введение
- Отличительные особенности научной работы
- 1.1. Специфика научной деятельности
- 1.2. Цель, виды, уровни и эффективность научной работы Цель научной работы
- Виды научной работы
- Классификации уровней и методов научного поиска
- 1.3. Научное изучение и предвидение Признаки научности исследования
- Научное предвидение
- 1.4. Планирование и самоорганизация в науке
- 1.5. Этика научной работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Методология научного исследования
- 2.1. Методология науки как система
- 2.2. Основные методологические принципы познания
- Принцип комплексности познания
- Системное познание
- Принцип детерминизма
- Историко-логический принцип познания
- 2.3. Логические основы исследований
- Логика дедуктивных и индуктивных выводов
- Правила аргументации
- 2.4. Согласование задания на исследовательскую работу
- Формулировка темы исследования
- Выбор объекта исследования
- Согласование предмета исследования
- Согласование главной цели работы
- Задачи исследования
- Выбор инструментария исследования
- Примерный перечень предполагаемых результатов
- Структура работы
- Перечень предполагаемых иллюстраций к докладу работы
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Общенаучные методы научного исследования
- 3.1. Обобщенные методы эмпирического познания Научное наблюдение и описание
- Эксперимент
- Индикаторы и шкалирование
- Типы шкал и правила их построения
- Номинальная шкала
- Ранговая (порядковая) шкала
- Интервальная шкала
- Измерение и сравнение
- 3.2. Общенаучные методы теоретического познания Восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- 3.3. Общенаучные методы всех уровней познания Применение анализа и синтеза в научных исследованиях
- Применение индукции и дедукции в научных исследованиях
- Возможности аналогий и моделирования в научных исследованиях
- Системный подход
- Особенности системных решений проблем разного профиля
- Системный анализ
- 3.4. Общие методы анализа информации
- Контент-анализ
- Методы группировок и классификаций Методы группировок
- Кластерный анализ
- Факторный анализ
- Методы экстраполяции
- 3.5. Методическое исследование
- 3.6. Комплексное исследование
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Специальные методы исследований проблем государственного и муниципального управления
- 4.1. Методы экономических исследований
- Факторы исследования экономических явлений
- Экономические концепции и теории
- Принципы рационализации экономических решений
- Современные проблемы Российской экономики
- 4.2. Методы социологических исследований
- Социальное обследование методом "фокус-групп"
- От социальных обследований к научным исследованиям
- Эмпирические методы социального исследования
- Гипотезы и теории в социальном исследовании
- Социологические концепции, доктрины и парадигмы
- 4.3. Методы исследований социально-экономического поведения Основные проблемы социально-экономического поведения в современной России
- Проблемы совершенствования технологии мотивирования социально-экономического поведения
- 4.4. Методы исторических исследований
- 4.5. Методы гуманитарных исследований
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 5. Представление результатов научной работы
- 5.1. Общие принципы работы с текстом
- Представление табличного материала
- Оформление иллюстративного материала
- 5.2. Введение и Общая характеристика работы
- Актуальность исследования
- Апробация
- Практическая значимость
- Публикации
- Автор защищает
- Структура и объем работы
- 5.3. Основная часть описания научного исследования
- Глава 1. Критический анализ состояния проблемы.
- Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.
- Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.
- 5.4. Заключение и приложения Заключение (основные выводы)
- Приложения
- 5.5. Литературное представление научных результатов
- 5.6. Устные организационные формы научного общения
- 5.7. Общение с оппонентами и процедура защиты Рекомендации к реагированию на замечания оппонентов
- Процедура защиты
- Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Понятийный аппарат исследовательской работы (курсовой, дипломной, заказной, диссертационной)
- Заключение
- Библиографические списки Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Приложение 1. Пример задания на дипломную работу
- Исходные данные для выполнения работы:
- Приложение 2. Пример отзыва научного руководителя
- Приложение 3. Пример рецензии на дипломную работу
- Приложение 4. Пример аннотации аттестационной работы
- Глава 2 (название главы) раскрывает современное состояние региональной статистики, отражает проблемы, мешающие полному удовлетворению в экономической информации.
- Приложение 5. Метод "фокус-групп"
- Навыки и приемы, необходимые модератору
- Учебное пособие
- 630102, Новосибирск, Сибирская академия государственной службы,